Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год
рабочая программа

Марина Александровна Шамрина

Цель:

Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_professionalnogo_razvitiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

Программа профессионального развития педагога

«Система сопровождения и развития одаренных детей»

на 2019-2021 год

Шамриной Марины Александровны,

педагога дополнительного образования

Таланты создать нельзя, но можно

создать культуру, то есть почву, на

которой растут и процветают таланты.

Нейгауз

Алгоритм работы:

  1. Выбор темы
  2. постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении;
  3. содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения;
  4. повышение научно-теоретического и методического уровня;
  5. изучение нормативных документов по воспитательной работе;
  6. изучение методических материалов по теме самообразования;
  7. выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
  8. посещение семинаров, методических объединений;
  9. изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег;
  10. прохождение курсов повышения квалификации, вебинаров;
  11. участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий;
  12. апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ;
  13. выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;
  14. выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
  15. пути решения проблем;
  16. самоанализ и самоконтроль;
  17. отчеты по самообразованию;
  18. наличие наглядной демонстрации результатов труда;
  19. создание портфолио педагога.

Актуальность темы:

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить  и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Работа с одаренными детьми является   одним из приоритетных направлений в учреждении.

У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Цель:

Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Задачи:

  1. Создание системы выявления, условий для развития и реализации способностей,  сопровождения одарённых детей, их социально-психологической поддержки;
  2. Развитие познавательной активности и повышение учебной мотивации одарённых детей;
  3. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  4. Организация участия обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, театральных постановках позволяющих обучающимся проявить свои способности;
  5. Сотрудничество с педагогами  по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;
  6. пополнение информационного банка данных по теме самообразования;

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

  • Понятие «одарённость» и её виды;
  • методики выявления одарённости;
  • эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми;
  • создание системы работы с одарёнными детьми.

Формы работыс одаренными обучающимися:

  • творческие мастерские;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции.

Планируемые курсыповышения квалификации:

  1. Участие в вебинарах по исследовательской деятельности на сайте БФ наследия Д. И. Менделеева:
  • «Анализ типичных затруднений  учащихся при выполнении исследовательских работ  по гуманитарным предметам»;
  • «Значение педагогики успешности в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся»;
  • «Типичные затруднения учащихся при выполнении исследовательских работ (Фестиваль Леонардо, старшая группа)»;  
  • «Типичные затруднения учащихся при выполнении проектных работ (Фестиваль Леонардо)»;
  • «Курсы М.А.Амонашвили»;
  • «Типичные затруднения учащихся при выполнении исследовательских работ (Фестиваль Леонардо, младшая и средняя группа)»;
  • «Исследовательская работа (научный аппарат исследования)».
  1. «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания» (проект Инфоурок);
  2. «Организация работы с одаренными детьми»
  3. «Дополнительное образование детей - возможность для самореализации и развития талантов»

Предполагаемый результат:

  • Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности;
  • организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой;
  • творческая активность воспитанников;
  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • повышение качества образования и воспитания школьников;
  • формирование банка методов, форм, технологии и программ

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. – М., 2005 г.
  2. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. – Волгоград, 2007 г.
  3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок: инновационные уроки. – Ростов н/Д, 2007 г.
  4. Агранович, М. Тьютор - друг, товарищ и брат. В российском образовании появились новые должности [Электронный ресурс] // НОУ «Институт проблем предпринимательства». – 04.08.2008. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004727
  5. Александрова, Е. Перекрестки психология и педагогики [Текст] //  Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - №3. – С.6-9
  6. Бабаева, Ю.Д. Информационные технологии для одаренных. «За» и «против» соревнований [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=87
  7. Богоявленская, Д.Б. Проблемы одаренности в свете реализации национальных проектов в области образования  //  Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.20-23
  8. Бражников, С.Н. Диагностика одаренности: проблемы и подходы  //  Одаренные дети. – 2008. - №2. – С.49-54
  9. Васильева, Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога //  Стандарты и мониторинг образования. – 2006. - №6. – С.32-37
  10. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте  / Избр. психол. исследования. Т.1. - М.: Первое издание, 2003. - 512 с.
  11. Дудчик, С. Проводник в будущее. Занятие «Тьюторское сопровождение»  //  Учительская газета. – 2006. - №17. – С.4-5
  12. Зайцева, Н.В. Система работы с одаренными детьми в России //  Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.14-19
  13. Карманчиков, А.И. Педагогическое прогнозирование одаренности  //  Одаренные дети. – 2008. - №6. – С.24-30
  14. Копытов, М.А. О ключевых компетентностях с позиции результатов процесса образования  //  Одаренные дети. – 2008. - №2. – С.57-64
  15. Корсакова, Т. Выход на тьютора: Муниципальный уровень тьюторского сопровождения учащихся в региональной системе предпрофильной подготовки  //  Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». – 2006. - №7. – С 16-17
  16. Кулемзина, А. Отношения: одаренный ребенок — образовательная система [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=392
  17. Кулемзина, А. Учителю об одаренных детях (глазами психолога-консультанта) //  Народное образование. – 2009. - №2. – С.236-246
  18. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2000. – 320с.
  19. Лучшева, Е.Г. Тьютор // Перемены. – 2000. - №3. – С.73-74
  20. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс,  1993. – 127 с.
  21. Обухов, А.С. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт //  Школьные технологии. – 2007. - №1. – С.82-88
  22. Паспорт подпрограммы:"Одаренные дети" [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа «Дети России». http://odardeti.ru/static.php?mode=program_00021
  23. Паспорт федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы [Электронный ресурс] // Федеральная целевая программа «Дети России». http://odardeti.ru/static.php?mode=program_0001
  24. Прожерина, М.В. Тьютору о тьюторстве //  Завуч. – 2007. - №4. – С.30-56
  25. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] // Педагогический альманах «Школа: день за днем». – 2008. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85
  26. Слукина, Т.Л. Педагогическое сопровождение профильного обучения: тьютор или классный руководитель? //  Профильная школа. – 2006. - №3. – С.53-57
  27. Тьюторство в аспекте результативности образования  //  Управление школой. Приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - №27-28
  28. Фамелис, С.А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся  //  Биология в школе. – 2007. - №2. – С.57-63
  29. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.
  30. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста  /под ред. В.А. Лукова. – СПб.: Союз, 1997
  31. Юнг, К. О становлении личности // К.Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуализации. - М.: Наука, 1996. - С.176-192.
  32. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность - М., Инфра-М, 1996. - 96 с.
  33. Юркевич, В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 – 270
  34. Ушаков Д.В. Психология одарённости: от теории к практике.
  35. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса.
  36. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность учащихся.
  37. Авторский коллектив        Федеральная целевая программа «Одарённые дети России».
  38. Поиск материалов в Интернете.

Индивидуальный ежегодный план работы

по самообразованию

педагога дополнительного образования

Шамриной Марины Александровны

Содержание

Время проведения

Ответственный

1

Составление индивидуального плана работы педагога

Октябрь 2019

Шамрина М.А.

2

Определение темы самообразования, формулирование гипотез

Октябрь 2019

Шамрина М.А.

3

Выбор средств и методов изучения темы

Ноябрь

2019

Шамрина М.А.

4

Постановка педагогических задач

Декабрь  2019

Шамрина М.А.

5

Сбор информации и дидактического материала по выбранной теме

2019-2020

Шамрина М.А.

6

Описание педагогического опыта

2020-2021

Шамрина М.А.

7

Творческий отчет педагога на МО

Апрель

2021

Шамрина М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития педагога

 Важнейшей особенностью нового Стандарта является реализация системно-деятельностного подхода. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет спос...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога

Индивидуальная программа профессионального развития педагога....

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период...

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

Цели: • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефл...

Программа профессионального развития педагога на межаттестационный период 2017-2022 г.

Программа профессионального развития педагога  на межаттестационный  период 2017-2022 г....

Дорожная карта сопровождения и развития одаренных детей

Программа подготовки обучающихся  к олимпиадам и конкурсам по русскому языку и литературе...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...