Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по рассказу К.Паустовского "Созвездие гончих псов"
методическая разработка (9 класс)

Томилова Евгения Анатольевна

Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по рассказу К.Паустовского "Созвездие гончих псов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_sozvezdie_gonchih_psov.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Томилова Евгения Анатольевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ ООШ №11

Цель мероприятия: воспитание у школьников вечных человеческих ценностей  на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения.

Задачи:

  1. Познакомить с биографией К.Паустовского и рассказом «Созвездие гончих псов».
  2. Привлечь внимание учеников к произведениям внешкольной программы.
  3. Воспитание нравственного облика обучающихся.
  4. Привитие соревновательного духа.

Данное мероприятие апробировалось на обучающихся среднего звена (8-9 класс) во время проведения ежегодного школьного конкурса «Читатель года». Разработку можно использовать на нравственном классном часу и как итоговый урок при изучении данного произведения на уроках литературы.

Возрастная группа: 14-16 лет

Время проведения: февраль 2013 (8-9 класс)

Место проведения: МАОУ ООШ № 11.

Реквизиты: презентация, мультимедийная установка.

Сценарий «Читатель года - 2013»

По рассказу Константина Паустовского «Созвездие гончих псов».

Добрый день, уважаемые участники традиционной ежегодной интеллектуальной игры «Читатель года». Вы уже каждый стали самыми начитанными представителями ваших классов, вы уже победители. Но мы сегодня выявим самого сильного участника, который будет защищать честь школы на городском уровне конкурса «Читатель года».

Игра будет состоять из трех туров (блиц-опрос на знание текста, отборочный - по биографии Паустовского и основным вехам его  творчества, третий в форме игры «Своя игра»).

Оценивать ваши ответы будет наше многоуважаемое жюри:

Желаем вам удачи, и пусть победит сильнейший!!!

Блиц-опрос:

Правила: вам будут по очереди задаваться вопросы, проверяющие знание текста рассказа «Созвездие гончих псов», если ответа на вопрос не прозвучало – вы выбываете из игры.

  1. Какой звук вызывал у Мэро воспоминания о праздниках в  детстве, когда их городок так шумел, что у бабушки Мэро начиналась мигрень? (Веселое хлопанье флага)
  2. Сколько всего человек жило в горной обсерватории? (восемь человек)
  3. Какое расстояние было от обсерватории до ближайшего городка? (тридцать километров каменистой дороги)
  4. С какой периодичностью шофер привозил из города продукты, газеты, почту? (раз в неделю)
  5. «Каждый излом, - сказал он, - означает удар снаряда. Ваша машина, Дюфур, лучше всего записывает убийства» О Чем идет речь? (Сейсмограф)
  6. В пустынном городке они проносятся мимо памятника какому-то высокому старику с седой бородкой. Мэро узнает в этой бронзовой фигуре своего спутника и успевает прочесть на памятнике надпись: «…» Какую надпись? (Мигель Сервантес)
  7. Имя старухи, молчаливой и суровой, готовившей астрономам скромный обед. (Тереза)
  8. Тишина была так привычна Мэро, что даже это занятие он воспринимал как шум. (чтение книг)
  9. Какие реальные исторические события нашли отражение в рассказе? (гражданская война в Испании)
  10. Какого цвета был автомобиль из сна Мэро? (запыленный серый автомобиль)
  11. Какой стране принадлежала обсерватория, в которой вели наблюдения астрономы? (Франция)
  12. «Вышел сонный горбун, он встал на скамейку, чтобы быть выше» (аптекарь)
  13. Какие медикаменты смог дать аптекарь? (марля, гипс, морфий)
  14. Кто принес в обсерваторию известие о наступлении отряда фашистов? (мать девочки, женщина из города)
  15. Сколько человек было в отряде фашистов? (30, 25)
  16. Как Дюфур определил, что впереди отряда фашистов идет? (по нашивкам на воротнике, через телескоп)
  17. Как фашисты узнали о французе, потерпевшем крушение? (от аптекаря)
  18.  Сколько пулеметов было в вооружении отряда фашистов? (один)
  19.  О ком вспоминал Мэро после сражения «где-то там, в Бриэке, есть родная душа в этом мире» (о дочери)
  20. Назовите имя поэта, разбившегося во время перелета из Франции в Мадрид. (Виктор Фришар)
  21. Кто произвел последний выстрел во время сражения? (Тереза)
  22. Кто вызвался лично отвезти и передать письмо в Бриек? (Мэро)

Подведение итогов Блиц-опроса.

Отборочный тур по биографии Константина Паустовского:

Правила: вам по очереди будут задаваться вопросы, проверяющие знания биографии Константина Паустовского и его творчества. За правильный ответ вы зарабатываете два балла, если ответа на вопрос не прозвучало, или он был неверный, право ответа переходит следующему участнику. В случае перехода верный ответ оценивается в один балл.

  1. Сколько детей было в семье Константина Паустовского? (четверо – помимо Кости ещё два брата и сестра)
  2. В каком году Костя написал свой первый рассказ? (1911-1912, опубликована в журнале «Огни»)
  3. Как называлось первое произведение Константина Паустовского? («На воде»)
  4. В каком году родился Константин Паустовскиий? В каком городе? (19(31) мая 1892, Москва)
  5. В каком году был написан рассказ «Созвездие гончих псов»? (1936)
  6. Назовите профессию отца Константина Паустовского. (железнодорожный статистик)
  7. Когда юный Костя учился в шестом класс, отец ушел из семьи. Чем пришлось заниматься юноше, чтобы зарабатывать деньги? (репетиторство)
  8. В каком учебном заведении Константин получал высшее образование? (Сначала Университет Киева, потом Университет Москвы)
  9. По какой причине Константин вынужден был прервать свое обучение в Московском университете? (Первая мировая война)
  10. После какой семейной трагедии Константин вернулся к маме в Москву? (гибель старших братьев на фронте)
  11. В 1916 году Паустовский находит пристанище на Азовском  море, избрав именно этот вид деятельности (стал рыбаком)
  12. Кем служил Паустовский во время Отечественной войны? (военный корреспондент, журналист)
  13. Паустовский создал автобиографию, в которую входит шесть книг. Дайте название и годы написания («Повесть о жизни», 1945-1963)
  14. В каком году умер писатель? (14.7.1968)
  15. Где родственники похоронили Паустовского, по его же завещанию? (г.Таруса, Калужская область)
  16. Сколько детей было у Константина Паустовского? (2 сыновей)
  17.  Как называется первый сборник рассказов, вышедший в 1928 году? (Встречные корабли)

Третий тур:

В форме игры «Своя игра». Необходимо 4 или 6 участников.

Презентация №2.

Правила: Перед вами игровое поле, состоящее из 28 ячеек. Вашему вниманию предлагаются вопросы по следующим разделам:

1. Кот в мешке

2. Приметы, традиции  

3. Узнай героя

4. Что это?

Каждый вопрос имеет свою «стоимость», на обдумывание ответа вам дается 30 секунд. Определить порядок, в котором будут отвечать участники, поможет дополнительное задание. Право первым выбрать вопрос получит тот участник, который быстрее других расшифрует пословицу.

Вопросы второго тура:

Кот в мешке (общие вопросы на знание текста)

10 Какие воспоминания пугали Мэро и почему? – он вспоминал детство, елку… старики не любят воспоминания о детстве

20 Кому просил рассказать о своем горе Виктор возлюбленную и почему? – рыбачкам. Никто не сможет понять его лучше, - ведь у них нет ни одной семьи, где не было бы горя.

30 Почему Мэро, после прослушивания письма, сразу покинул своих друзей и закрылся в комнате? – Подошел к окну и заплакал. Ему было жаль умершего, овдовевшую женщину, семя и всех, кто так бесприютен, затерян в этом мире.

40 План обороны обсерватории был прост. На что рассчитывал Ньюстэд? – чтобы ошеломить нападавших и взять их под перекрестный огонь (фаланговый огонь)

Приметы, традиции

10 Примета садовника. О чем свидетельствует ветер такой силы, что срывает дубовые листы? – будет дуть очень долго

20 Что означала астрономическая традиция – рассматривание земли в телескоп? – занятие для дураков

30 «Ньюстэд всмотрелся и увидел флаг. Он был приспущен до половины. Эта традиция была близка Ньюстэду» - знак траура, морской обычай

40  Она «объединяет людей; подогревает воображение, даже скучные люди находят слова, чтобы передать возбуждение…» О чем идет речь? – о буре

Узнай героя

10 «Ньюстэд посмотрел на лицо неизвестного. Оно было молодым, но очень измученным. Две глубокие морщины, как шрамы, лежали на щеках» - Виктор Фришар

20 Он «Был болен и стар. Он не мог сам раздвинуть маленький купол обсерватории и звал на помощь садовника» - Мэро

30 «Сухой старик в сером костюме, отличавшийся изысканностью речи», сейсмолог – Дюфур

40 Этот человек исполнял в обсерватории обязанности не только библиотекаря, но и врача – Бодэн

Названия

10 Каким созвездием любовался Мэро накануне сражения? – Созвездие гончих псов

20 Что такое сейсмограф? - специальный измерительный прибор, который используется для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн.

30 «Я знал, что вы филантроп, - заметил Дюфур» Кто такой филантроп? - человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях. Человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества.

40 Что такое спектограф? - Оптический прибор для визуального наблюдения спектра излучения. Простыми словами - Прибор, применяемый для фотографирования спектров звезд или исходящих от них лучей света.

Жюри подводит итоги второго тура, оглашение победителей конкурса «Читатель года 2013».

Каждый участник получает диплом Участника, победитель Грамоту и приз.

Слова благодарности в адрес многоуважаемого жюри, участников игры. Пожелания.

Приложение 1

Для Жюри

Имя, фамилия участника, класс

Блиц-опрос

Отборочный тур

«Своя игра»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Оценка дополнительного конкурса:

Приложение 2

Награждается

___________________________

Обучающийся(обучающаяся) ________ класса

участник школьного конкурса

 «Читатель года – 2013»

(по произведению К.Паустовского «Созвездие гончих псов»)

Члены жюри:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

9 февраля 2013 года

МАОУ ООШ №11

Приложение 3

Биография

В 1898 году семья возвращается из Москвы на Украину в Киев. Почти четверть века Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил в Киеве. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чем не раз признавался в автобиографичной прозе.

В метрической церковной книге: «отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные». Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская.

Дедушка, Григорий Моисеевич Высочанский, нотариус в Черкассах, другая бабушка Викентия (Wincentia) — польская шляхтичка.

Родословная писателя связана с именем прославленного запорожского гетмана Сагайдачного. Это и многое другое объясняет особую глубинную привязанность классика к украинской теме, фольклору, языку… «Образ Украины я всегда носил в своем сердце», — писал Константин Паустовский. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании гимназии в 1912 году он поступил в Киевский университет на историко-филологический факультет, затем перевёлся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели двух его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.

Во время гражданской войны бежал на Украину, где был призван в петлюровскую армию. Вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк расформировали. Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Бабелем, о котором позже оставил подробные воспоминания[1]. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.
Летом
1931 года выезжает в Ливны, где пишет повесть «Кара-Бугаз», ставшую для него ключевой[2].

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).

Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, ещё одним орденом, медалями.

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[3].

Семья

Отец, Георгий Максимович Паустовский, был железнодорожным статистиком, потомок казаков[4].

Дедушка, Максим Дмитриевич Паустовский — однодворец; бабушка Гонората Викентьевна — турчанка, крещеная в православие[4]. Дед Паустовского привез её с русско-турецкой войны, из Казанлыка.

Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская.

Другой дедушка, Григорий Моисеевич Высочанский, нотариус в Черкассах, другая бабушка Викентия (Wincentia) — польская шляхтянка[4].

Екатерина Степановна Загорская (1889—1969) — первая жена, девичья фамилия Городцова

Отец: Степан Александрович, священник, умер до рождения Екатерины.

Мать: Мария Яковлевна. Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на первую мировую войну,

«

...её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения.

»

Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже (по-русски «Екатерина»). Паустовский не застал в живых родителей невесты. Отец умер ещё до рождения младшей дочери.

Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова [источник не указан 606 дней], открывателя уникальных древностей Старой Рязани.

Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

Вадим Константинович (02.08.1925 — 10.04.2000) — сын от первой жены Екатерины

В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим, здесь же маленький Вадим был крещён[источник не указан 311 дней]. До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.

Валерия Владимировна Валишевская — вторая жена

Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) — сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski). Валерия становится вдохновительницей многих произведений — например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

Татьяна Алексеевна Евтеева — Арбузова (1903—1978) — третья жена

Татьяна была актрисой в театре им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950.[5]

«

Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь -- чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...

»

 — писал о ней Паустовский.

Алексей Константинович (1950—1976) — сын от третьей жены Татьяны.

Родился Алексей в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился — вместе с ним была девушка. Но её доктора воскресили, а вот его уже не спасли.

Творчество

Первый рассказ Паустовского «На воде» (1912) написанный в последний год учёбы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».

В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли», хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В том же году был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу.

Известность принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932). Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат[6]. В 1930-е писал разнообразные по тематике повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), также биографические повести о людях искусства — о художниках «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе 1937), о поэте и художнике «Тарас Шевченко» (1939). Особое место в его творчестве занимает Мещёрский край. О любимой им Мещёре Паустовский писал:

«

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей[7].

»

Повесть «Золотая роза» (1955) посвящена сущности писательского труда. В 1945—1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (19591960), «Книга скитаний» (1963).

Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.[8]

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. В том же 1965 году был вероятным кандидатом[источник не указан 320 дней] на Нобелевскую премию по литературе, которая в конце концов была присуждена Михаилу Шолохову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших" может использоваться учителями в своей практике. Апробирована в 8 классе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади» (с использованием краеведческого материала)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по рассказу Ф.Абрамова«О чем плачут лошади» (с использованием краеведческого материала) предназначена для учеников 7 класса....