Доклад на тему " Основные формы работы на уроках литературы в 10 классе"
статья по литературе (10 класс) на тему

Елинова Лилия Николаевна

Без знания учениками текста произведения полноценный урок по литературе состояться не может. Существует много различных форм и методов работы по освоению художественного произведения в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Основные формы работы на уроках  литературы в 10 классе»

Без знаний учениками произведения полноценный урок по литературе состояться не может.

1.Изучение каждого нового произведения ( кроме стихотворных) должно предваряться проверочной работой на знание теста. Работа строится таким образом, чтобы количество вопросов было бы легко соотносимо с оценками. Вопросы могут быть продуманы самими учениками непосредственно перед самостоятельной работой.

2.Другая форма проверки знания текста – «непонятные слова».  Ученики дома выписывают из текста ( например из какого – то фрагмента текста, из одной главы, части произведения) в рабочую тетрадь , лексическое значение которых им непонятно. На уроке учащиеся в сотрудничестве с учителем разбирают  данные слова. Такая работа приучает к  внимательному, осознанному чтению. Так, например, из первой главы романа «Евгений Онегин» ученики наверняка выпишут множество непонятных слов.

3. Анализ текста является важнейшей формой учебной деятельности на уроках литературы. Разбор художественного произведения, постижение его структуры, выяснение авторской позиции – одновременно и цель и средство литературного образования. Мы анализируем произведения, чтобы понимать его, но мы читаем текст на уроке для того, чтобы научиться его разбирать.

Я изучила и применяю в процессе преподавания литературы такие активные формы и методы:

проблемно-поисковые;

приемы комментированного прочтения произведений;

лекции и семинары;

уроки – викторины;

уроки – диалоги.

Ученик должен иметь возможность участвовать деятельностно во всех этапах урока.

Практикую привлечение учеников не только к участию непосредственно в уроке, но и к подготовке к нему.

Одним из таких приемов является «Лекция вдвоем». Эта форма проведения урока эффективна: ученики имеют возможность представить перед одноклассниками в роли учителя и показать свои способности и знания.

Стараюсь привлечь учащихся к планированию предстоящего урока через предварительную работу: опережающие задания, индивидуальные сообщения, рефераты, подготовка наглядности к уроку.

Используя лекцию как один из активных методов работы, стремлюсь правильно реализовывать все три формы деятельности учащихся, оптимально сочетая их на уроке:

  1. Восприятие материала, при котором работают мышление, воображение, память, речь.
  2. Участие ребят в сообщении учебного материала (реферат, краткое сообщение, выразительное чтение).
  3. Самостоятельная работа во время слушания лекции и после прослушивания ее.

Стараюсь вести ученика к открытию истины, которое совершает он сам, и в этой деятельности развиваются не только его мышление, самостоятельность, память, чувства, речь, но и происходит целостное развитие личности.

Учу ребят высказывать самостоятельные суждения, уметь отстаивать, утверждать свою точку зрения.

Современное прочтение классики на уроках – это проникновение в ее глубины, это работа над текстом, это слово учителя, это выразительное чтение и чтение с комментариями, беседы, диспуты – весь арсенал активных методов.

Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения обучающихся, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения каждого школьника для творчества.

Творчество учителя – это очень тонкая работа ума и сердца, воплощение в школьные будни своей человеческой боли, радости, мечты. Это умение иметь в себе и вызвать в других чувство тревоги, чувство ответственности за окружающую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Активные формы работы и поддержание интереса к изучению иностранных языков»

Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на старшем этапе обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспит...

Доклад по теме «Активные формы работы на уроках математики»

    В общем объёме  знаний,  умений  и  навыков,  получаемых  учащимися  в средней  школе,  важное  место  принадлежит...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)

Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения...

Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»

—  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...

Доклад. Игровые формы работы на уроках литературы.

В данном докладе показаны эффективные формы  работы на уроках литературы....