Особенности проектирования образовательного процесса в системе современного дополнительного образования
статья (11 класс)

Коркин Максим Валерьевич

В статье раскрыты особености поектирования образовательного процесса с учётом метапредметного подхода, указываются два основных его взаимосвязанных направления, раскрыты метапредметные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ г. Хабаровска

«Маленький принц»

Коркин Максим Валерьевич

педагог дополнительного образования

Особенности проектирования образовательного процесса в

     системе современного дополнительного образования

Особенности проектирования образовательного процесса в организациях дополнительного образования. Метапредметный подход в образовании. Признаки метапредметного подхода в образовании. Классификация педагогических технологий с учетом метапредметного подхода.

         Система образования во всем мире находится в поиске новых, адекватных современности, моделей и структур. Новаторский поиск - характерная черта образовательного процесса. В результате взаимодействия инноваций и традиций рождается новое понимание целей и задач образования, наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития общества. Современный мир требует изменений как деятельности учителя-предметника, так и принципа объединения учеников, определяющего классы. Возможность существенной трансформации пространства педагогического действия заложена и в появлении новых технических средств хранения и передачи информации, внедрение которых в учебный процесс принципиально меняет положение каждого из его участников. Совершенно очевидно, что система образования стоит на пороге принципиального изменения способа обучения. В рамках новой образовательной парадигмы учащегося необходимо обучать не сумме знаний, а способам мышления, развивать творческие способности, умения самостоятельно искать новые способы решения задач, свободно осуществлять деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях[1] .

На современном этапе  модернизации системы образования Российской Федерации перед организациями дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Учитывая, что система дополнительного образования и система общего образования образуют единое педагогическое пространство, дополнительное образование детей не может не учитывать требования к образованию в условиях перехода школы на ФГОС.

В связи с вышеизложенным предполагается два основных взаимосвязанных направления, учитывая которые должен реализовываться процесс проектирования образовательного процесса в организациях дополнительного образования.

I. Внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса:

  • ориентация учебных занятий на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов;
  • использование продуктивных методик и образовательных технологий;
  • соответствие содержания учебных занятий содержанию образования в современной школе по принципу «дополнительности».

II. Оценивание образовательных результатов учащихся на основе:

  • использования оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы;
  • перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;
  • внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов др.);
  • использования ситуационных заданий и задач;
  • сочетания оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе[2].

Сегодня в систему образования, в том числе дополнительное образование приходят понятия «метапредмет», «метапредметные подход» которые приобретают особую популярность.

"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью [3].

Введение метапредметного подхода в образовании – попытка идти навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века, который характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает, в первую очередь, междисциплинарное взаимодействие. В конце XX- начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный, в первую очередь, с разработкой нового содержания.

Метапредметный подход предполагает  очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасности узкой предметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но усваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Признаки метапредметного подхода в образовании:

  • универсальность, характеризуется тем, что знания умения и навыки, полученные на метапредметных занятиях с помощью метапредметных технологий, являются универсальными, обеспечивающими компетенцию научить учиться, что способствует  саморазвитию и самосовершенствованию личности обучающегося;
  • интегративность, то есть метапредметность рассматривается как особый тип интеграции учебного материала, что позволяет решить проблему разобщенность и оторванности друг от друга разных научных дисциплин;
  • вариативность реализуется через содержание учебных дисциплин метапредметного уровня, через формы средства и методы обучения, включенные в метапредметные технологии преподавания учебных курсов, через контроль оценивания и формы проверки знаний, определяющих  достижение метапредметных результатов образовательной деятельности и через организацию самостоятельной работы обучающихся;
  • рефлексивность предполагает, что обучающийся рефлексирует собственный процесс работы, что именно он мыслительно  проделал, как он мыслительно двигался, как восстанавливал генезис (происхождение)  того или другого понятия;
  • целостность выражается в комплексном подходе определения содержания базовых дисциплин на основе единства цели, их взаимодополняемости и единство требований; дополняемость рассматривается как механизм обеспечения полноты и целостности чего-либо;
  • фундаментальность выражается в научной основательности и высоком качестве психолого-педагогической и общекультурной подготовки; определяется глубиной и прочностью предметных знаний;
  • многофункциональность предполагает, что образование, ориентированное на идеи метапредметного подхода, дает обучающемуся компетентность решать разные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;
  •  междисциплинарность – способность к переносу из одной предметной области в другую и применимость в различных ситуациях[4] 

Сущность и ключевые положения метапредметного подхода раскрывается через его основные категории:

  • метадеятельность, метаумения, метазнания;
  • метапредметные компетенции;
  • метапредметные результаты;
  • метапредметные технологии [5].

С учётом метапредметного подхода, основываясь на современных позициях относительно результатов образовательной деятельности, образовательные технологии представлены следующими группами: предметные, личностные и метапредметные.

Предметные технологии ориентированы, прежде всего, на получение обучающимися знаний, умений и навыков в определённых предметных областях, на предметный результат дополнительного образования. Долгое время такой результат считался главным. В настоящее время он приобрел новый смысл и утратил свое приоритетное значение, являясь частью комплексного образовательного результата наряду с метапредметными и личностными.

Классификация педагогических технологий (А.В.Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина) [6]

Предметные технологии: технология дифференцированного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности технология.

 Личностные технологии: технология социального проектирования, технология педагогические мастерские, технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Метапредметными технологиями, можно назвать образовательные технологии, в том случае, если их использование способствуют достижению метапредметных результатов. Этому способствует метапредметный потенциал, которым обладают следующие педагогические технологии. Метапредметным потенциалом обладает кейс-технология, поскольку обеспечивает:

  • вариативность и личностный подход в обучении;
  •  возможность применения методов научного исследования;
  •  развивают познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности;
  • развивает эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию;
  •  познавательный интерес к изучаемому материалу.

Метапредметным потенциалом обладает проектная технология поскольку обеспечивает:

  • формирование мыслительного представления желаемого результата;
  •  планирования действий по достижению результата;
  •  оценивание промежуточных и конечных результатов.

Проектная технология формирует  метапредметные компетенции:

  • овладение проектным мышлением;
  •  умение решать проблемы;
  •  умение работать в команде;
  •  умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии;
  •  умение работать с информацией;
  •  умение критически относиться к информации.

Метапредметным потенциалом обладает технология развития критического мышления.

Метапредметные цели технологии:

  • формирование нового стиля мышления;
  •  развитие базовых качеств личности при стимулировании самостоятельной поисковой творческой деятельности запуск механизмов самообразования. 

Метапредметный подход в системе дополнительного образования детей предполагает новое понимание результата образования. В данном случае он направлен на приобретение ребенком социального опыта решения стоящих перед ним проблем, что создает серьезные предпосылки его дальнейшей более успешной адаптации в социуме, повышение его конкурентоспособности на рынке труда при постоянно изменяющихся условиях.


[1] Турчен Дмитрий Николаевич Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №1 (20). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii  (дата обращения: 28.05.2018). 

[2] Малыхина, Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей /авт.сост. Л.Б.Малыхина.- Волгоград: Учитель, 2016.

[3] Метапредметный подход в образовании при реализации федеральных государственных образовательных стандартов Н.В. ГРОМЫКО, заместитель директора НИИ ИСРОО URL:  http://pandia.ru/text/78/245/28438.php (дата обращения: 28.05.2018). 

[4] Мухамедьярова Н.А. Особенности реализации метапредметного принципа при подготовке педагогических кадров в вузе // Инновации в образовании. – 2013. -№1. – С. 72-79.

[5] Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В.Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина – М.: Издательство Юрайт, 2016.

[6] Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В.Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина – М.: Издательство Юрайт, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...

"Воспитательный потенциал в системе современного дополнительного образования"

В презентации рассматриваются вопросы воспитательного потенциала в системе дополнительного образования: направления воспитания, условия создания воспитательного пространства, воспитывающая структура (...

Ключевые моменты организации образовательного процесса современного дополнительного образования.

Эссе может быть использовано как молодыми, так и опытными школьными учителями для повышения своей квалификации.            Дополнительное образов...

Презентация к выступлению на ММО по теме ""Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП: качество иноязычного образования"

Презентация раскрывает пошаговое планирование учебных занятий, этапы и формы учебной деятельности и помогает правильно составить проект учебного занятия....

Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...