Эффективность урока гуманитарного цикла- стимул к успеху учителя и ученика
учебно-методический материал

Оборина Валентина Михайловна

 Современный уро более гибкий, разнообразный по целям и задачам, вариативный по формам и методам преподавания, насыщен по использованию технических средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_uroka_gumanitarnogo_tsikla.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность урока гуманитарного цикла- стимул к успеху учителя и ученика

Оборина Валентина Михайловна МАОУ «Школа № 84»

     Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребёнка. Урок, как и было раньше, остаётся основной единицей обучающего процесса. Урок-  это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

      Организация современного урока это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, усилиям педагога, выстраивающего свободный урок

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

     Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.

Отличительные черты современного урока:

1. Создание познавательной атмосферы:

     -оптимальный темп урока, формы урока, позволяющие экономить время,

     -части урока логически связаны,

     -разумное разнообразие видов деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся,

     -завершённость этапов урока, чётко продуманная обратная связь,

     -техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания,    продуманные формы контроля

2. Применяемые методы:

     -система обучения, ориентированная на развитии ключевых и предметных компетентностей,

     -методики развивающего обучения,

     -проблемно-поисковая деятельность,

     -самоорганизация, познавательная деятельность обучающихся,

     - использование образовательных технологий: информационных и проектных

3. Организация деятельности обучающихся:

     -деятельность должна носить развивающий характер в коммуникативной, творческой, познавательной сферах,

     -направлена на развитие УУД

     -обеспечение занятости каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями

     -обеспечение права выбора темпа и уровня сложности выполняемых учебных заданий

4. Взаимодействие учителя с обучающимися

Необходимо обеспечить:

     -учебное сотрудничество, атмосферу комфорта,

     -постановку вопросов, побуждающих к диалогу, возможности самореализации и успешности,

     -не должно быть длинных монологов со стороны учителя, учащихся, речь учителя не должна подавлять деятельность учащихся,

     -учитель – организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся

     -эмоциональную составляющую: похвалу, поощрение за умно поставленный вопрос,

5. Контроль , адекватный современным требованиям к результатам:

     - контроль не только ЗУН, но и за способами учебной деятельности,

     -продуманная система самоконтроля и взаимоконтроля обучающихся (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся),

     -краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока,

     -продуманная система и разнообразие форм и методов контроля, применяемых учителем

6. Целеполагание.  Рефлексия.

     -побуждение учащихся на совместную подготовку цели урока, как возможности повышения учебной мотивации

     -отбор содержания , методов и форм организации урока в соответствии с поставленной целью

     -проявление рефлексии по достижению цели урока самими учащимися

     Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Эффективный урок характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной  экономии учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик приобретает определённую сумму знаний и навыков. Оценивая эффективность урока, следует иметь следующие параметры:

     -понят ли учащимися теоретический материал,

     -научились ли применять полученные знания на практике,

     -сформировались ли навыки по теме урока,

     -проведена ли учителем коррекционная работа,

     -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа

Структурные элементы урока:

-мобилизующий этап урока

- целеполагание

-коммуникация

-взаимопроверка и взаимоконтроль

-рефлексия

Типы уроков(стандартные)

Типы уроков(нестандартные)

Изучение нового материала

Формирование и закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний

Проверка и оценка знаний

Комбинированный урок

Урок-игра

Урок-соревнование

Урок-сказка

Урок-экскурсия

Урок-диалог

Практические занятия

     Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные уроки, проведение которых дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Видов нетрадиционных уроков очень много: уроки-игры, сказки, состязания, викторины, путешествия, КВН, праздники, песни, учебное кино, использование  интернет -ресурсов, и компьютерных программ, интегрированные уроки. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает – вот что важно. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Какие факторы могут помешать эффективности урока?

1. Неумелое распределение времени на уроке

2. Неумелое использование оборудования

3. Однообразие применяемых методов

4. Слабая материально-техническая база

5. Нарушение учащимися дисциплины

6. Конфликт между педагогом и учащимися

7. Разный темп работы учащихся

8.Разный уровень умственного развития учащихся

9. Недостаточное развитие общеучебных умений и навыков(умение работать с учебником, дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь)

10.Человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д)

11.Загруженность учителя  (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку)

СКАЖИ МНЕ , И Я ЗАБУДУ

ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ

ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, И Я ПОЙМУ

(КОНФУЦИЙ)

КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА?

Урок по обществознанию в 7 классе

Тип урока: комбинированный

Технология: педагогика сотрудничества

В шутку о серьёзном.

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)

- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

- Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

- Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

- В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

Вы ответили какие права нарушены.

Приём «Сброс идей в корзину».

Составьте кластер, в котором помечено, что хотелось бы узнать о правопорядке.

Вопросы от групп заносятся на схему

Что такое?

Кто нарушает?

Кто охраняет, защищает закон и порядок?

Как добиться порядка?

Как защищают?

Что нужно знать, чтобы самому защитить свои права?

Как самому не стать правонарушителем?  

Если произойдет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими?                Куда следует обратиться? (правоохранительные органы)

 «Дом права»

Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но не обычный, а «Дом права»

Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

Предположите, какие органы мы поселим в это здание?(идёт обсуждение)

1. Суды

2. В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ .

- Каковы функции прокуратуры?

3.Следующая служба, которая относится к правоохранительным – ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» 

-Каковы функции ФСБ?

4. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.

-Какие задачи стоят перед таможней?

- В чем её правоохранительная функция?

5.На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты

«02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?

Полиция- это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме.

Что мы отнесём к функциям милиции?

Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.

Работа в группах

Выполнение заданий.

1 группа. Суд.

Внимательно прочитайте (стр. 78 учебника, статьи Конституции 46, 47, 118, 119., документ и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Кто имеет право заставить выполнять решение суда?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

Судьёй может стать гражданин РФ, старше 25 лет с высшим образованием, не имеющий судимостей, со стажем работы в юридической компании не менее 5 лет.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Справедливый, неподкупный

Наказывает, помогает, предупреждает

Суд наказывает или оправдывает

Необходимость

Честный, суровый

Наказывает, защищает, обеспечивает

Задача суда осуществлять правосудие

Закон

2 группа. Адвокаты

Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: АДВОКАТ – это…

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, действия суда неправомерны, решение суда отменено вышестоящим судом.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Справедливый, защищающий

Защищает, помогает, спасает

Он смягчяет наказание подсудимому

Справедливость

Честный, справедливый

Защищает, отстаивает, доказывает

Обеспечивает состязательность в судопроизводстве

Защита

3 группа. Полиция.

Внимательно прочитайте (стр. 81 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи полиции?

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники полиции для обеспечения общественного порядка?

Попытайтесь сформулировать определение: ПОЛИЦИЯ – это……..

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

Нет. Человек обязан иметь паспорт, так как это документ о его личности и пропуск в жизнь (поступление в учебное заведение, для медобслуживания)

4 группа. Прокуратура.

Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: ПРОКУРАТУРА – это…

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Если нет документов  разрешения на обыск, то вправе не пустить . Должны быть не менее двух понятых

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Справедливая, честная

Наказывает, защищает, доказывает

Защита общества, прав человека

Необходимость

 Бдительная государственная

Помогает, предупреждает, надзирает

Необходимый правоохранительный орган государства

Правосудие

Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.) Решение задач.

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.

Задание по группам.

(вопросы задаются поочерёдно группам)

Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (милиция)

Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (суд);

Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурор).

Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду.(адвокат)

     Эффективность урока зависит от квалификации учителя и от взаимопонимания с учащимися

Требования к учителю

1. Учитель точно и чётко формулирует задания

2. Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание –от простого к более сложному

3. Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких строк

4. Не даёт новые задания ученикам в готовом виде

5. Не повторяет задания два раза

6. Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся

7. Не повторяет того, что сказали учащиеся

8. Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность  всех высказываний учащихся

9. Учитель использует различные формы  работы и разнообразные средства, стимулирующие творческую  и речевую деятельность учащихся

Орудие учителя – просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Основная форма учебной деятельности - живое общение с учащимися.

Ведущий девиз:   «Действуем вместе!»

Модель обучения: свободное раскрытие личности

Модель общения: многосторонняя

Обратите внимание на портрет современного педагога:

Целеустремлённый

    Самостоятельный

         Открыт к инновациям

             Партнёр для учеников

                  Умеет управлять мотивацией

                         Владеет технологией проектирования урока                              

                                   Владеет АМО и технологией модернизации

                                              Владеет ИКТ

     Как сказал К.Д.Ушинский:

УЧИТЕЛЬ ЖИВЁТ ДО ТЕХ ПОР,

ПОКА УЧИТСЯ, КАК ТОЛЬКО ОН

ПЕРЕСТАЁТ УЧИТЬСЯ, В НЁМ

УМИРАЕТ УЧИТЕЛЬ

Так каким же должен быть современный эффективный урок?

Урок – познание

Открытие

Деятельность

Противоречие

Рост

Ступенька к знанию

Самопознание

Самореализация

Мотивация

Интерес

Профессионализм

Выбор

Инициативность

Уверенность

Потребность

УРОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОНИЗАН ТВОРЧЕСТВОМ

И ВМЕСТЕ С ТЕМ ОСТАВАТЬСЯ УРОКОМ

С.И. Гессен

  Только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем работы, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...

Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика

Выступление на заседании педагогического совета...