Активные формы работы на уроках литературы
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы, как урок человековедения, способствует поиску и принятию молодым человеком важных решений, создаёт условия для раздумья, сопереживания, обмена мнениями, побуждает активность подростков в самовоспитании, развивает интерес к чтению и творческие способности. Разнообразие форм уроков, использование различных методов – словесного, наглядного, практического – является условием активного восприятия и усвоения изучаемого материала, творческого отношения к учению, средством развития познавательного интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы работы на уроках литературы в старших классах.

 В старших классах учащиеся стремятся к самостоятельности, к утверждению собственного «я», к реализации возможностей личности.

Урок литературы, как урок человековедения, способствует поиску и принятию молодым человеком важных решений, создаёт условия для раздумья, сопереживания, обмена мнениями, побуждает активность подростков в самовоспитании, развивает интерес к чтению и творческие способности. Разнообразие форм уроков, использование различных методов – словесного, наглядного, практического – является условием активного восприятия и усвоения изучаемого материала, творческого отношения к учению, средством развития познавательного интереса.

Лекция – одна из форм уроков по изучению крупных литературных произведений, обзорных тем при подготовке к экзаменам. Урок-лекция формирует у учащихся умение не только слушать, но и анализировать, отбирать материал, выделять главное, составлять тезисы, конспект,  делать выводы и обобщения, сопоставлять лекцию учителя со статьёй учебника. Проверяя уровень восприятия лекции, учитель задаёт вопросы. Лекция способствует развитию устной и письменной речи учащихся, помогает эмоциональному восприятию художественного произведения. Особое значение имеют интегрированные лекции, когда литературное произведение изучается  как вид искусства в сочетании с музыкой, живописью, кино, театром.

В преподавании литературы слово учителя является одним из важнейших словесных методов обучения. Он требует от учащихся определённой подготовки: наличия фактических знаний, умения их сопоставлять, анализировать и обобщать, требует навыков внимания и мышления. Дети любят слушать, и учителю необходимо стремиться к содержательности, логической стройности, последовательности и ясности изложения, выразительности языка.

Слово учителя литературы – это и биографический рассказ о писателе, когда на урок дети приходят с хронологической таблицей, прочитанными воспоминаниями современников о писателе, знаниями той исторической эпохи, когда создавались эти произведения.

Вполне уместен особый вид биографического рассказа, когда учитель излагает не законченную биографию, а отдельный этап, эпизод, факт из биографии писателя, необходимый для понимания изучаемого произведения. Отбирая биографический материал, необходимо избегать загромождения рассказа мелкими подробностями, но и не ограничиваться лишь сообщением дат. Цель учителя – ввести детей во временной, пространственный, творческий  и духовный мир писателя-человека.

«Не заглушайте в детях любовь слушать рассказы, - писал И.И.Срезневский, - а, напротив, развивайте её, особенно любовь слушать такие рассказы, которые возбуждают вместе и их любопытство и их внимательность к чему-нибудь одному, определённому.» От учителя требуется хорошее знание фактического материала по теме, умение отобрать материал, последовательно и интересно изложить его, живо и выразительно произнести. Рассказ должен быть конкретным и занимательным. Этому помогут монографии, мемуары, дневники, письма и документы, связанные с личностью писателя.

«Так как живому языку научаемся всего более не по грамматике, а по навыку глаза и слуха, то речь учителя должна быть для учащихся образцовой» (В.П.Острогорский «Беседы о преподавании словесности»).

Активизировать деятельность учащихся на уроке целесообразно ролевыми играми. Старшеклассники играют с удовольствием, поэтому переходом от теоретического лекционного материала к практическому изучению может быть семинар как деловая игра. Урок-семинар, как правило, состоит из следующих этапов:

1.Вступительное слово учителя, подготовленного ученика или группы учащихся.

2.Постановка целей и задач перед каждым учеником на данном уроке.

3.Главная часть урока – изучение произведения.

4.Итоги и выводы.

      Готовиться к семинару надо заранее: класс делится на группы; задания распределяются с учётом  интересов, способностей личностных особенностей каждого ученика; каждый участник получает свою роль и отвечает за отдельный этап урока, определяет собственную позицию в работе. Назначенным руководителям групп даются задания, вопросы и список литературы, и ответственные распределяют обязанности по группам. Дело находится всем, в зависимости от темы семинара определяются артисты, журналисты, литературоведы, критики, экскурсоводы, музыковеды, художники-иллюстраторы, читатели и писатели, библиографы и операторы… Особенно важной в семинаре является речь учащихся, когда каждый из выступающих учится ставить перед собой цель, выбирать оптимальные пути её достижения, учитывать особенности аудитории, владеть вниманием слушателей, выразительно рассказывать и импровизировать в ходе беседы. Учитель организует консультации в каждой группе, с некоторыми детьми работает индивидуально, чтобы помочь ученикам выступить интересно, проявить творчество и способности. На уроке-семинаре ученики поставлены в условия активного общения, поэтому учатся согласовывать различные мнения, находить компромисс, творчески осваивать литературный материал. При этом учащиеся задают друг другу вопросы, рассуждают, спорят, доказывает свою точку зрения. Семинар  развивает у детей коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, чувство ответственности. При формировании ученических групп учитель учитывает уровень знаний каждого ребёнка по предмету, речевые умения и навыки, межличностные отношения – всё это является предпосылкой активности учащихся на уроке. Задания, данные учителем при подготовке к семинару, должны создавать ситуацию речевого общения: уточнение учебной  задачи, выбор путей её решения, распределение рабочих функций между членами группы, подготовка отчёта о совместной работе. На консультации учитель выясняет, нравится ли ученику произведение, увлекательна ли для него работа над ним, в противном случае следует изменить задание.

Игра – это всегда импровизация, требующая эффекта новизны, азарта, удивления, быстрой реакции, умения мгновенно найти нужное решение. На уроке они должны не только глубже понять взгляды того или иного писателя, но и узнать что-то новое о самих себе. Выявляя своё отношение к творчеству того или иного писателя, симпатии или антипатии к героям, примеряя на себе ситуации, продумывая своё понимание проблемы, отстаивая своё мнение, испытывая свои способности, старшеклассники проходят путь развития личности, осваивают нравственные ценности. Но это возможно лишь при условии взаимного контакта учителя и учащихся, искренности, когда говорят то, что думают, а не то, что хочет услышать учитель. С помощью групповых форм работ ы осуществляется взаимопомощь и взаимообучение, совершенствуется качество знаний, развиваются творческие способности детей, активизируется их мыслительная деятельность, развивается речь, прививается интерес к изучению литературы.

Добиться этого за год – два, то есть в 10 – 11 классах, чрезвычайно трудно, поэтому необходимо вводить активные формы работы на уроках с пятого класса. Урок-защита читательского формуляра проводится в конце четверти. Приглашается школьный библиотекарь, консультанты – старшеклассники. Оформляется выставка читательских дневников, в которых не только фиксируются сведения о писателе, исходные данные книги, но и приобретаются навыки написания отзыва, аннотации, рецензии.  Каждый ученик, готовясь к уроку, продумывает устный ответ, рекламирует понравившиеся произведения, делает свои выводы из прочитанного, рекомендует одноклассникам книги для чтения, нередко сопровождая свой ответ иллюстрациями, выразительным чтением отрывков наизусть, инсценировками. Дети  внимательно слушают, задают вопросы по тексту, спорят с выступающим в случае  несогласия по тем или иным позициям, оценивают ответ товарища, определяют победителей. Консультанты подводят итоги выставке, выставляют оценки выступающим, а библиотекарь отмечают активных читателей, делает обзор новинок.

Такая форма работы стимулирует детей на чтение, воспитывает внимательного и творческого читателя, способствует формированию речевой и коммуникативной культуры, формирует умение строить устное высказывание, защищать свою точку зрения.

Активные методы – совокупность средств, способов, приёмов, побуждающих детей к активной познавательной деятельности. Назовём лишь несколько таких приёмов: создание проблемной ситуации, вводящей класс в предмет изучения темы (задача, беседа, рассказ); формирование основной учебной задачи, пускающей в ход целесообразную деятельность учащихся; взаимоконтроль и самооценка деятельности (самостоятельная работа, частично-поисковая деятельность); дифференцированная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

В статье представлены активные формы обучения на уроках литературы, так как приобщение школьников к искусству слова – процесс непростой: большая литература остаётся на периферии интересах многих учащи...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...

Методическая статья "Активные формы работы на уроке литературы"

Доброго времени суток! Представляю внимаю мои размышления о возможных способах работы на уроке литературы. Возможно мой опыт пригодиться  кому-нибудь....