Технология проектной деятельности: метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
учебно-методический материал

Малышева Татьяна Михайловна

Мастер-класс знакомит со значимостью технологии проектной деятельности в современной системе образования, ее этапами и алгоритмом использования.

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные знания» А в  соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится  - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач,  прогресс в личностном развитии,  умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc90.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1_4.ppt992 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

Мастер - класс

Технология проектной деятельности:

метод проектирования

«Зеркало прогрессивных преобразований»

Учитель химии, биологии

Малышева Татьяна Михайловна

 

Игрим,  2021

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые  10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего  дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого -  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные знания» А в  соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится  - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач,  прогресс в личностном развитии,  умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

 Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

                                       

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.

Позиция учителя должна быть следующей:  к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков.  Позиция ученика:  за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя  метод проектов. 
Проектная технология - современная образовательная технология: «обучение в деятельности,  сотрудничестве,   поиске, исследовании».  Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы,

делать выводы и заключения,  добиваться определенного результата, приобретать  знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли  (лидера, исполнителя, посредника)  

Если выпускник  приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект

Проблема проекта

«Почему?»  (это важно для меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель   проекта

«Зачем?»  (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»  (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы  и способы

«Как?»   (мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получиться?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулирует:

Осуществляет:

проблему проекта

личностное присвоение проблемы

сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию

цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизации цели и задач

2 этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

организовать группы

разбивку на группы

распределить задания в группах

распределение ролей в группе

спланировать деятельность по решению задач проекта

планирование работы

возможные формы презентации результатов

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

консультирует учащихся по необходимости

каждый в соответствии со своим заданием и сообща

ненавязчиво контролирует

консультируется по необходимости

дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

«добывают» недостающие знания

репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

готовят презентацию результатов

4 этап - презентация

Подводит итоги обучения:

Демонстрируют:

обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение

умение планировать и осуществлять работу

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе

найденный способ решения проблемы

 

рефлексию деятельности и результата

 

дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Наиболее значимым и важным  является  1 этап проектирования – погружение в проект.

Это первый шаг в работе,  именно этот этап  чаще всего  представляет наибольшую трудность

и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить  проблему

поставить  цель,  конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

  1. Постановка проблемы:   рост заболеваемости СПИДом

Формулировка  проблемы, темы  и построение «дерева проблем»- причины нерешения проблемы

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта:

Цели - это наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе  

  1. Задачи - конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

       Задачи    - это  возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин  «нерешения   проблемы».

Задачи:

     Мероприятия:      

                   

     5. Мероприятия - те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых    результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;  

  1. Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  2. Критерии результативности:  сроки, финансирование, ответственные
  3. Анализ ресурсов:  достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов  ЕГЭ»

( работа в группах, рефлексия)

Приложение

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»

Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задачи:

     

  1. Мероприятия:                                  Отв.

  1. Результат/продукт:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Критерии результативности: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Анализ ресурсов: __________________________________________________________________________________________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проектной деятельности метод проектирования "Зеркало прогрессивных преобразований" Учитель химии, биологии Малышева Татьяна Михайловна

Слайд 2

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Слайд 3

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: ориентацию на результаты образования, цель которого - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Слайд 4

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ»

Слайд 5

каким образом можно получить новый результат? В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ: Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач . прогресс в личностном развитии

Слайд 6

К числу современных образовательных технологий относятся: Исследовательские методы обучения Технология «дебаты» Развивающее обучение Технология развития «критического мышления» Игровые технологии Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа) Информационно- коммуникативные Проблемное обучение Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Проектная технология Коллективная система обучения (КСО) Здоровьесберегающие технологии Технология модульного и блочно-модульного обучения Лекционно - семинарско- зачетная система Разноуровневое обучение Система инновационной оценки «портфолио» Технология развития критического мышления

Слайд 7

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 8

Такие цели преследует проектная технология. Метод проектов – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании» Позволяет ученикам: приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач моделировать собственную деятельность обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы делать выводы и заключения, добиваться определенного результата исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника) Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Слайд 9

Этапы работы методом проектов 1 Погружение в проект Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично) Цель проекта «Зачем ? » (мы делаем проект) Мероприятия, методы, способы «Как ? » (мы это можем делать) Результат «Что получиться ? » (как решится проблема) 3 осуществление деятельности 2 организация деятельности Организация рабочих групп Планирование возможной формы презентации результатов Планирование деятельности по решению задач проекта Распределение заданий в группах Поиск информации 4 презентация проекта Исследование наблюдения эксперимент Изучение и анализ информации

Слайд 10

создание инициативных групп; формулирование цели проекта; постановка конкретных задач проектирования; планирование предстоящей деятельности; распределение задания для каждой группы; выбор источников информации; определение способа представления результата; установление процедуры и критериев оценки результатов. Подготовка к работе над проектом включает:

Слайд 11

1 этап – погружение в проект Деятельность учителя Деятельность учащихся Формулирует: Осуществляет: проблему проекта личностное присвоение проблемы сюжетную ситуацию вживание в ситуацию цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач Этапы работы методом проектов

Слайд 12

2 этап – организация деятельности Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: организовать группы разбивку на группы распределить задания в группах распределение ролей в группе спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

Слайд 13

3 этап – осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов

Слайд 14

4 этап - презентация Подводит итоги обучения: Демонстрируют: обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. умение планировать и осуществлять работу акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. найденный способ решения проблемы рефлексию деятельности и результата дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Слайд 15

1 Погружение в проект метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований» Определить тему, проблему Поставить цель Конкретизировать задачи Спланировать мероприятия Прогнозировать результат

Слайд 16

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ «Зеркало прогрессивных преобразований» Постановка проблемы: ……………………. Причины: ………………… (формулировка начинается с «не…», «нет…») Ситуация «минус» (нерешенная проблема) ______________________________________________________________ Ситуация «плюс» (решение проблемы) Цель проекта:…………………………. Задачи: Мероприятия: Результат / продукт………………………… Критерии результативности:………………….. Анализ ресурсов: …………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Класс: 7 Тема: «Music is great». Основной метод: Технология проектной деятельности на уроках английского языка.

Использование  Технологии проектной деятельности на уроках помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диал...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность

Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...