Методическая разработка "Глагол как часть речи"
методическая разработка (5, 6 класс)

 Одной из традиционно  сложных тем раздела языка "Морфология"  в 5,6 классах является "Глагол как часть речи".Данное методическое пособие позволяет получить цельное представление о морфологических признаках этой части речи, что позволяет  быстрее перейти  к их отработке на практике. При этом у них всегда перед глазами ОК (он должен быть в папке у каждого), по которому они могут ориентироваться: что пройдено, что не пройдено, что ими не понято, что с чем связано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._posobie_glagol.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

по русскому языку

Глагол

Автор: Цыденова А.Б.,

учитель русского языка и литературы.

                                                   Пояснительная записка.

В предлагаемом учебно-методическом пособии представлены опорные конспекты и схемы по теме «Глагол», где в компактном виде представлены морфологические признаки и правописание этой части речи. В отличие от традиционных таблиц, в которых только перечислены признаки глагола, опорный конспект раскрывает  суть каждого морфологического признака, что позволяет сэкономить время. Часто в параграфе учебника не освещаются некоторые особенности грамматических категорий глагола, что приводит к ошибкам, свидетельствующим о непонимании учащимися сути того или иного морфологического признака. Представленные в этом пособии памятки - рекомендации по вопросам,   вызывающим определенные трудности у учащихся, призваны уточнить порядок действий учащихся при анализе глагольных форм. Систематическое обращение к материалам пособия поможет избежать ошибок.  

Данные опорные конспекты и схемы помогут учащимся получить цельное представление о глаголе как части речи, научат «узнавать» эту часть речи по совокупности признаков. Результат будет достигнут, если использование учебно-методического пособия будет регулярным и целенаправленным.

Пособие разработано в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык» 5,6 классы. Пособие предназначено для учащихся 5, 6 классов,  но может быть полезно и старшеклассникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

                                                   Опорный конспект  по теме «Глагол»

Глагол – самост. ч.  речи =  действие: что делать? что сделать? (что делает?  что сделает?  что делал?  что сделал?  т. д.). Нач. ф. гл. называется инфинитив  (или неопред. ф-ма гл.) отвечает на вопросы что делать? что сделать?: -ть,-ти, -чь. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Н-р: играть, везти, печь.   Синтаксическая роль: в предложении глагол обычно бывает сказуемым  предложения

Морфологические

признаки

Содержание признака

Примеры

п

о

с

т

о

я

н

Виды   глагола  

несовершенный вид

Продолжительность и повторяемость действия. Что делать? Что делал? Что буду делать?

Петь, пел.

прыгать - прыгал

совершенный вид

Начало или окончание действия, результат, однократные действия.

Что сделать?  Что сделал?  Что сделаю?

Ззапел, спел,

спеть, спою. Прыгнул

переходн  ость

переходные

требуют прямого дополнения  (в В.п. без предлога) ;  действие направлено на предмет

строить (что?) дом (В.п.);

 

непереходные

не могут иметь при себе прямого дополнения

прилететь, расти и др.

спряж ение

І     спряжение:

глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть,  -ыть,  -ять,

кроме 11 гл - искл.

глаголы НЕ  на  -ить + брить, стелить.

в личных окончаниях – Е, Ё;

в 3 л. мн. ч. окончания – ут/ -ют

ты идешь ( 2 л. ед.ч.)

они идут (3 л. мн. ч.)

ІІ   спряжение:

все глаголы на –ить  (кроме брить, стелить)

в личных окончаниях – И;

в 3 л. мн. ч. окончания – ат/ -ят

Искл. : смотреть,   видеть,     ненавидеть, зависеть, терпеть,     обидеть,       вертеть, гнать, держать, дышать, слышать.

ты пилишь ( 2 л. ед.ч.)

они пилят (3 л. мн. ч.)

н

е

п

о

с

т

о

я

н

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы   хотеть,  бежать и образованные  от них глаголы спрягаются частично по І, частично по ІІ спряжению

Хочешь, хотим

Бежим,

 бегут

Изъявительное

(значение времени)

Обозначает действие: в  прошедшем, настоящем, будущем времени

Пел,   поёт,

будет петь

наклонение глаг.

Повелительное

Выражает побуждение к действию: приказ, просьбу, пожелание

пой,  спой

условное

Действие желательное, возможное при

каком-нибудь условии

Спел бы

лицо и число глагола

Глаголы изменяются

 по лицам и числам

ед.ч.                                       мн. ч.

1-е л.   Я играю               мы играем

2-е л.  Ты играешь         вы играете

 3-е л. Он (она) играет    они  играют

безличные глаголы = действия, происход. сами по себе: Светает

Времена

глагола

Прошедшее

действие прошло

Летел

Настоящее

действие происходит  сейчас

Летит

будущее

действие, которое произойдет

полетит

                                                                            Правописание глаголов

Правило

Примеры

1

Не с глаголами пишется раздельно.  Искл. глаголы, которые не употребляются без  не.

Не знаю, не был,

Ненавидеть, негодовать идр.

2

Частица  бы с глаголами пишется раздельно

Решил бы

В  неопределенной форме глагола после щипящих пишется  Ь

Беречь, привлечь

3

Если глагол отвечает

на вопросы

что делает?  что делают? (сделают?), то он стоит в 3-м лице

пишем  -тся  (без Ь)

Брат учится (3-е лицо)

Что делать? Что сделать?, то это глагол в неопред. форме,  пишем

-ться

Брат будет учиться (глагол в неопред ф-ме)

4

 Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по инфинитиву (см. инструкцию-алгоритм)

Клеить, пилить

5

У глаголов во 2-м лице ед. ч. после шипящих пишется Ь, который сохраняется перед  -ся

Учишь - учишься

6

В повелит. накл. на конце глаголов после согласных пишется Ь= перед –ся  и  -те. Искл. ляг, лягте, приляг, прилягте

Режь, режьте, спрячь, спрячьте, спрячься

7

У глаголов  в прош. времени  перед суффиксом  -Л пишется та же гласная, что перед  –ть   в инфинитиве

Видеть –видел,  слышать-слышал,  клеить - клеил

8

Если гл. в 1-м лице   наст. (буд.) времени

оканч-ся на –ую (-юю)

В инфинитиве и в прошедшем времени

-ова(ть),     -ева(ть)

Советую - советовать, советовал;

Ночую – ночевать, ночевал

-ываю,      -иваю

-ыва(ть),    -ива(ть)

Приказываю - приказывать, приказывал

9

Чередование гласных Е / И      в корне

Бер/бир

И, если в слове

суффикс   -А-

Пер/пир

Дер/дир

Тер/тир          

Мер/мир

Стел/стил

Жег/жиг

Блест/блист

Чет/чит

Соберу-собирать

Запереть-запирать

Сдеру-сдирать

Стереть-стирать

Умереть-умирать

Застелить-застилать

Выжегший-выжигать

Блестеть-блистать

Вычет-вычитать

Но: сочетать, сочетание – от чета

                                                                  Инструкция-алгоритм:

Как определить спряжение глагола.

  1. Укажи ударение. Если окончание ударное, то –ешь, -ет, в 3 л. мн. ч. –ут/-ют – І спряжение;

-ишь, -ит, в 3 л. мн.ч. –ат/-ят- ІІ спряжение.

  1. Если окончание безударное, определи вид глагола.
  2. Поставь глагол в неопределенной форме, сохраняя вид.
  3. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ить, то он ІІ спряжения (кроме брить, стелить).
  4. Если глагол не на –ить, вспомни 11 глаголов ІІ спряжения.
  5. Если данного глагола в числе 11 нет, то он І спряжения.

Например:  

Клеить, бороться

Я клею,  борюсь                                  Мы  клеим, боремся

Ты клеишь, борешься                       Вы клеите,  боретесь

Он (она) клеит,  борется                   Они клеят, борются                

                           

                                                         Словообразование глаголов.

Глаголы образуются от разных частей речи 3 способами: приставочным, суффиксальным и  приставочно-суффиксальным.

   І. С помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. Такой способ образования называется приставочным.

Например:    Писать-написать, читать-прочитать, пугать-испугать

ІІ. Глаголы могут образовываться от имен существительных и  прилагательных  при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -а-; -и-, -е-,-ну-. Такой способ образования называется суффиксальным.

Например:  Беседа-беседовать, ужин-ужинать, обед-обедать, асфальт-асфальтировать;

                   Синий-синеть, синий-синить, слепой – слепнуть

ІІІ. Также глаголы образуются от разных частей речи  при помощи приставок и суффиксов, которые присоединяются одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суффиксальным.

Например:  Столб- остолбенеть, сложный- усложнять, трое – утроить, свой – усвоить

Говори правильно:

Надо говорить:

                               Положи, положите (а не «положь», «ложи»);

                               Клади, кладите  ( а не «ложь(те)», не «ложи(те)» );

                               Поезжай, поезжайте ( а не «езжай(те), не «ехай(те)», не  

                                «едь(те)» );

                                Беги, бегите (а не «бежи», не «бежите» )  

                                Ляг, лягте   (а не «ляжь», «ляжьте»)  

Я жгу, пеку, берегу.                                                       Мы жжем, печем, бережем.

Ты жжёшь, печешь, бережёшь.                                 Вы жжете, печете, бережете.

Он жжет, печет, бережёт.                                            Они жгут, пекут, берегут          

                                                            Обрати внимание!

  1.  При постановке глагола в начальную форму необходимо сохранять видовое значение. Например: узнаём – узнавать; узнаем – узнать
  2. Глаголы, составляющие видовую пару, могут относиться к разным спряжениям. Например: прославлять (несов. в. І спр.) – прославить (сов. в. ІІ спр.)
  3. Если у глагола есть суффикс  -ся, то он сохраняется и при нахождении неопределенной формы. Например: развивается - развиваться
  4. Если глагол стоит в инфинитиве, то невозможно определить ни время, ни лицо, ни число, ни род.
  5. При выписывании для морфологического разбора глаголов, стоящих в условном или  повелительном наклонениях, не забудьте выписать их формообразующие частицы: бы, пусть, да.
  6. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прош., наст., буд. Например:  решал – решает - будет решать.

Глаголы совер. вида имеют только две формы времени: прошед. и будущее. Например: решил – реши

  1. Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое образуется от глаголов совер. вида и обозначает, что в будущем действие будет закончено, будет иметь результат Например: я напишу, ты напишешь, он (она) напишет и т.д.

Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида и вспомогательного глагола быть и  обозначает, что действие будет происходить или будет повторяться. Например: я буду писать, ты будешь писать

  1. Глаголы в форме прошедшего времени  по лицам не изменяются.
  2. Глаголы в форме условного и повелительного наклонений не имеют времени и не изменяются по временам.
  3. Глаголы в форме повелит.  наклонения  имеют значение 2-го лица.
  4. Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

                                   

                                      Порядок морфологического разбора глагола.

І. Часть речи. Общее  значение.

ІІ. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма
  2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.
  3. Непостоянные признаки:  а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

ІІІ. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

  1. Против вражьей лжи ухо востро держи. (Пословица).

Держи  – глагол.

І. (что делай?) держи .

Нач. ф-ма  – держать

ІІ. Пост. призн. – несов. вид, перех.,  ІІ спр.;

Непост. призн. – употреблен в повелит.  накл., ед.ч., 2-м л.

ІІІ. Сказуемое.

  1. О, как были бы мы спокойны, как прекрасна была бы жизнь, если б все на планете войны на футбольных полях велись. (Ю. Друнина.)

Были бы – глагол

І. (Что делали бы?) были бы

Нач. ф-ма – быть

ІІ. Пост. призн. – несов. в., неперех., І спр.

Непост. призн. – употреблен в условн. накл.,  мн. ч.

ІІІ. Сказуемое .

3.  Велись бы - глагол

І. (Что делали бы?) велись бы

Нач. ф-ма – вестись

ІІ. Пост. призн. – несов. в., неперех., І спр.

Непост. призн. – употреблен в условн. накл.,  мн. ч.

ІІІ. Сказуемое .

  1. В окно повеяло весною.

Повеяло – глагол.

І. (Что сделало?) повеяло

Нач. ф-ма – повеять

ІІ. Пост. призн. – безл., сов. в., неперех., І спр.

Непост. призн. – употреблен в изъявит.. накл., прош. вр.,  ср. р., ед. ч.

ІІІ. Сказуемое .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...