ФГОС
статья

Фалина Антонина Васильевна

В статье предстален анализ комплексных работ 5-9 классов, реализующих стандарты нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kompleksnyh_2018.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ выполнения итоговых комплексных работ

учащимися 5-9 классов МАОУ Гимназия №1

В соответствии с планом внутригимназического контроля  и требованиями ФГОС ООО в период  с 10   по 20 мая   2018 года  в 5 - 9    классах, в которых реализуются стандарты нового поколения, были проведены итоговые комплексные работы.

Цель комплексной работы – определить уровень  сформированности метапредметных результатов у обучающихся 5 – 9  классов  по итогам освоения программ.

Задачи комплексной работы: установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Контрольно-измерительные материалы для 5-9 классов разработаны ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Комплексная работа в 5-9 классах состоит из одного текста, а предложенные задания к данному тексту  - из разных предметных областей (русский языки литература, математика и информатика, естественнонаучные предметы, история и обществознание). Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенного текста, и на его основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов.

Работу выполняли 368 обучающихся (97% от всех учащихся 5-9 классов), из них-  78 (5а - 26 человек, 5б –  26, 5в – 26; 96%) пятиклассников, 78 (6а –  28 человек, 6б – 23, 6в – 26; 98 %) шестиклассников, 67 (7а – 24 человека, 7б – 20, 7в – 23; 93 %) семиклассников, 80 (8а – 26, 8б – 20, 8в – 20, 8г -14; 98%) восьмиклассников, 65  (9а – 26, 9б – 24, 9в – 15, 100 %) девятиклассников.

Результаты итоговых комплексных работ показали следующее.

Каждое задание контрольной работы проверяет уровень сформированности какого-либо универсального учебного действия. В данных ниже таблицах представлена эта соотнесенность, а также результаты выполнения комплексной работы по заданиям.

Анализ выполнения комплексных работ обучающихся 5 классов

Таблица 1

Предметные умения

Тип УУД

Максимальный балл

1

Умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание с учетом микротем

Регулятивные

1,6

1,5

1,4

2

2

Освоение изобразительно-выразительных возможностей русского языка

Познавательные

0,6

0,5

0,3

1

3

Умение проведения словообразовательного анализа

Познавательные

0,7

0,8

0,4

1

4

Умение проведения морфологического анализа при выборе правильного написания слова

Познавательные

0,8

0,5

0,3

1

5

Умение проведения синтаксического анализа предложения

Познавательные

0,9

0,9

0,9

1

6

Умение находить в тексте требуемую информацию, выполнять несложные расчеты

Познавательные

0,7

0,8

0,7

1

7

Умение строить модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел)

Познавательные

1

1

1

1

8

Умение преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы)

Познавательные

0,6

0,4

0,5

1

9

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные

Личностные

0,8

0,6

0,5

1

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текста

Познавательные

Личностные

0,7

0,7

0,7

1

11

Умение связывать исторические факты в целостную систему

Познавательные

0,9

1

0,8

1

112

Формирование основ гражданской самоидентификации личности, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества

Личностные

Коммуникативные

1,6

1,8

1,7

3

Данные таблицы  №1 говорят о сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5 классов: у 67%  сформированы личностные УУД, то есть  обучающиеся овладели основами гражданской самоидентификации личности, усвоили гуманистические ценности многонационального российского общества, учащиеся умеют анализировать текст, работать с ним. У 75% учащихся сформированы регулятивные УУД, пятиклассники успешно справились с предложенным объемом работы, правильно организовав свою деятельность. У 71% учащихся сформированы познавательные действия: обучающиеся проводят словообразовательный, синтаксический анализ, находят в тексте требуемую информацию, выполняют несложные расчеты, строят модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел), связывают исторические факты в целостную систему.

Средний балл пятиклассников за комплексную  работу представлен в таблице № 2. Самый высокий процент выполнения у обучающихся 5а класса – 73%, достаточно высокий у обучающихся 5б и 5в классов, выше 50%. Средний балл учащихся 5-х классов составил – 9,4 (максимальный – 12), что составляет 78%.

Таблица №2

5-е классы

макс

Средний балл

11

10,6

9,2

10,2

15

Процент выполнения

73%

71%

61%

68%

-

Анализ выполнения комплексных работ обучающихся 6 классов

Таблица 3

Предметные умения

Тип УУД

Максимальный балл

1

Умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание с учетом микротем

Регулятивные

1,4

1,7

1,4

2

2

Освоение изобразительно-выразительных возможностей русского языка

Познавательные

0,7

0,6

0,3

1

3

Умение проведения словообразовательного анализа

Познавательные

0,9

0,7

0,8

1

4

Умение проведения морфологического анализа при выборе правильного написания слова

Познавательные

0,9

0,9

1

1

5

Умение проведения синтаксического анализа предложения

Познавательные

0,9

0,7

0,8

1

6

Умение находить в тексте требуемую информацию, выполнять несложные расчеты

Познавательные

0,9

0,6

0,6

1

7

Умение строить модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел)

Познавательные

0,9

0,7

0,8

1

8

Умение преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы)

Познавательные

0,6

0,5

0,5

1

9

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные

Личностные

0,5

0,8

0,7

1

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текста

Познавательные

Личностные

0,5

0,4

0,5

1

11

Умение связывать исторические факты в целостную систему

Познавательные

1

0,7

1

1

112

Формирование основ гражданской самоидентификации личности, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества

Личностные

Коммуникативные

1,3

1,2

1,8

3

Данные таблицы № 3 говорят о сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 6 классов: у 57%  сформированы личностные УУД, то есть  обучающиеся овладели основами гражданской самоидентификации личности, усвоили гуманистические ценности многонационального российского общества, учащиеся умеют анализировать текст, работать с ним. У 75% учащихся сформированы регулятивные УУД, шестиклассники успешно справились с предложенным объемом работы, правильно организовав свою деятельность. У 75% учащихся сформированы познавательные действия: обучающиеся проводят словообразовательный, синтаксический анализ, находят в тексте требуемую информацию, выполняют несложные расчеты, строят модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел), связывают исторические факты в целостную систему. У 47% учащихся 6-х классов сформированы коммуникативные навыки.

Средний балл шестиклассников за комплексную  работу представлен в таблице № 4. Самый высокий процент выполнения у обучающихся 6а класса –71%, достаточно высокий у обучающихся 6б и 6в классов, выше 60%. Средний балл учащихся 6 классов составил – 10,1 (максимальный –15), что составляет 67,3%.

6-е классы

макс

Средний балл

10,6

9,5

10,2

10,1

15

Процент выполнения

71%

63%

68%

67,3

-

Анализ выполнения комплексных работ обучающихся 7 классов

Таблица 5

Предметные умения

Тип УУД

Максимальный балл

1

Умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание с учетом микротем

Регулятивные

Познавательные

1,6

1,6

1,6

2

2

Освоение изобразительно-выразительных возможностей русского языка

Познавательные

0,8

0,8

0,7

1

3

Умение проведения словообразовательного анализа

Познавательные

0,7

0,8

0,7

1

4

Умение проведения морфологического анализа при выборе правильного написания слова

Познавательные

0,9

0,9

0,8

1

5

Умение проведения синтаксического анализа предложения

Познавательные

0,8

0,9

0,7

1

6

Умение находить в тексте требуемую информацию, выполнять несложные расчеты

Познавательные

0,7

0,8

0,7

1

7

Умение строить модель на основе условия задачи

(умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел)

Познавательные

0,8

0,8

0,8

1

8

Умение преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы)

Познавательные

0,5

0,5

0,3

1

9

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные

Личностные

0,5

0,6

0,3

1

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текста

Познавательные

Личностные

0,4

0,5

0,2

1

11

Умение связывать исторические факты в целостную систему

Познавательные

0,9

1

0,9

1

12

Формирование основ гражданской самоидентификации личности, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества

Коммуникативные

Личностные

1,9

1,1

2,4

3

Данные таблицы № 5 говорят о сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 7 классов: у 42%  сформированы личностные УУД, то есть  обучающиеся овладели основами гражданской самоидентификации личности, усвоили гуманистические ценности многонационального российского общества, учащиеся умеют анализировать текст, работать с ним. У 80% учащихся сформированы регулятивные УУД, семиклассники успешно справились с предложенным объемом работы, правильно организовав свою деятельность. У 76% учащихся сформированы познавательные действия: обучающиеся проводят словообразовательный, синтаксический анализ, находят в тексте требуемую информацию, выполняют несложные расчеты, строят модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел), связывают исторические факты в целостную систему. У 60% учащихся сформированы коммуникативные навыки.

Средний балл семиклассников за комплексную  работу представлен в таблице № 6. Самый высокий процент выполнения у обучающихся 7а класса – 69%, достаточно высокий у обучающихся 7б и 7в классов, выше 50%. Средний балл семиклассников составил – 10 (максимальный – 15), что составляет 67%.

Таблица 6

7-е классы

макс

Средний балл

10.3

9,5

10,2

10

15

Процент выполнения

69%

63%

68%

67%

-

Анализ выполнения комплексных работ обучающихся 8 классов

Таблица № 7

Предметные умения

Тип УУД

Максимальный балл

Русский язык и литература

1

Умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание с учетом микротем

Регулятивные

Познавательные

1,3

1,3

1.8

1.1

        

        2

2

Освоение изобразительно-выразительных возможностей русского языка

Познавательные

1

1

0,8

1

1

3

Умение проведения словообразовательного анализа

Познавательные

0,9

1

0,9

1

1

4

Умение проведения морфологического анализа при выборе правильного написания слова

Познавательные

0,8

1

0,8

1

1

5

Умение проведения синтаксического анализа предложения

Познавательные

0,8

0,8

0,7

0,9

1

Математика

6

Умение находить в тексте требуемую информацию, выполнять несложные расчеты

Познавательные

0,9

1

0,7

1

1

7

Умение строить модель на основе условия задачи

(умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел)

Познавательные

0,8

0,7

0,4

1

1

8

Умение преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы)

Познавательные

0,5

0,8

0,2

0,9

1

Естественнонаучные предметы

9

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные

Личностные

0,7

0,9

04

0,7

1

Общественно-научные предметы

10

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текста

Познавательные

Личностные

0,6

0,9

0,4

0,7

1

11

Умение связывать исторические факты в целостную систему

Познавательные

0,9

1

0,9

0,9

1

12

Формирование основ гражданской самоидентификации личности, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества

Личностные

Коммунакативные

2,2

1,9

1,7

1,6

3

Данные таблицы № 7 говорят о сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 8 классов: у 58%  сформированы личностные УУД, то есть  обучающиеся овладели основами гражданской самоидентификации личности, усвоили гуманистические ценности многонационального российского общества, учащиеся умеют анализировать текст, работать с ним. У 69 % учащихся сформированы регулятивные УУД, восьмиклассники успешно справились с предложенным объемом работы, правильно организовав свою деятельность. У 84 % учащихся сформированы познавательные действия:обучающиеся проводят словообразовательный, синтаксический анализ,находят в тексте требуемую информацию, выполняют несложные расчеты, строят модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел), связывают исторические факты в целостную систему. У 62% учащихся сформированы коммуникативные навыки.

Средний балл восьмиклассников за комплексную  работу представлен в таблице № 8. Самый высокий процент выполнения у обучающихся 8б класса – 87%, достаточно высокий у обучающихся 8а, 8в и 8г  классов, выше 50%. Средний балл восьмиклассников составил – 11,5 (максимальный – 15 ), что составляет 77%.

Таблица №8

8-е классы

макс

Средний балл

11,4

13

9,7

12

11,5

15

Процент выполнения

76%

87%

65%

80%

77%

-

Результаты комплексной работы в 8 классах позволяют говорить о достаточном уровне сформированности универсальных учебных действий.

Анализ выполнения комплексных работ обучающихся 9  классов

Таблица 9

Предметные умения

Тип УУД

Максимальный балл

1

Умение осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание с учетом микротем

Регулятивные

Познавательные

1,8

1,8

2

2

22

Освоение изобразительно-выразительных возможностей русского языка

Познавательные

1

0,9

1

1

3

Умение проведения словообразовательного анализа

Познавательные

0,9

1

0,9

1

4

Умение проведения морфологического анализа при выборе правильного написания слова

Познавательные

1

0,9

1

1

5

Умение проведения синтаксического анализа предложения

Познавательные

0,8

1

0,9

1

6

Умение находить в тексте требуемую информацию, выполнять несложные расчеты

Познавательные

0,8

1

0,8

1

7

Умение строить модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел)

Познавательные

0,7

1

0,8

1

8

Умение преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач (читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы)

Познавательные

0,1

0,9

0,1

1

9

Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

Познавательные

Личностные

0,3

1

0,7

1

110

Умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текста

Познавательные

Личностные

0,6

0,9

0,8

1

111

Умение связывать исторические факты в целостную систему

Познавательные

1

1

0,8

1

112

Формирование основ гражданской самоидентификации личности, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества

Личностные

Коммуникативные

1,7

2,8

1,5

3

Данные таблицы № 9 говорят о сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 9 классов: у 72 %  сформированы личностные УУД, то есть  обучающиеся овладели основами гражданской самоидентификации личности, усвоили гуманистические ценности многонационального российского общества, учащиеся умеют анализировать текст, работать с ним. У 93 % учащихся сформированы регулятивные УУД, девятиклассники успешно справились с предложенным объемом работы, правильно организовав свою деятельность. У 84% учащихся сформированы познавательные действия: обучающиеся проводят словообразовательный, синтаксический анализ, находят в тексте требуемую информацию, выполняют несложные расчеты, строят модель на основе условия задачи (умение решать несложные сюжетные задачи, выполнять округление чисел), связывают исторические факты в целостную систему. У 67% учащихся 9 классов сформированы коммуникативные навыки.

Средний балл девятиклассников за комплексную  работу представлен в таблице № 10. Самый высокий процент выполнения у обучающихся 9б класса – 93%, достаточно высокий у обучающихся 9а и 9в классов, выше 70%. Средний балл девятиклассников составил –11,8  (максимальный – 15), что составляет 79%.

Таблица 10

9-е классы

макс

Средний балл

10,7

13,9

10,8

11,8

15

Процент выполнения

71,3%

93%

72%

79%

Сводная таблица сформированности УУД

УУД

5 классы

6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

1

Регулятивные

75%

75%

80%

69%

93%

2

Познавательные

71%

75%

76%

84%

84%

3

Личностные

67%

57%

42%

58%

72%

4

Коммуникативные

56%

47%

60%

62%

67%

Работы учащихся  в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована учениками  способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию отсутствуют грубые ошибки. Деятельность учащихся тщательно спланирована и последовательно реализована. Продемонстрированы навыки речевого оформления работы, хотя развивать коммуникативные навыки предстоит всем учителям-предметникам в дальнейшем.

 Таким образом, анализ результатов выполнения итоговых  комплексных работ показал достаточный уровень усвоения  образовательной программы учащимися 5-9 классов. Педагоги осуществили системно – деятельностный подход в обучении, что способствовало формированию предметных и метапредметных результатов, заложенных в программах  на данном этапе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...

РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин,  С.В.Суворова, Е.А....