Технология многомерных дидактических единиц
учебно-методический материал

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_mnogomernyh_didakticheskih_edinits.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технология многомерных дидактических единиц.

Многомерная дидактическая технология  – новая современная технология  наглядного,  системного,  последовательного,  логичного представления,  восприятия,  переработки,  усвоения,  запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.

Данная технология была разработана в 90-е годы ХХ века доктором педагогических наук Валерием Эмануиловичем Штейнбергом. Главное преимущество применения дидактической многомерной технологии – это возможность от заучивания перейти к пониманию.

Главная цель  этой технологии – снижение трудоёмкости и повышение эффективности деятельности учителя и учащихся. Дидактическая многомерная технология стимулирует групповую работу на основе логико-смысловых моделей (ЛСМ), которые являются графической интерпретацией этой технологии.

Данная модель получила название логико-смысловой по той причине, что схема содержит 2 компонента: логический – в виде системы расстановки координат и узлов;  смысловой – в виде закодированных понятий, названий координат и узлов. Использование  логико – смысловых моделей повышает качество образовательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к познанию, расширяет их кругозор.

Если в 1-2 классе целесообразнее использовать интеллект -карты, то  3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков.

В зависимости от темы урока логико – смысловая модель составляется на одном уроке или выстраивается поэтапно – от урока к уроку – в соответствии с изучаемым материалом. Использование  логико-смысловых  моделей  помогает  детям устанавливать соответствия между понятиями, учит их формулировать выводы, осознанно отвечать на вопросы. Но,  необходимо  придерживаться  определённого  алгоритма построения логико- смысловых моделей

1. В центр листа (страницы) поместить овал или треугольник с названием темы – объекта изучения.

2. Определить круг вопросов, аспектов изучаемого объекта для определения числа и набора координат.

3. Отразить все оси координат на рисунке, определяется их последовательность, присваиваются номера К1, К2, К3 и т.д.

4. Отобрать основные факты, понятия, принципы, явления, правила, соотносящиеся с каждым аспектом темы, и ранжируются (основания для ранжирования выбираются составителем).

5. На координатах для каждой смысловой гранулы отметить опорные узлы (точками, крестиками, кружками, ромбами).

6. Рядом с опорными узлами сделать надписи, при этом происходит кодировка или сокращение информации при помощи опорных слов, словосочетаний, символов.

При изучении нового материала можно предложить готовую модель, которая служит своеобразным планом темы, помогает сосредоточить внимание учащихся на ключевых понятиях. Также сокращается время на изучение теоретических сведений, что позволяет больше внимания уделить  отработке практических навыков. Можно создавать логико – смысловые модели в процессе изучения темы вместе с учениками. Ученики обсуждают основные вопросы и проблемы, ищут пути решения проблем, обсуждают возможности применения материала в практической деятельности, с интересом выполняют задания.

 Построение и применение дидактических многомерных инструментов при изучении нового материала создаёт условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, для развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать. Учитель более эффективно может формировать опорные знания учащихся, четко, доступно, лаконично объяснить тему, управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать различные формы работы, оперативно оказывать действенную помощь каждому ученику, влиять на ход и структуру урока, поддерживать и развивать у учащихся интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Технология укрупнения дидактических единиц- живой родник мышления и творчества.

реферативно-исследовательская работа о жизни, деятельности и творчестве математика, академиа РАО Пюрви Мучкаевича Эрдниева....