Статья "О некоторых формах работы на уроках литературы с применением ИКТ"
статья (5 класс)

 Гайдукова Татьяна Михайловна

Работая учителем в современной школе, нельзя не понимать, что ИКТ прочно вошло в образовательный процесс,  от учителя требуется огромный  запас знаний в области современных технологий. Статья "О некоторых формах работы на уроках литературы с применением ИКТ"  позволит познакомить читателей  со своим опытом работы на примере   5-6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О некоторых формах работы на уроках литературы с применением ИКТ

 Работая учителем в современной школе, нельзя не понимать, что ИКТ прочно вошло в образовательный процесс и от учителя требуется огромный  запас знаний в области современных технологий. Поэтому, чтобы обучать учащихся  в новых условиях,  учителю  самому необходимо обучиться владению компьютером, основным компьютерным программам.

 И вот необходимый минимум знаний получен. С чего начать?

 Шаг первый: Поскольку мы работаем 5-6 классах, мы продумали систему работы для учащихся этой параллели  и включили в тематическое планирование необходимые поправки: использование  электронных учебников, применение презентационных проектов, тестирование учащихся и другое. Внося такие поправки, мы придерживались принципа «незлоупотребления, т.е. использование ИКТ должно быть в меру и ни в коем образе не подменять на уроках литературы живое слово учителя, а книга- художественный текст - должен оставаться главным на уроке.

Шаг второй:  практическое применение ИКТ на уроках.  Работая по такой продуманной системе, мы вскоре увидели  первые результаты. Повысился интерес учащихся к урокам литературы (о чём свидетельствует анкетирование), изменилось и само качество уроков: они стали более современными, более «продвинутыми». Изменился и объём изучаемого материала. Немаловажен и воспитательный эффект: многие учащиеся раскрыли себя с неожиданной стороны, возросло уважение к учителю. Такие уроки обычно проходят в атмосфере сотрудничества, творчества, взаимопо- мощи и взаимообучения, что тоже немаловажно.

Так, например, родилась идея создания литературной энциклопедии, оформленная в виде презентационного проекта. (Надо сказать, что учащимся очень нравится создавать презентации). Энциклопедия включает несколько разделов.

Раздел первый: он состоит из подобранных учащимися пословиц , афоризмов , высказываний великих и известных писателей, учёных о книге, о пользе чтения, о роли книги в жизни человека.

Раздел второй: в нём размещена анкета, которую может заполнить любой желающий. Обсуждение этих анкет даёт учителю и учащимся многое.  Выявляются интересы учащихся, и  основываясь  на этих интересах, можно простраивать внеклассную работу.   А на уроках  внеклассного чтения можно вести разговор о художественных произведениях, интересных учащимся.

Раздел третий: Это самый главный раздел. Он называется « Золотая коллекция».  В нём собраны материалы о любимых произведениях. Учащиеся сами выбирают форму представления  выбранного произведения, оформляют по своему усмотрению  презентацию  и готовят к защите свой проект . Защита таких проектов проходит оживлённо, учащиеся открывают для себя новые имена , у них появляется возможность поделиться своими находками  и интересами.

Раздел четвёртый: в нём список произведений для внеклассного чтения, составленный  учащимися. Учитель здесь выполняет роль консультанта и вносит свои предложения и рекомендации.  Обменяться мнением о прочитанном можно , отправляя электронные письма. Такое своеобразное продолжение уроков литературы очень интересно.  Узнав, что с учителем можно общаться по электронной почте, учащиеся воспользовались  такой возможностью, и многие из них считают такую форму общения полезной и увлекательной.

Раздел пятый: здесь можно увидеть и разместить иллюстрации  к любимым произведениям. Поскольку учащиеся 5-6 классов любят рисовать, эта страница часто обновляется и пользуется популярностью.

 Дальше мы прилагаем некоторые материалы и надеемся, что наши скромные наработки  будут интересны читателям, а кому-то они пригодятся в работе. А мы  будем продолжать применять ИКТ в своей работе, ведь в «полезности»  этого мы убедились на собственном опыте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

"О некоторых формах работы на уроках математики" ( из личного опыта работы ).

В этой статье описываются некоторые матодические приемы работы на уроках математики, которые повышают эффективность урока ....

Выступление на круглом столе "Групповые формы работы на уроке литературы"

Описан опыт работы в группах с рассмотрением групповой формы обучения как таковой и приведены примеры нескольких фрагментов уроков с использованием групповой формы обучения на уроках литературы....

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Активные формы работы на уроках литературы

Урок литературы, как урок человековедения, способствует поиску и принятию молодым человеком важных решений, создаёт условия для раздумья, сопереживания, обмена мнениями, побуждает активность подростко...

Педагогическое мастерство, его структура. WEB- квест как инновационная форма работы на уроках литературы

Формирование навыков информационной деятельности  - задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения.Одна из них-технология веб-квестов....