Методическая статья "Активные формы работы на уроке литературы"
статья по литературе

Матвеева Ирина Игоревна

Доброго времени суток! Представляю внимаю мои размышления о возможных способах работы на уроке литературы. Возможно мой опыт пригодиться  кому-нибудь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_1.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы работы на уроках литературы

  Литература — не математика (афоризм достоин  Козьмы Пруткова), в ней оценка — всегда будет относительно чего-то: личностей учителя и ученика, умения школьника сосредоточиться и именно в нужный момент, настроение взрослого во время проверки сочинения, которое может испортиться по какой-либо причине.

    Так что в объективности оценок за сочинение я всегда сомневаюсь даже, даже если выставлю их сама. Смысл преподавания литературы я вижу в том, чтобы она воспитывала

(параллельно с обучением). Представим себе ученика, который блестяще знает текст, проблематику произведения, его творения правильные. Но фальшивые!

    Он работает на учителя, оставаясь равнодушным к книге, ее героям, событиям и к автору.

    Какой оценки достойны его творения? Объективно — «пятерки». Хотя его слова редко соизмеримы с его поступками.

    Возможно, я преувеличиваю, и все гораздо проще.

    Хочу понять, для чего я учу личности, одни из которых зарабатывают, другие высиживают аттестат и оценку по литературе.

    Прежде всего, я хочу, чтобы мои ученики привыкли иметь собственные суждения о жизни и искусстве, умели бы их четко и образно (главное образно) формулировать, отстаивать, чтобы развили в себе наблюдательность, чтобы могли понимать себя и людей. Здесь, конечно, одних диспутов, рассуждений мало. Нужно использовать что-то большее ...

     Читателя из-под палки не воспитать!

     Ничего так не убивает любовь к книге, как обязательное чтение. Всякий нажим у большинства тут же рождает уловку — бездумно скользить по страницам.

    Если книгу непременно должны прочитать все, значит необходимо найти и общую для всех страницу. Мне кажется, что ассоциативные связи ведут от страницы к странице.

    Что увидеть в книге и как об этом сказать — главная альтернатива. Разговор о «Герое нашего времени» однажды мы начали с эпизода: накануне дуэли с Грушницким Печорин всю ночь (не спал ни минуты!) читает роман Вальтера Скотта «Шотландские пуритане».

    Ребята взялись проверить, мог ли в самом деле роман увлечь, отвлечь, если мог, то чем? С охотой прочитали роман английского классика.

    Прием понравился ребятам, так вот сближать между собою книги, разом снимать их с полки и класть на стол...

А книга, которая на столе, обязывает!

    На уроках литературы необходимо обеспечить интеллектуальную загруженность. Для этого надо сократить преподнесение готовых истин, требующих лишь механического запоминания.

    Искать активные формы урока.

     

     На мой взгляд, одним из интереснейших был урок по поэзии В.Маяковского. Выпускники «готовили к изданию» книгу «Люблю!».

На доске эпиграф:

                   Любовь — это жизнь.....

                   Это сердце всего.

Ниже - строки В. Маяковского:

                    Не смоют любовь

                    ни ссоры,

                    ни версты.

                  Продумана,

                  выветрена,

                  проверена.

    Учащиеся заранее были ознакомлены с особенностями оформления книги. Знали они и термины: переплет, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрация и пр. Задача -умение их использовать. Разрушить штамп. Вчитаться в стихи

поэта.

     Заседание «редколлегии» I группа. Они говорят о задачах составителей книги, о том, что уже сделано. Вот некоторые положения:

  • Нужна книга, в которой читатели встретились как бы с живым Маяковским.
  • Важно отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным.
  • Уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации, шмуцтитулы...

      «Редактор» предоставляет слово «художникам»:

Один из них говорит:

«Вы видите, что переплет книги и суперобложка голубого и красного цвета. В центре изображено сердце, а в нем — слово «Люблю!». Нам кажется, что голубой ток наиболее выразителен и удачно сочетается с содержанием книги: это цвет мечты, в какой-то степени — цвет несбывшегося...

                  Сердце - красного оттенка. Вспомним слова самого поэта:

                                             Мама!

                              У него пожар сердца ...

    Форзац создает определенное эмоциональное настроение, подсказывает, о чем пойдет речь в книге. Крупным планом – образ прекрасной Дамы: ведь книга посвящается Ее Величеству Любви!

    Фронтиспис — следующий элемент книги. Это ее идея. Поскольку наша задача показать непривычного Маяковского, то и портрет его, не достаточно знаком для массового читателя. Мы выделим одиночество поэта, т. к. считаем, что этот мотив достаточно силен в его творчестве.

На титульном листе — данные о книге: автор, название, место, год издания.

Комментарии к иллюстрациям и стихам.

    «Художественный редактор» одобрил и макет книги.«Литературоведы» — отобрали материал.

Большое внимание мы уделили поэзии 80 гг.

    Каждый из участников урока — игры получил памятку с планом «рекомендательного» выступления:

Почему именно этот стих ты предлагаешь включить в книгу? Какую нравственную ценность несет оно в себе" В чем его актуальность? Не забудь: твое выступление должно быт интересным и ярким.

    В книгу включаются не только стихи, но и выступления ребят. На заседании присутствовала творческая группа в составе четырех «отделов». Каждый из них работал над своей проблемой. «Художественный редактор» и «художники» выступали:

     «...форзац создает эмоциональное настроение, подсказывает читателю, о чем пойдет речь в книге.

    Мы отобразили здесь яблоко, как символ человеческих падений и взлетов: две половинки его окрашены в разные цвета (красный светлый и синий темный). Изображены и две протянутые руки: куда они потянутся? Какую половину яблока выберут? Выступали

«критики». Работали над вступительными статьями.

     К сожалению, страшные годы омрачали наш век. И многие стихи А. Ахматовой, А. Галича, А. Жигулина долгое время не могли быть напечатаны:

  Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Мы давно называемся взрослыми

И не платим мальчишеству дань.

И за кладом на сказочном острове

Не стремимся мы в дальнюю Даль...

...как просто попасть в первачи!

Вот как просто попасть в палачи —

Промолчи, промолчи, промолчи!

     Дима берет слово: «Я нашел стихи, которые меня потрясли. Пусть простят меня современные поэты, но Я был уверен, что такие сильные строки могли быть написаны только в ХIХ веке. Стихи эти давно стали песней. Но они нам нужны сейчас! Их автор А. Галич —поэт. Он убеждает нас: жизнь требует не молчания, а активного действия...»

     Оля говорит вот о чем: «Когда я готовила свое выступление, то прочитала много стихов, в которых звучат гражданские мотивы. Предлагаю включить в Нашу книгу стихотворение  Рождественского «Отвечать!» Построено оно в форме беседы с читателем. Но это — проповедь, призыв честно выполнять свой гражданский долг. Нам надо научиться спрашивать с себя, а тем более отвечать за свои дела — вот идея стихотворения.

     Горе-обувь бригада тачает

     Гонит фабрика горе-пальто |

     Кто за это за все отвечает?

     Вроде многие, а в общем - никто.

     Вот зазря котлован отрыли,

     Вот не там завод возвели, |

     Гибнут в бездне, ломая крылья,

     Государственные рубли!

     Я стихи эти начал невесело,

     Но приспело, как ни крути,

     Почему-то среди ответственных

     Отвечающих не найти.

     Ситуация ошарашивает.

     И уже невозможно молчать!

     Надо нам научиться спрашивать,

     А тем более - отвечать!

Считаю, что стихотворение очень актуально сегодня»

Аня М. и А.К. обращаются к статье Д. Гранина «О милосердии» И стихам О. Фокиной.

«Здесь говорили о том, что десяти – одиннадцатиклассники, которые в последующие годы откроют нашу книгу, должны понять, каким нравственным категориям отдаем мы предпочтение. Мы думаем, нам надо поговорить о милосердии. Хотим предложить «Для

публикации» стих. Ольги Фокиной «Когда не с мамой». Оно — о брошенных детях, о детях-сиротах при живых родителях. В трудные военные голодные годы матери не только своих детей не бросали, но пригревали и чужих. А сейчас! Число брошенных детей все растет!

  Ужас охватывает! А ведь женщина призвана давать жизнь, она —мать! Считаем, что это стих. Обязательно должно войти в книгу:

    И нет войны, а дети сиротеют,

    Тоскуя днем и плача по ночам,

    И все никак приюты не пустеют,

    Крепя печатью детскую печаль.

    И цвет печали — ярко-фиолетов,

    И срок печали - явно не на час...

    Что пользы в том, что крутится планета,

    Когда огонь в родном окне угас?

    И не красна пустышка-погремушка,

    Не весела гармошка с бубенцом

    Когда не мамой вышита подушка

    И первый гвоздь вколочен не с отцом...

    Как сын осмыслит слов дороговизну,

    Коль мама пьет, а папа — пьет и бьет?

    Как назовет он Родину Отчизной?

    Как Матерью ее он назовет?

   Нам было очень жаль несчастных ребятишек. Пусть и у читающего  эти строки защемит сердце!»

  В разговор включается творческая груша, работавшая над темой исторической памяти.

  «Нас потрясло стих. «Реквием» Анны Ахматовой. Стихи врезаются в душу. Сколько же в них горя! Только вслушайтесь:

   Звезды смерти сияли над нами,

   И безвинная корчилась Русь

   Под кровавыми сапогами

   И под минами черных марусь.

   Уводили тебя на рассвете,

   За тобой, как на выносе, шла.

   В темной комнате плакали дети,

   У божницы свеча оплыла.

   На губах твоих холод иконки,

   Смертный пот на челе... Не забыть!

   Буду я, как стрелецкие женки,

   Под кремлевскими башнями выть...».

  Чтобы активизировать деятельность учащихся, чтобы развивать их, необходимо искать такие формы урока, ставить такие задачи, которые бы заставляли открывать, искать, исследовать. Считаю, что урок литературы — постоянный процесс сопереживания, соразмышления, постижения и истолкования. А это можно. Добиться только через активные формы-работы на уроке.

  Например: ученик вытягивает билетик с именем литературного героя, над образом которого он должен будет работать (в помощь берет-желающих принять участие` 1-2 человека). Уже группа!

  Например: группа мальчиков 10 класса получила задание сделать схему Шенухебенского сражения (объемную, с передвижением солдат, пушек и прочего).

   После исследовательской работы с хода сражения, стала понятна-заслуга скромного-капитана Тушина и его подчиненных. Мы воссоздали картину самого сражения.

   После чтения второго тома «Войны и Мира» степень освоения текста проверялась с помощью организованного между группами соревнования: кто больше узнает сцен и героев, изображенных на рисунках художника А. Н. Николаева к роману Л.Н. Толстого.

   «Литературный хоккей» мы проводили при изучении романа «Петр Первый». Назначаем или выбираем капитанов, «вратаря», «группу защиты» и «группу нападения», которая готовит 15—20 вопросов команде противника по тексту романа, а «защита» должна

отбиться от них, тогда точно десятиклассники книгу прочитают. У них есть-стимул для этого.

   Ход игры: «группа нападения» задает вопрос «группе защиты» противника. Если она ответит — ее очередь «нападать». Если нет, то вопрос — «мяч» пасуется «вратарю» ‚ Если тот не знает ответа — команде засчитывается гол. Счет ведут выбранные на этом уроке

(или заранее) судьи. Болельщики — не вошедшие в число игроков учащиеся.

    Такие дидактические литературные игры типа спортивных могут быть использованы для проверки знаний учащихся уровня первоначального освоения текста. Таким образом частично может быть решена проблема прочтения произведения. Подобную работу я

проводила по произведениям Л. Н. Толстого по теме: «У войны не женское лицо».

   Ролевые игры, когда ученик — читатель входит в роль либо героя произведения, либо его «критика». Например в 11 классе я проводила брейнсторминг — коллективный «мозговой штурм» поэмы А. Блока «Двенадцать». Проводила брейнсторминг как групповую работу (каждая группа получает для «микроштурма» какую-либо частную задачу, с последующим коллективным обсуждением. Этот прием был использован следующим образом: с помощью учителя учащиеся вспоминают что им известно

о времени создания поэмы, об истории работы Блока над рукописью, о жизненных ее источниках. учащиеся получают для группового «мозгового штурм?“ задания типа: «смысл названия поэмы «, «Символика цветов в поэме», «Эволюция центрального образа», «Почему в конце появляется Христос?» сообщение групп о результатах их работы, ее коллективное обсуждение и оформление в стройную законченную

концепцию.

   Таким образом анализ произведения превратился в увлекательное коллективное сотрудничество.

   На уроках литературы в 9 класса: использовали еще игру  такого типа: литературные судьи п. произведению Н. В.Гоголя «Мертвые Души», «Суд над помещиками».

   В начале курса литературы 11 класса мы проводили кафе поэтов, играли реальных и вымышленных персонажей, читали стихи и литературные манифесты того времени.

   

   В кафе боролись «за своего читателя» «символисты» «акмеисты», «футуристы» (вспоминались песни «Смело, товарищи, в ногу», «Мы кузнецы»).

   А после этого все вместе решали вопрос: какое же из этих литературных направлений могло стать ведущим в новом ХХ веке?

   Игры, в которых одновременно действуют и «актеры», и «критики» (комбинированные), мне: кажется, наиболее отвечают целям и задачам урока. В такой форме мы, например, анализировали ранние чеховские рассказы. А актерское свое мастерство учащиеся показывали другим параллельным классам (7 в).

   Цель игры: ввести учащихся в авторский текст, разобраться в психологии героев и способах их изображения, «примерить на себя» человеческие отношения в обществе того времени и оценить мастерство (по силе возможности) Чехова —

рассказчика.

   Подготовка к игре. Мы вместе выбрали достаточное для инсценировки количество текстов ранних рассказов Чехова («Толстый и тонкий», «Канитель», «Лошадиная фамилия», «Жалобная книга», «Хамелеон»). Ребята (режиссеры) набрали себе актерскую группу.  Режиссеры решали вопросы реквизита и декораций.  Участвовала в работе и другая труппа: «критики» (под руководством учителя оценивали игру «актеров», а также

мастерство режиссерского решения).

Вечность за кремовыми шторами.

(«Белая гвардия» М. А. Булгакова через чувственный мир героев к содержанию).

 Как заинтересовать старшеклассника произведением? Не заставлять читать, а вызвать самостоятельный интерес. Начинаю издалека:

Наши эстрадные певцы в последнее время проявляют интерес к белой гвардии.

Слушаем песню А. Малинина на стихи Р. Рождественского «Кладбище Сент—Женевьев—де—Буа».Переходим к историческому вопросу: впервые в истории русской

литературы писатель показал революцию глазами белых офицеров.

(Сам писатель М. А. Булгаков это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в этой трагедии).

   Правда — всегда интересна. Большую роль в работе играет наше эмоциональное состояние после прочтения романа. (Учащиеся: тоскливое, гнетущее ощущение свершившейся глобальной катастрофы). ребятам была предложена работа по группам:

I. Символичность цвета в романе.

II. Найти 2 эпизода, которые можно о-нести к ощущениям и переживаниям на уровне обоняния.

(Алексей Турбин в бывшем штабе после ухода полковника

Малышева; Николка и Ирина ). Ребята сделали следующую цветовую гамму первого романа Булгакова.

   Красный цвет. С чего начинается повествование, — это символ не только физической гибели, но и духовной. Мебель «красного бархата», «Малиновые ковры» в спальне умирающей матери. Надпись «вишневым соком» на изразцовой белой печке:

              «Слухи грозные,

                              ужасные

                Наступают банды

                              Красные».

   Обмороженный Мышлаевский с алыми пятнами на лице, прибывший из-под «Красного трактира». Красный цвет сцены прощания с Тальбергом. «Темно-красный» театральный капор  Елены, «жирный, красный» свет под абажуром. Все эти оттенки красного намечают неизбежное движение к трагедии во всех проявлениях жизни: в любви и семье, в духовных идеалах интеллигенции.

   Белый цвет. Духовные сомнения главного героя романа Алексея Турбина проводят его к гимназии, где белый снег «девственным пластом» укрывает горизонт духовности Символику белого цвета, обозначающего святое в жизни героев, заключает в себе название романа.

  Желтый, черный цвета.

 Страшен не сам по себе желтый — цвет смерти, а в сочетании с будничным черным.

 На фоне «чернеющей толпы» людей и в «черных пальто» проплывают «желтые длинные ящики» с надписями:

 «ПрапорщикЮцевич»,

«Прапорщик Иванов»...

 Страшно!

 Гробы, проплывающие перед взором только что записавшегося в мортирный дивизион Алексея Турбина, свидетельствуют о страшной реальности: смерть стала обычным явлением «рабочих» будней. Все это заставляет задуматься о святости самого верховного понятия на Земле — жизни человеческой.

   Серый, кремовый цвета. Но самый страшный смысл заключен все же в сером. Это цвет шинелей на солдатах, которые не сегодня, так завтра будут втянуты в войну, в истребление человека человеком. Это цвет оружия уничтожения жизни: серых броневиков, серых бронепоездов, серых пулеметов, серых бомб.

             «И хлынут серые. Ох, страшно.

              Кто в кого стрелял — никому не известно» (ч.1, гл.4).

 Серые — немцы, пришедшие в Город в марте. «Серая фигура» выслеживает богатство Василиса. Серый бронепоезд увозит труса и предателя Тальберга. «Серый день» предвещает будущее ранение Алексею Турбину. Серенькие люди в солдатских шинелях

преследуют Алексея, и он превращается з «волка» (тоже серого), и сам стреляет.

 Серый цвет соединяется с желтым цветом смерти. Вот и -кремовый цвет штор, от которых вначале веет миром и уютом, не отгораживает от трагедии. Это полутон желтого в некотором роде.

 Голубой цвет. Он лишь пунктиром обозначен в романе (именно голубой, а не синий — цвет петлюровских жупанов), цвет двух стихий — моря и неба. Он - в глазах Николки и глазах пророка, обладателя козьего меха. И «голубой луны фонарь» на земле подает надежду, вопреки красноватой Венере в небе.

 II группа. Запах?..

Нам кажется, что многие проблемы «ищут» своего разрешения за пределами романа. Это так. Но есть нечто, что заставляет иначе относиться к книге. Оно -— в словах прикованного к постели, ослепшего М. А. Булгакова:«Счастье — это лежать долго... в квартире... любимого человека...слышать его голос... вот и все... остальное не нужно».

Это — спасение в любви, осознание, что прежде всего он человек.Учащиеся нашли два эпизода, которые можно отнести к ощущениям на уровне обоняния (Алексей Турбин в бывшем штабе дивизиона, Николка и Ирина Най в мертвецкой). (ч.2, гл.10) и (ч.3, гл.17).

   На фоне этих сцен живительное возвращение героя к спутнике,сестре убитого Най -Турса Ирине Най, потому что ее окружает запах жизни, которую можно спасти любовью.

   Вывод: любовь спасет мир.

   Учащиеся высказывали мысль, что не смотря на трудные судьбы героев, хочется еще и еще раз открыть начало романа и заглянуть в квартиру с кремовыми шторами в доме №13 по Алексеевскому спуску, чтобы увидеть всех.

   Дело в том, что Турбины и их окружение — редкостное содружество людей: когда они вместе, то становятся сильнее, красивее, чище. Их верность ценностям многовековой культуры не может быть разрушена общественными катаклизмами.

   Учащиеся отмечали, что именно в образе Елены звучит мотив |исторического терпения, заключенного в словах: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. — Ждите, пока к вам придут.»

   Учащиеся прониклись нарастающей тревогой в романе. «В жилище вместе с сумерками надвигалась все более и более печаль» (ч.3, гл12). Теперь властвует мир хаоса почти до самого финала романа.

   Учащимся удалось выйти за рамки романа, а это и есть творческая работа.

Бинарный урок в 11 классе

О рок-поэзии и рок-музыке

   Этот урок в пределах двух уроков объединял несколько предметов школьного цикла: литературы, изобразительного искусства и музыки. Правда, преподавателями данных предметов были учащиеся. Класс опять разделится на группы: «языковая группа», «изобразительного искусства», «музыкальная группа», | «литературная», «арбитраж».

   Ставится задача: Поговорим о рок - поэзии и рок - музыке. Как вы думаете, каково происхождение корня -рок-? Является ли оно русским или заимствованным?

«Языковая группа»:

  «Рок-н-ролл (англ. букв. раскачиваться, вертеться) — парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, получивший мировую известность в середине 50-х годов ХХ в. Слово это было впервые зафиксировано в

толковом словаре русского языка в 1')71 г., чуть раньше попало в орфографический словарь.

   Учащиеся отметили, что в разговорной речи возникла и распространилась вариантная слово - форма : «рок». Они же делают вывод об образовании слов: «рок-группа», «рок-звезда», «рок-опера», «поп-рок», «панк - рок».

   Вывод: Рок - это целое направление в культуре.

 «Музыкальная группа»:

 Появление рока было не случайным. 3 рок - культуре отразились изменения в обществе: ускорился ритм жизни, расширились увлечения (через радио, пластинки, магнитофоны). Большое значение имели и достижения техника. Выступающие этой группы отметили почему рок так привлекает молодежь.

Это потребность молодых высказать себя. Рок — это нигилизм по отношению к традициям в культуре. ‹Мы не против классики, но нам она непонятна. А рок — это наша культура, в которой все доступно и просто».

 Чего хотят молодые очень хорошо сказал В. Цой

    Вместо тепла — зелень стекла.

  Вместо огня — дым.

  Из сетки календаря

  Выхвачен день.

  Красное солнце сгорает дотла.

  День догорает с ним.

  На пылающий город падает тень.

  Перемен!

  Требуют наши сердца.

  Перемен!

  Требуют наши глаза.

  В нашем смехе и в наших слезах --

  И в пульсации вен:

  Перемен!

  Мы ждем перемен.

 «Языковая группа»

  И с помощью учителя

     «Литературная»:

  Выясняем метрический рисунок стихотворения.

  Работая над системой стихосложения, учащиеся пришли к выводу, что она тоническая. Наиболее приближена к ритму русской разговорной речи. (Некрасов, Маяковский).

  Ключевое слово: «Перемен». Певец делает каждый слог в этом слове ударным и «привязывает» его к строке.

  А ведь так пел В. Высоцкий (возникает художественный образ звучания натянутой струны).

       «Музыкальная»:

  Вторая эпоха рока — после 1985 г. Рок может говорить правду во весь голос и не только на рок - концертах.

        Арбитраж:

   Рок-группа, нам кажется, умеет говорить со слушателем. Думаем, что рок - группы останутся властителями дум в новых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Выступление на круглом столе "Групповые формы работы на уроке литературы"

Описан опыт работы в группах с рассмотрением групповой формы обучения как таковой и приведены примеры нескольких фрагментов уроков с использованием групповой формы обучения на уроках литературы....

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Активные формы работы на уроках литературы

Урок литературы, как урок человековедения, способствует поиску и принятию молодым человеком важных решений, создаёт условия для раздумья, сопереживания, обмена мнениями, побуждает активность подростко...

Педагогическое мастерство, его структура. WEB- квест как инновационная форма работы на уроках литературы

Формирование навыков информационной деятельности  - задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения.Одна из них-технология веб-квестов....