Мастер - класс "Ментальные карты как способ формирования метапредметных УУД"
методическая разработка
Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Одна из таких проблем - это проблема необходимости запоминания, усваивания и структурирования информации. Современному ученику подчас очень трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме.
После прослушивания вебинара «Ментальные карты на уроках математики» я поняла, что нужно построить работу так, чтобы она позволяла учащимся перенести знания и умения с одного предмета на другой и применить их, развивала универсальные способности – понимание, воображение, рефлексию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_seminardocx.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
СЛАЙД 1 «Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов»
Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Системно-деятельностный подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения.
СЛАЙД 2 Одна из таких проблем - это проблема необходимости запоминания, усваивания и структурирования информации. Современному ученику подчас очень трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме. Другая проблема заключается в том, что у учащихся не формируется целостная, единая, взаимосвязанная картины мира.
СЛАЙД 3 В программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий особое внимание уделяется: развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
После прослушивания вебинара «Ментальные карты на уроках математики» пришла к выводу, что необходимо менять способы представления информации на уроках. Вспомнила свои уроки по физике, где учитель применяла метод Шаталова - опорны
Я поняла, что нужно построить работу так, чтобы она позволяла учащимся перенести знания и умения с одного предмета на другой и применить их, развивала универсальные способности – понимание, воображение, рефлексию.
СЛАЙД 4 Известно, что мозг человека может запомнить почти столько же информации, сколько содержится в памяти среднего по мощности компьютера. Наш мозг вообще ничего не забывает. Все, что туда попало, будет храниться вечно, да еще перейдет в генетическую память.
СЛАЙД 5 Наш мозг устроен так, что он может извлечь нужную информацию в определенное время и применить эту информацию.
СЛАЙД 6 Лучше всего мы запоминаем символы, значки, ассоциации.
Сегодня дети имеют в основном знаковую память. Память кратковременная. Некоторая информация воспринимается на их уровне, искажается как в игре «испорченный телефон».
В результате по различным причинам ученик может не понять некоторую часть учебного материала. Формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. Поэтому и возникла необходимость в использовании методов такой образовательной технологии, которая позволила бы управлять процессом формирования познавательных УУД, адаптируя содержание, методы, организационные формы и средства обучения к когнитивным возможностям каждого ребёнка.
СЛАЙД 7 Нас с детства приучали вести конспекты, составлять таблицы…
Стандартные способы записи развивают лишь левое полушарие мозга.
Получается, что взрослый человек научен задействовать лишь часть своей умственной мощи. Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы. Их трудно запомнить и выделить главное. Поэтому мозг начинает баловаться, отвлекаться, и дело остается на месте. Силы потрачены, энергия тоже, а на выходе 0. Дело в том, что наш мозг считывает информацию по кругу, работая двумя полушариями. И только одним, когда считывает туже информацию в виде списка.
Ему подавай картинки и ассоциации.
Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:
СЛАЙД 8 1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия мы теряем остроту восприятия, следствием чего является снижение объема запомненной информации.
СЛАЙД 9 2. Большие временные потери. Сначала время расходуется на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т. д.), потом - на прочтение и поиск необходимой информации.
СЛАЙД 10 3. Отсутствие творчества. Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.
СЛАЙД 11 Как быть?
СЛАЙД 12 Наша задача – найти самые действенные формы воздействия на мозг учеников, возбудить память каждого ребенка, чтоб мозг ребенка воспринимал всю информацию.
СЛАЙД 13 Самая актуальная – поиск эффективных способов. Существуют весьма интересные способы упорядочения знаний и информации, которыми активнее пользуются во всем мире, чем в России.
СЛАЙД 14 Эту не хитрую тенденцию «заставить мозг работать » уловил американец Тони Бьюзен. Он пришел к выводу, что мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. К таким способам относится методика построения ителлект - карт.
В начале 70-х годов прошлого века английский психолог Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps” майнд – мэп)
СЛАЙД 15 В разных источниках по разному дается определение что ж е такое интеллект карта. Вот некоторые из определений:
Интеллект-карта – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
Интеллект-карты – это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Обобщая выше сказанное, получаем:
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
СЛАЙД 16 Автор методики интеллект - карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.
Альтернативой этих методов являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.
СЛАЙД 17 Создавать ителлект - карту просто; к тому же при этом вы получаете удовольствие от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга!
СЛАЙД 18 Да и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга).
СЛАЙД 19 Есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при составлении карты:
СЛАЙД 20 1. Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
СЛАЙД 21 2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Пишите печатными буквами, и вы сэкономите время на прочтение.
СЛАЙД 22 3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
СЛАЙД 23 4. Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.
СЛАЙД 24 5. Используйте различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство бумаги.
СЛАЙД 25 6. Используйте коды (свои или уже существующие), это сократит время при составлении интеллект – карты.
Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект - карты и учить и учиться с удовольствием.
Рассмотрим примеры применения интеллект карт для учителя:
СЛАЙД 26 Интеллект-карта может быть использована как средство, предоставляющее возможность обозревать «с высоты птичьего полета» - курс предмета, тематическое планирование.
СЛАЙД 27 Хорошие мнемонические качества интеллект-карты позволяют преподавателю легко вспомнить содержание лекции и при необходимости дает возможность ее дополнить. Для запоминания и закрепления пройденного материала, а так же для активизации процессов мышления преподаватель может использовать интеллект-карты как рабочие листы, предназначенные для заполнения учащимися.
СЛАЙД 28, 29, 30, 31 Учитель так же может использовать такую карту для повторения и закрепления пройденного материала на последующих уроках, а также при подготовке к ГИА, ЕГЭ
Предлагаю примеры ментальных карт, сделанных моими учениками.
СЛАЙДЫ 33,34,35,36,37
СЛАЙД 38 А теперь я предлагаю практическую часть нашего мастер – класса. Вам раздаю памятки по созданию карт. Посмотрим, что у вас получится?
СЛАЙД 39 Работа по группам
Попробуем составить интеллект – карты по темам математики или физики.
Например:
- Десятичные дроби
- Логарифм
- Исследование функции для построения графика
- Пропорция
Удачи!
СЛАЙД 40 Проведем анализ и рефлексию проведенной работы.
Просигнальте, пожалуйста, если вам все удалось – покажите солнышко, если удалось, но с некоторыми трудностями – солнышко с облачком, не получилось – облачко.
Молодцы!
Подведем итог.
СЛАЙД 41 Использование интеллект карт даёт учащимся :
- адаптироваться к условиям ЕГЭ
- задействовать оба полушария головного мозга
- повышать работоспособность
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
- улучшать все виды памяти
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- формировать орфографические и пунктуационные навыки
- обогащать словарный запас
- а главное - повышать результативность
СЛАЙД 42 Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины когнитивных затруднений
- корректировать знания учащихся
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русск...
Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.
Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...
Ментальные карты как способ формирования метапредметных результатов.
В статье освещается опыт использования ментальных карт на уроках английского языка....
Интеллект-карты как способ формирования метапредметных результатов ученика.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработа...
Интеллект-карты как способ формирования метапредметных результатов ученика.
Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 16/ред. кол.: И. А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И. А. Дендебер. - Воронеж: Воронежский государственный педагогически...
Мастер-класс "Интеллект-карта как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики"
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Ин...
Мастер-класс Творческий проекткак способ формирования метапредметных компетенций
Примеры тематики творческих проектов:1.«Органическая химия и моя будущая профессия»2.«Органические вещества – средства гиг...