Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество филологического образования для обучающихся с ОВЗ
статья

Пермина Юлия Владиславовна

Выступление о работе с обучающимися с ЗПР

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество филологического образования для обучающихся с ОВЗ».

Выступление на августовской районной конференции учителей русского языка и литературы.

Подготовила учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ с. Кудеевский Пермина Ю.В.

23.08.2019 г.

С 01.09.2016 г. Вступил в силу ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации АООП НОО в общеобразовательных организациях. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей седы, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Уточним понятие: образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Обучающиеся с ОВЗ подразделяются  на 8 групп в зависимости от имеющихся диагнозов:

- глухие дети

- слабослышащие дети

- слепые дети

- слабовидящие дети

- дети с тяжелыми нарушениями речи

- дети с нарушениями ОДА

- дети с задержкой психического развития (ЗПР)

- дети с расстройствами аутистического спектра

Сегодня мы сосредоточим внимание на обучающихся с ЗПР, которые есть буквально в каждом классе. Объясняя материал всему классу, мы стремимся достичь главной цели предметника – усвоение темы. Однако из психологии давно известно, что люди неодинаково воспринимают информацию: выделены типы так называемых аудиалов, визуалов и кинестетиков, к которым нужен разный подход. И вот теперь мы должны учитывать еще и особенности восприятия информации обучающимися с ЗПР.

Особенности восприятия при ЗПР.

-При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации. Вследствие этого отмечаются недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Недостаточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении восприятия, когда, например, изображения демонстрируются перевернутыми или уменьшается их яркость и четкость.

Эти недостатки восприятия и внимания обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем мире, «не видит» много из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины. Поэтому демонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными словесными комментариями. Необходимо  привлекать внимание к существенным деталям изображения, которые иначе могут остаться вне поля зрения учеников; всегда помнить о том, что у детей с ЗПР замедлен процесс переработки информации. Давать на это время. В условиях кратковременного восприятия объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», неувиденными, причем скорость восприятия становится заметно ниже при любом отклонении от нормальных условий. Такое действие оказывает малая освещенность, наличие по соседству других аналогичных предметов, частая смена сигналов. Поэтому нежелательно вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся к теме урока. Все  лишнее целесообразно убирать или закрывать от взглядов детей. В частности это относится к написанному на доске: не используемые в данный момент надписи лучше закрывать.

- При задержке развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов, т.е. характерны парциальность, мозаичность в развитии компонентов психической деятельности ребенка. При ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы, как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух. В связи с этим такие дети больше видят, чем слышат.

Они очень хорошо справляются с заданием нарисовать иллюстрацию к произведению, по ней они могут и пересказать фрагмент, а без нее, вероятнее всего, им потребуется помощь учителя.

Схемы, рисунки помогают в усвоении материала и на уроках русского языка.

- В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР достаточно высокие потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления: обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.

Но здесь таким учащимся нужна помощь учителя. Хорошо работает игра «Третий/четвертый лишний», в младших классах с картинками, далее – со словами. Ученик находит лишний предмет, объясняет свой выбор. Часто возникают разные варианты ответов, и нужно поддерживать детей и принимать их варианты, если они убедительно аргументированы.

- Дети с ЗПР способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым, помощь которого они хорошо принимают. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

При ЗПР ребенок не может, к примеру, запомнить порядок грамматических разборов, но легко справляется с ними, если его направляет учитель. Можно сделать памятки (в идеале каждый ребенок делает для себя), по ним производить разборы. Есть вариант сделать перфокарты, при работе с ними ребенок видит все необходимые пункты разбора и выполняет его без затруднений.

- Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

О пользе игровых упражнений даже не буду говорить. Здесь возникает другая сложность: из-за нарушений эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР трудно остановить, когда игра закончилась и нужно переходить дальше, к следующим заданиям. Здесь выход вижу такой: чаще использовать игровые моменты и физминутки и постепенно приучать класс к прекращению упражнения по сигналу (например, по хлопку).

- Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредотачиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом чем больше ребёнок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. А заинтересовать его можно, если он видит практическую значимость своей работы, предвидит результат.

- Дети с ЗПР осознают свою несостоятельность в школе, в интеллектуальной деятельности. Это ведет либо к компенсации в какой-либо сфере, либо к нарушению поведения.

Очень часто таких детей трудно вызвать к доске, добиться ответа вслух. Нередко они говорят о себе: «Да я глупый, ничего не буду делать». Здесь уже могут помочь только такт и деликатность учителя. Детей пугают задания. Где нужно много думать или писать, сами планировать выполнение задания. Здесь можно предложить несколько идей.

Объясняя домашнее задание по русскому языку, можно вместе с детьми разложить задание на шаги, разработать алгоритм выполнения упражнения. Особенности формулировок заданий в учебнике русского языка уже стали поводом для шуток: дальше слова «спишите» дети не видят.

Можно эти шаги выделить и при проверке домашнего задания.

На уроках литературы детей с ОВЗ очень пугают сочинения. И если кому-то может помочь подробный план, то тем, у кого совсем плохо с выражением мыслей в письменной форме, можно предложить шаблон сочинения. В него нужно вставить необходимые слова, словосочетания и переписать. Ребенок увидит конкретный результат своей работы, повторит содержание произведения.

Таким образом, при организации обучения детей с ОВЗ (ЗПР) большое значение приобретает знание учителем физиологических и психологических особенностей данной категории обучающихся, применение приемов, помогающих создать на уроке ту необходимую образовательную среду, обеспечивающую доступность и качество филологического образования для обучающихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Механизмы формирования образовательной среды, обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки.

Механизмы формирования образовательной среды,  обеспечивающей высокие достижения обучающихся на уроках музыки....

«ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ АУТЕНТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования»....