Программа внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»
методическая разработка (6 класс)

Велибекова Валентина Николаевна

Программа научно-методической работы

по теме «Разработка программы внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _programma_nauchno-metodicheskoi_raboty_.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

Программа научно-методической работы

по теме «Разработка программы внеурочной деятельности «Православный Петербург» для 5-6 классов с использованием технологий дистанционного обучения»

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы №174

Центрального района Санкт-Петербурга

                                                                         

  1. Основная идея

Обучение в школе  – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Систематическое духовно-нравственное образование  обучающихся обеспечивает их адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного образования детей, поскольку оно способствует профилактике правонарушений, позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества ребенка, раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора.

К сожалению, многие современные школьники не знают ценного опыта своего Отечества, так как многие поколения воспитывались вне традиций, на основе идеологии времени. В современной многонациональной России идёт возрождение культуры и традиций, что важно для сохранения самобытности народов, их национального языка, культуры, традиций и обычаев, а также для передачи богатого национального опыта будущим поколениям.  Каждый человек  должен знать историю, культуру и традиции своего народа, ведь именно эти знания формируют духовно богатую личность.

На формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, направлен учебный курс ОРКСЭ, модули которого реализуются в 4 (5) классах.

Разработка и реализация программы духовно-нравственного образования детей «Православный Петербург» с использованием дистанционных технологий обучения поможет продолжить образование в 5-6-х классах по направлению «Основы православной культуры». Дистанционная форма обучения логична для организации внеурочной деятельности. С ее помощью можно организовать не только более углублённое изучение той области знания, которую ученик и его родители выбрали для себя, но и дать возможность изучать курс удаленно.

Внедрение дистанционной программы духовно-нравственного образования как инновационной технологии на наш имеет ряд достоинств: доступ детей к образовательным и иным информационным ресурсам; учет индивидуальных особенностей детей; интерактивность обучения; пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование (например, использование робототехники);

Использование дистанционных технологий позволят создать в образовательном учреждении виртуальное образовательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

  1. Цель:

Обеспечение непрерывного духовно-нравственного образования детей с применением дистанционных технологий.

  1. Задачи:
  1. Разработка с учетом требований ФГОС ОО программы духовно-нравственного образования школьников.
  2. Разработка и апробация дистанционной программы духовно-нравственного образования  на платформе moodle.
  3. Разработка сопутствующей документации для внедрения данной программы в у ОУ. Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной программы.
  4. Разработка методических рекомендаций для преподавателей.  Методические материалы для организации деятельности в соответствии  с предложенной программой.
  5. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое сопровождение обучения в системе ДО.

  1. Научная и практическая ценность ожидаемых результатов научно- методической работы для развития системы образования Центрального района Санкт-Петербурга.

 

 Среди современных проблем в системе образования России наиболее актуальна сегодня проблема духовно-нравственного образования. Идеологическое, социально-экономическое и культурное переустройство общества последних десятилетий явило множество негативных явлений, вызывающих тревогу за молодое поколение страны: ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание случаев социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальная пассивность. На сегодняшний день назрела необходимость обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи. На реализацию этих задач и направлена данная программа.

Программа «Православный Петербург» обеспечит преемственность и непрерывность духовно-нравственного образования.

          Новизной  данного  проекта является:

  • разработка и внедрение в ГБОУ школе № 174  модели дистанционного учебно- воспитательного процесса (дистанционный курс  внеурочной деятельности «православный Петербург»),   способствующей созданию условий для полноценного развития и социальной адаптации детей, описание данной курса в условиях конкретной среды;
  • разработка и апробация механизмов эффективной реализации данного курса;
  • апробация методического обеспечения и сопровождения в условиях инновационной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта.

На 1 этапе ожидаемыми результатами являются:

  • сформированность моделей (интеграции, управления, мониторинга и т.д.) в рамках проекта;
  • наличие разработанных диагностических материалов для проведения исследований;
  • наличие дистанционной программы по внеурочной деятельности «Православный Петербург».
  • наличие нормативно – правовой базы реализации программы
  • наличие механизма реализации проекта;

На 2 этапе ожидаемыми результатами являются:

  • рост мотивации детей в сфере духовно-нравственного развития;
  • рост количества детей, готовых к саморазвитию;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка;

На 3 этапе ожидаемыми результатами являются:

  • частичный переход к системе дистанционного образования во неурочной деятельности;
  • формирование базовых нравственных ценностей у обучающихся;
  • увеличение числа педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность;
  • профессиональный рост педагогов;
  • взаимодействие образовательного учреждения и организаций разного уровня по вопросам обучения и духовно-нравственного развития детей;
  • наличие апробированной  модели интеграции дистанционных-технологий в процесс духовного воспитания детей в ГБОУ школе № 174;

публикации итогов проекта. 

V. Прогноз спроса на результаты (продукты) научно-методической работы с обоснованием, предложения по распространению и внедрению результатов научно-методической работы в образовательную практику

Продукт, полученный в результате реализации программы проекта (дистанционный курс «Православный Петербург»), может быть использован другими ОУ для реализации программ внеурочной деятельности, для интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс школы.

VI. Программа реализации

Этапы работы

Задачи этапа

Основное содержание

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки

выполнения

Подготовительный

Создание условий для разработки проекта и его обеспечения.

Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме организации дистанционного учебно-процесса детей;

Решение кадрового вопроса (повышение квалификации педагогов, участников проекта);

Создание проблемно-творческой группы;

Создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации проекта;

Разработка мониторинга в рамках проекта и проведение диагностических исследований;

Разработка модифицированной программы по духовно-нравственному образованию.

Банк материалов для ОЭР;

выстроенная стратегия коллективной

работы

Папка с подборкой материалов

в электронном виде;

протокол

совещания

январь,

2017 г.

Реализационный этап

апробация модели и ее описание

Задачи:

 1. Написание и апробация курса;

2. вовлечение обучающихся 5-6 класса во внеурочную деятельность школы через использование дистанционных средств обучения

4. психологическая диагностика, коррекция и консультации для обучающихся и их родителей

6. корректировка локальных актов и методик в рамках проекта;

7. проведение  проблемного семинара для педагогических и руководящих кадров;

Описание модели программы духовно-нравственного образования. Разработка сопутствующей документации для внедрения данной программы в образовательную среду ОУ.

Результаты

диагностики

весь

период

Аналитический этап

анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта.

1. диагностика итогов реализации проекта;

 2. соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;  

 3.текущий контроль, анализ, выявление перспектив и определение  путей дальнейшего развития школы по данному направлению.

 4. обобщение и оформление результатов опытно-экспериментальной работы;

 5. формулирование  выводов и практических рекомендаций, публикация материалов, статей,  распространение опыта, проведение итоговых семинаров.

- консультация специалистов РГПУ им. А. И. Герцена  для включения в работу лучшего российского опыта школ по этой проблеме

Достижение высокого уровня внеучебных достижений учащихся всеми субъектами образовательной среды

описание

методики работы над проектом

январь 2018г.

VII. Конечный (-ые) продукт (-ы) научно-методической работы

1. Разработана  программа «Православный Петербург» с использованием  дистанционных технологий.

 внеурочной деятельности по духовно - нравственному образованию.

2. Проекты нормативных и (или) локальных документов для организации деятельности образовательного учреждения в рамках представленной программы

3. Методические материалы для организации деятельности в соответствии

с предложенной программой.

VIII. Ресурсное обеспечение проекта.

В школе № 174  работает 24 учителя (с учётом административного состава), из них 22 имеют высшее образование,  5 высшую квалификационную категорию, 17 человек – первую квалификационную категорию, 2 педагога – соответствие занимаемой должности.  

Имеют почетные звания:

- «Почетный работник общего образования РФ» 2 чел.;

- «Отличник физической культуры и спорта» «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге» 2 чел.- предложение по кандидатуре научного руководителя;

3 педагога закончили курсы окончили курсы повышения квалификации "Дистанционные технологии в образовании" и разработали свои дистанционных программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на платформе moodle.

- Кадровое обеспечение проекта включает:

  • руководители проекта;
  • координаторы проекта;
  • педагоги  ГБОУ школы № 174;

- Научно-методическое обеспечение проекта.

  • инновационный проект;
  • модифицированные программы по внеурочной деятельности, дополнительному образованию, курсов по выбору;;
  • информационно-методические материалы;
  • методические рекомендации для педагогических, руководящих кадров и родителей;
  •  методические пособия, сборники;
  • материалы методических семинаров для педагогов и руководящих работников;
  • материалы из  педагогического опыта.

- материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой исследовательской деятельности

Оборудование учебных кабинетов (не учитывая компьютерные классы)

Показатели

Количество

Процент от общего количества

1.          

Всего учебных кабинетов

14

2.          

оснащенных компьютерами

14

100

3.          

подключенными к ЛВС

14

100

4.          

имеющими доступ к Интернет

14

100

5.          

имеющих презентационные комплексы

13

93%

Количество обучающихся

297

Количество учителей

30

Компьютеры (всего ед.)

90

из них

 

Компьютеры ученика

61

Компьютеры учителя

27

Компьютеры административные

1

Компьютерные классы  всего (количество рабочих мест)

56

Компьютерные классы  стационарные (количество рабочих мест)

15

Компьютерные классы  мобильные (количество рабочих мест)

41

Скорость подключения к Интернет

100 кбит/с

Количество обучающихся на один компьютер

4.87

Процент учителей, обеспеченных компьютерами

90

- финансовое обеспечение реализации программы

ГБОУ школа №174 Центрального района Санкт-Петербурга является юридическим лицом и имеет право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса, предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, администрации района, Комитету по образованию и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГБОУ школа №174  обладает обособленным имуществом и отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет лицевой счет в органах казначейства, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности. Финансирование научно-методической деятельности осуществляется за счет средств школы.

IX. Критерии и показатели эффективности научно-методической работы, в т.ч. описание системы мониторинга хода реализации программы научно-методической работы

- повышение мотивации обучающихся к духовному образованию;

- повышение компетенции педагогических кадров – обученных в области ДО;

- оптимизация образовательных ресурсов (подбор образовательных программ, наполняемость групп внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности);

Мониторинг реализации проекта.

В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим показателям:

  • рост мотивации обучающихся в сфере духовно-нравственного   развития;
  • рост числа обучающихся,  готовых к саморазвитию;
  •  положительная динамика психического здоровья школьников;
  • удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
  • рост числа обучающихся,  охваченных содержательно - досуговой деятельностью;

    В ходе мониторинга планируется корректировка планов  работы педагогов, консультации психолога для педагогов, родителей, детей. Проект предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.

Критерии и показатели эффективности проекта. 

- повышение учебной мотивации и познавательной активности учащихся;

- улучшение образовательных показателей учащихся;

-активизация родителей как законных представителей ребенка в образовательном процессе

Методики изучения эффективности проекта

      Контроль результативности проекта будет осуществляться путем проведения  мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и педагогов. Для этого будут использованы:

Тесты для определения самооценки обучающихся: «Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера,  Л. Ханина»,  

«Тест самооценки», «Экспресс-диагностика уровня самооценки»,

тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек») М.В. Битянова.

Тесты для определение уровня мотивации обучения: «Методика изучения мотивации учения подростков» по методике М.Р. Гинзбурга,

Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», педагогическое наблюдение.

Диагностика будет проводиться психологом, педагогами   2 раза в год  на каждом этапе реализации проекта.

Формы отчетности по выполнению проекта:

  1. аналитический отчет о результатах реализации проекта.
  2. аналитические материалы педагогических кадров, участников проекта (информационно – аналитические справки, отчеты и т.д.).
  3. аналитические материалы по итогам мониторинговых исследований (информационно – аналитические справки, отчеты и т.д.).
  4. материалы самоанализа инновационной деятельности в рамках проекта.
  5. отчет о результатах психолого-педагогического сопровождения  инновационного проекта.

X. SWOT-анализ возможностей проведения научно-методической работы

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Наличие квалифицированных  педагогических кадров, обладающих необходимыми компетенциями для использования  дистанционных  технологий в образовательном процессе.

Наличие ресурсов для дистанционной образовательной среды

Недостаточная мотивация  педагогов к использованию дистанционных технологий

Недостаточное обеспечение материально-технической базы

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

Возможность привлечения широкого круга участников без территориальной и временной привязки

Нежелание обучающихся и их законных представителей  принимать участие в проекте из-за отсутствия технических ресурсов.

Риски проекта и меры по их преодолению

Риски

Меры по их преодолению

Устойчивая консервативная ориентация педагогов на доминирование «традиционной системы» обучения

Организация внутрикорпоративного обучения и апробации

Недостаточный уровень готовности всех учеников школы к работе с ДО технологиями

Снижение доступности (отказ в обслуживании провайдерими)  и иск потери данных

Использование нескольких дистанционных платформ. Создание резервных копий.

Отсутствие отечественных и международных стандартов, а также отсутствие законодательной базы применения дистанционных технологий  в образовательном процессе

Разработка и утверждение внутришкольных локальных актов

Руководитель ОУ ______________________          _________________________

                                                         подпись                                                   ФИО

М.П.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...

«Использование технологий дистанционного обучения в общеобразовательной школе на уроках информатики»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."

Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура для 2-4 классов

Материал содержит рабочую программу и КТП внеурочной деятельностипо православной культуре для 2-4 классов...

Презентация к уроку английского языка в 3 классе по теме "Страны" с использованием технологии дистанционного обучения

Презентация к  уроку английского языка в 3 классе по теме "Страны" с использованием приложения Kahhot...