Теория суггестивного погружения Георгия Лозанова
учебно-методический материал

Выступление на секции РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_suggestivnogo_pogruzheniya_georgiya_lozanova.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Теория суггестивного погружения Георгия Лозанова.

Под концентрированным обучением понимается специально организованный образовательный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятии.

Наличие у человека определенных форм «несознаваемой активности» позволило выдвинуть предположение о том, что учебная информация извне может проникать в его внутренний мир по двум каналам — сознательному и неосознаваемому. Впервые данная идея была представлена в работах болгарского врача и психотерапевта Г. Лозанова . В этом случае неосознаваемое рассматривается как основной источник «резервных возможностей психики» ученика. Использовать эти резервы и призвана суггестопедическая система обучения.

Под суггестией в современной психологии понимается такой процесс воздействия на психическую сферу человека, при котором достигается снижение сознательности (критичности) восприятия и реализации внушаемого содержания. В этом случае, как правило, отсутствует целенаправленное понимание воздействующего содержания, не происходит его логического анализа.

«Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия - это активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Результат внушения - необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей учащегося.

Суггестивная установка - это внутреннее состояние, которое возникает в результате серии предшествовавших воздействий, непосредственно не осознается и не переживается, но несмотря на свою неосознаваемость, влияет на сознательно регулируемую деятельность.

Усвоение полученной информации происходит на базе суггестопедической системы этюдов (Г. Лозанов, 1975). Они могут иметь форму беседы, песни, инсценировки, монолога диалога, мыслительных задач, проблемных ситуаций, пресс-конференций, интервью, игр типа «отгадай», конкурсов на выявление самого любознательного, находчивого, оптимистичного, пессимистичного и т.д.

Вместе с тем суггестия способна обеспечить возникновение таких качественных особенностей усвоения материала, как его эффективное восприятие, автоматизация и быстрота запоминания, точность воспроизведения, экономичность трудозатрат ученика. Особенно ярко эти особенности проявились в процессе суггестивного восприятия иноязычной лексики. Так, по данным Г. А. Китайгородской, если обычные приемы обучения обеспечивают усвоение за день от 30 до 50 лексических единиц, то запоминание в особом суггестивном состоянии достигает в среднем 95% от 1000 новых слов иностранной лексики.

Реализация суггестопедического подхода к преподаванию предполагает решение преподавателями ряда психологических задач. К числу ведущих относятся:

• преодоление антисуггестивных барьеров у обучающихся для того, чтобы помочь им выйти за пределы возможностей интеллектуально-мнемических функций, ограниченных общественной суггестивной нормой;

• осуществление не узкого «служебно-учебного» отношения к личности обучающегося, а целостного подхода с учетом воспитательной, психотерапевтической, психогигиенной и психопрофилактической сторон в суггестивных отношениях «преподаватель—ученик».

Решение этих задач предполагает использование целого ряда методических средств, включающих в себя предварительную психологическую подготовку, текущую психологическую поддержку и заключительное психологическое оформление.

В рамках предварительной психологической подготовки важно внушить уважение к учебному процессу и добиться доверия со стороны обучаемых к преподавателям и их суггестивным возможностям. Заключительное психологическое оформление должно убедить всех участников процесса в его высокой эффективности за счет демонстрации результатов и дополнительного внушения идеи прочности усвоения.

Текущая психологическая поддержка осуществляется в основном в рамках учебного процесса. Основное условие — строго соблюдать требование суггестивности. Известно, что суггестивное воздействие достигается за счет использования как вербальных (слова, интонация), так и невербальных (мимика, жесты, окружающая обстановка) средств. Для того чтобы усилить суггестивный эффект процесса преподавания, Г. Лозанов предложил использовать суггестивно-ритуальную систему предъявления (введения) нового учебного материала. В этом случае введение нового материала происходит в виде определенного ритуала — всегда на последних часах занятий при сохранении одних и тех же приемов воздействия (использование специальных интонаций, подключение музыкального фона).

Сами ученики находятся при этом во внешне бодром состоянии. Однако у них активизируются резервные возможности неосознаваемой психической активности, связанной не только с перцептивными процессами, но и с влечениями, стремлениями, аффектами. Эти резервные возможности могут быть определены для каждого человека, исходя из двух основных показателей: «суггестивного феномена индивида» и «суггестивной нормы общества».

Суггестивными факторами  являются:

– двуплановость, сочетание осознаваемого и неосознаваемого;

– интонационная, ритмическая окраска речи;

– атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;

– авторитет педагога;

– определенная последовательность в построении занятий;

– игровой характер обучения, инфантилизация;

– музыка;

– псевдопассивность;

– коммуникативность обучения;

– успешно выполняемые учебные действия, уверенность в себе и т.д.

При этом сам Г. Лозанов неоднократно отвергал призывы к тому, чтобы обучаемые находились в состоянии некоторого расслабления. Он всегда настаивал на том, что в основе сверхзапоминания лежит не поведенческая пассивность учеников, а их так называемая «концертная псевдопассивность». В этом случае поведение учащихся должно напоминать состояние человека на музыкальном концерте, когда под воздействием в общем-то суггестивной программы у человека возникают сложные внутренние процессы: рождаются настроения, возникают ассоциации, вспыхивают идеи.

Еще одна общая черта, присущая суггестопедическому обучению и музыке, — это ритм. Известно, что эффективность внушающего воздействия во многом зависит от ритмичности повторяемых формул. Эта же зависимость проявилась и в ходе обучения. Исследуя влияние величины интервала на объем памяти, Г. Лозанов установил, что ритмические паузы в подаче текста вызывают эффект «психологической многозначительности» и поддерживают у обучаемых состояние постоянного ожидания новой информации.

Активизация в процессе обучения неосознаваемых форм активности происходит, как правило, на фоне достаточно высокой активности сознания. Взаимодействие этих двух форм психической активности рассматривается Г. Лозановым на основе механизма «фазового окружения». Его суть состоит в том, что в интервале между процессами возбуждения функциональных полей сознания возникают промежуточные сгущения процесса торможения — так называемые «фазы». В эти моменты происходит отклонение от закона силовых отношений между раздражителем и реакцией на него. Это, в частности, означает, что сильные звуки могут остаться незамеченными, а слабые раздражители могут вызывать сильную реакцию.

Еще один механизм взаимодействия сознания и бессознательного — возникновение «неспецифической психической реактивности». Ее суть состоит в том, что воздействие любого смыслового раздражителя, попадающего в центр сознания, непременно сопровождается появлением целого ряда неспецифических раздражителей. Все они регистрируются мозгом и определенным образом фиксируются в виде «неспецифической психической реактивности». К таким неспецифическим раздражителям относят походку, жесты, мимику, интонации, выражение глаз, обстановку и т. д. В свете этого возрастает роль всех педагогических факторов, связанных с невербальным общением. В этом плане педагогике предлагается учиться у искусства проникать в сознание человека, минуя логические барьеры и критические доводы.

В то же время барьеры существуют и для суггестивного воздействия. Их возникновению способствуют такие факторы, как сильно развитое критическое мышление, чувство недоверия к новому, этические нормы личности. Поэтому суггестивное воздействие должно уметь преодолевать подобные препятствия. В качестве основного психологического средства преодоления суггестивных барьеров Г. Лозанов называет механизм «сообразования с барьерами». Это означает, что суггестия всегда должна сочетаться с десуггестией. То есть использование методов внушения должно сочетаться с сознательным отношением учащихся к самой идее суггестопедического обучения и к процессу ее реализации.

Преодолению антисуггестивных барьеров во многом способствует авторитет преподавателя и авторитетность источника учебной информации. В то же время у самих обучаемых желательно поддерживать состояние определенной инфантилизации, связанной с повышением их доверия и восприимчивости. Для этого можно использовать различные формы игрового обучения, при котором ученики могут «спрятать» свое истинное отношение к учебному материалу под маской условного ролевого персонажа. Повышению суггестивного эффекта способствует также использование так называемой «двуплановости» в изложении нового материала. В этом случае наряду с лингвистическими компонентам активно используются элементы паралингвистики (мимика, походка, жестикуляция).

Наиболее распространенным вариантом суггестопедической технологии является концентрированный метод, при котором занятия проводятся ежедневно по нескольку (чаще 4) часов почти без домашних заданий. Накоплен значительный опыт в области неконцентрированного во времени суггестопедического обучения, что может облегчить внедрение этого метода в практику традиционного образования.

Анализ практики преподавания и лабораторные исследования позволили Г. Лозанову сформулировать три основных принципа суггестопедии:

  1. принцип радости и ненапряженности — означает обеспечение на занятиях такой психологической атмосферы, которая приводит одновременно к спокойствию, отдохновению, доверию и в то же время к высокой эффективности внутренних учебно-творческих процессов;

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настроенность на обучение. Радость и ненапряженность – не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

2) принцип единства осознаваемого и неосознаваемого — предполагает организованное и целенаправленное использование в учебном процессе возможностей как неосознаваемой психической активности, так и сознательных форм регуляции;

Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

  1. принцип суггестивной взаимосвязи в учебном процессе ориентирует преподавателя на достижение правильных отношений с обучаемыми (типа «авторитет — инфантилизация»), исключающих любые формы диктата и подавления. Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения».

Суггестопедическая учебная система имеет следующие обязательные отличительные черты: При ней непременно вскрываются резервы памяти, интеллектуальной активности и вообще всей личности учащегося. Без вскрытия комплексных резервов нет суггестопедии. Обучение непременно сопровождается эффектом отдыха или, по крайней мере, отсутствием усталости. Если учащиеся устают – это не суггестопедия. Суггестопедический урок всегда представляет собой приятное переживание. Сутгестопедическое обучение оказывает положительное воспитательное воздействие, смягчая агрессивные тенденции и помогая социальной адаптации обучаемой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробуждение духовности силами искусства. Урок "Георгий Победоносец"

Размышления о роли искусства на занятиях по православной культуре...

Повышение мотивации обучения иностранному языку посредством суггестивного подхода

Целью данной работы является познакомить с суггестопедическим методом обучения иностранному языку, повышающим уровень мотивации учащихся.в суггестопедическом методе обучения, который представляет собо...

Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"

Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....

Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого  воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...

Роль Георгия Константиновича Жукова в Московской битве

Иследование на тему: "Роль Георгия Константиновича Жукова в Московской битве"...

День Георгиевского креста. День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 ноября 1769 г.

День Георгиевского креста.День Георгиевского креста Орден св. Георгия (полное название — Императорский Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия) был официально учрежден 26 нояб...