Образовательное событие "Рождество в воздухе"
методическая разработка

Бокова Наталья Владимировна

Методические материалы для проведения образовательного события "Рождество в воздухе". Блок "Литература" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie_rozhdestvo_v_vozduhe.docx134.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие "Рождество в воздухе" . Блок "Литература"

Группа 1

Задания

1. Прочитайте отрывок из повести Н.В.Гоголя "Ночь перед рождеством"

2. Найти в  словаре определение  слов «колядки», «колядовать», «колядование», изучить  историю колядок.  

3.  Сравнить описание колядок с описанием их у Гоголя. Что общего? Что отличного?

4. Просмотрите видеофрагмент из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки («Ночь перед Рождеством)» сценарий и постановка А.Роу, 1961г.  Удалось ли режиссеру передать всю красоту гоголевской повести? Что общего и отличного вы нашли, сравнивая эти два вида искусства?

Н.В.Гоголь "Ночь перед рождеством"

Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки.

Толпы колядующих, парубки особо, девушки особо, спешили из одной улицы в другую.

Приложение

История колядокhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/396/53396263_29.jpg

Изначально колядки являлись частью языческих традиций. Их пели в день зимнего солнцестояния в праздник Коляды, когда солнце поворачивалось от Зимы к Лету. После принятия христианства данный обычай был приурочен к Рождеству. Тем самым люди чествовали Иисуса Христа. Когда родился Христос, на небе в Вифлееме зажглась звезда- Вифлеемская звезда. Отсюда символ звезды  во время колядок.   Языческие и христианские начала соединились в этих песнях воедино.

Накануне светлого праздника Рождества молодые люди в деревнях и селах обходили все дома. Сам обряд был похож на целое театральное представление: яркие костюмы, танцы и песни, различные роли и сценарии. Никто не отказывал колядующим хотя бы в небольшом подарке. А тот, у кого был достаток, одаривали молодых людей как можно богаче, ведь это считалось добрым знаком. Более того, отказать колядующим считалось грехом. Как правило, сладости и какие-то безделушки колядующие оставляли себе, а собранные деньги отдавали церкви.

Одним из символов Коляды была Коза. В костюм козы одевался веселый молодой парень и танцевал перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих. По поверьям, Коза была символом плодородия, богатого урожая, она уводила злые силы от дома.

Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом с богатым угощением, молодые люди водили хороводы, пели, танцевали и восхваляли праздник.

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды.

КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.  КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

Группа 2

Задания

В.А.Жуковский Баллада "Светлана"

   Баллада была написана в 1808 – 1812 годах и напечатана в двух номерах журнала «Вестник Европы» (1813). Она посвящена Александре Андреевне Воейковой (урожд. Протасовой), крестнице Жуковского, и преподнесена ей в качестве свадебного подарка. В начале баллады мы видим юную девушку Светлану, погруженную в тревожные раздумья о своём женихе, от которого «вести нет», и пытающуюся предугадать свою судьбу. Немаловажную роль играет здесь символика пути, ассоциирующегося у нас с жизнью человека. Откликнувшись на таинственный зов внезапно возникшего жениха, Светлана отправляется в опасную дорогу. Действие происходит на границе дня и ночи. Мы ощущаем атмосферу таинственности, благодаря образам степи, луны, сумрака, воронов, накликающих беду. Войдя в занесенную снегом избушку, Светлана видит своего жениха в гробу, но все это оказывается лишь сном. В итоге героиня обретает счастье, жених возвращается домой, и их ожидает свадьба. Основное действие происходит в крещенский вечер, последний день святочных гаданий.

1. Прочитайте.

2. Какой вид святочных гаданий описан в балладе?

3.  "Расшифруйте" гадания, описанные в тексте баллады, используя дополнительные материалы, укажите количество, попробуйте дать названия этим гаданиям.

   Раз в крещенский вечерок

   Девушки гадали:

   За ворота башмачок,

  Сняв с ноги,  бросали...

  Снег пололи;  под окном
Слушали;  кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою»

Приложение

Из истории святок

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.

Гадать направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.

Гадание 1

Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет  в  блюдо, наполненное водой, накрывали его платком  и исполняли специально предназначенные для гадания песни. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.

Гадание 2

Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

Гадание 3

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать - после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» - выйдет замуж.

Гадание 4

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание 5

Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

Гадание 6

Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.

Гадание 7

Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.

Гадание 8

Гадание проводят несколько девушек в полночь на перекрестке дорог. Та, на которую будут гадать, встает в центр перекрестка, другая обегает ее три раза осолонь (против движения солнца) с приговором: «Щурово место!». Затем девушка в круге садится и расстилает подол одежды на снегу. Ее подруга пяткой левой ноги кидает снег в подол сидящей, приговаривая: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок». Сидящая девушка встряхивает снег, нападавший в подол, после чего берет его горстями и бросает через левое плечо со словами: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой». Все замолкают и прислушиваются, откуда раздастся лай. Где собака залает, туда девушка замуж и выйдет. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий – молодым.

Гадание 9

В Рождество ходили по деревне , подойдут к дому, ухо к стене под окошком подложат и слушают, что хозяева говорят.

  • Если про хлеб скажут — к богатству.
  • Про свадьбу — скоро замуж выйдешь.
  • Про ножницы говорят — к замужеству.
  • Про покойника — к смерти.
  • Если двери скрипят — ограбят скоро.
  • Собаку услышишь — с мужем будешь жить, как с собакой.
  • Если разговор «веселый»—жизнь замужем веселая будет

Приложение

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. Со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие. Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века, всегда сопровождают Рождество


Жанровые особенности святочного рассказа:

  • Приуроченность действия к рождественским праздникам – Рождеству, святкам или одной рождественской ночи;
  • описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя, нравственный урок;
  • наличие среди героев ребёнка;
  • счастливая развязка.


Рождественские праздники всегда считались семейными, в эти дни все собиралась вместе, дарили друг другу подарки. Особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь – детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха

  Урок природоведения, изучения нового материала с элементами исследования в  5 классе. На этом уроке использую метод проектной деятельности. Урок требует предварительной подгот...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Контрольная работа для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 6 классе по теме "Воздух"

Контрольная работа по теме "Воздух" для обучающихся по адаптированной образовательной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неживая...

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...