Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Стручкова Анна Владимировна

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struchkova_a.v._russkiy_yazyk_10_klass.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Стручкова Анна Владимировна

        учитель русского языка и литературы

                                       ГБОУ Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи.

Цели:

  1. Обучающие:

А) овладеть умением выполнять морфологический разбор частей речи.

Б) различать морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи.

  1. Воспитывающие:

А) воспитывать любовь к городу, к русскому языку.

Б) воспитывать интерес к самостоятельности, умение отстаивать свою точку зрения.

  1. Развивающие:

А) расширять словарный запас учащихся.

Б) уметь использовать объем знаний на практике.

В) уметь вычленять наиболее существенные признаки из большого количества.

Г) уметь анализировать текст, выделять речевые средства языка.

Д) определять морфологические признаки частей речи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы, цели урока.

Сегодня мы отправляемся в путешествие, для которого потребуется весь ваш багаж знаний. Вы выступите в роли путешественников-архитекторов-строителей. Задача – создать прочный дворец под названием «Морфологический разбор частей речи». Но чтобы приступит к делу, мы должны узнать, где нам предстоит путешествовать. Поможет нам в этом отрывок из фильма.

(Просмотр отрывка из фильма)

Итак, куда мы отправляемся в путешествие? Правильно. Город Пушкин (Царское Село).

Среди пригородов Петербурга Царское Село занимает особое место. Изысканный, полный поэтической прелести, он притягивает к себе каждого, в ком заложена любовь к миру прекрасного.

Начинаем наше путешествие.

  1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

К доске выходит наш первый архитектор-путешественник, задача которого – создать фундамент для дальнейших дел.

Записать предложение, объяснить орфограммы, пунктуацию. Сделать синтаксический разбор предложения.

История создания города восходит к началу восемнадцатого века, когда осваивались и застраивались русские земли на побережье Балтийского моря, отвоеванные у Швеции Петром I.

Схема

СПП с придаточным определительным.

Фундамент подготовлен. А что фундаментальное надо знать, чтобы в этом предложении каждое слово разобрать морфологически?

Слова делятся на три группы. Какие две большие группы? Постарайтесь правильно ответить. Если будет ошибка, то другим придется выручать вас из Башни-руины. А если же другие не помогут, то будем находиться там, пока не узнаем правильный ответ.

Слова делятся на самостоятельные и служебные части речи + междометия.

Самостоятельные части речи                        Служебные части речи

Слово – часть речи, обозначает …                        Слово – часть речи

  1. Вопрос? Начальная форма …                1. Для чего служит?
  2. Постоянные признаки …                        2. Морфологические признаки

Непостоянные признаки …                        

  1. Синтаксическая роль …

В чем разница морфологического разбора самостоятельной части речи и служебной?

Эти схемы – фундамент нашей темы, успешно заложив его, отправляемся дальше в путь.

  1. Этап усвоения материала.

Объем работы большой. Поэтому два человека отправляются в самостоятельное путешествие. Нужно изучить местность, разбить парки и вспомнить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов и предлогов.  Для этого составьте предложение, используя иллюстрацию. В предложении должны быть перечисленные части речи.

С вершины Большого Каприза открывался3 красивый3 вид на3 дворец3 и парки.

А мы продолжаем строить наш дворец. Для этого требуется успешно написать архитектурный диктант, где каждое слово – это кирпичик в здание.

Искусно организованный водный ландшафт, придворный архитектор, окруженный3 галереей, выходя3 из гостиной, множество стеклянных дверей и3 окон.

Вспомним разбор деепричастия, причастия и союза.

Проверка самостоятельного задания.

  1. Этап проверки понимания материала.

Продолжаем наше путешествие. Мы с вами оказались в парке перед скульптурой, которой посвящено много стихотворений.

(Чтение стихотворения А.А. Ахматовой)

Это «Девушка с кувшином».

Какие выразительные средства языка использовала Анна Андреевна Ахматова, чтобы показать восторг, любование этой скульптурой?

(Олицетворение, эпитеты)

Сколько в этом отрывке местоимений? (9)

Морфологический разбор местоимения этой.

  1. Этап закрепления материала.

Наш дворец почти готов. Но не хватает самого главного. Красота Царского Села, атмосфера искусства, поэзии его старинных парков всегда привлекали поэтов, писателей, художников и музыкантов. Здесь бывали Ломоносов и Державин. Подолгу жили Карамзин и Жуковский, служили Давыдов, Лермонтов и Чаадаев. Царскосельские страницы творчества Тютчева, Вяземского раскрывают очарование эти мест. В этом городе прошли юношеские годы Ахматовой, Гумилева и многих других поэтов. Здесь родилась поэтическая муза великого поэта России – А.С. Пушкина, появились первые его стихи. Александр Сергеевич посвятил городу более 130-ти поэтических произведений.

Творческая работа.

Этим сочинением мы заканчиваем путешествие по прекрасному городу.

Давайте подведем итоги нашего путешествия.

Чем интересен морфологический разбор?

Чем отличается разбор самостоятельных частей речи от служебных?

  1. Домашнее задание.

Чтобы закрепить свои успехи, выполните следующее задание: упр. 167.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Урок русского языка в 7 классе. Самостоятельные и служебные части речи

Тема урока рассматривается на материале литературных произведений...

Урок русского языка в 7-м классе «Самостоятельные и служебные части речи»

Цели урока: систематизировать полученные ранее знания о служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи, закрепить умения находить их в тексте, формировать навык...

Разработка урока русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи"

На уроке дается понятие  "самостоятельные и служебные части речи". Учащиеся  вспоминают признаки уже известных им частей речи, распределяют слова по разным группам. На уроке...

Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи

Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи...

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

Разработка урока русского языка  по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...