Разработка урока русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи"
методическая разработка (5 класс) по теме

На уроке дается понятие  "самостоятельные и служебные части речи". Учащиеся  вспоминают признаки уже известных им частей речи, распределяют слова по разным группам. На уроке  развивается творчество, пополняется словарный состав. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_sam._i_sluzh._ch.r.rar371.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфология. Самостоятельные  и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

  • дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;
  • вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи, навыки распределения слов по разным группам;
  • развивать творчество учащихся;
  • прививать любовь к слову.

Ход урока

1. Приветствие. Слайд 1

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

      II. Изучение нового материала. Создание проблемной   ситуации.

Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».

Вопрос учителя: - Что это за раздел? (Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть                      

                               слова – морфему).

Вопрос учителя:- Какие еще разделы лингвистики вам известны?

III. Вспомним разделы языкознания (соединить линиями раздел и его определение):

1.Фонетика

А Словосочетание и предложение

2.Лексика

Б.Правила написания слов

3.Синтаксис

В. Части речи

4.Морфология

Г. Знаки препинания

5.Пунктуация

Д. Произношение и ударение

6.Орфография

Е. Звуки

7.Орфоэпия

Ж. Значение слова

Слайд 2
Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

 Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишем тему урока. Слайд 3

Что изучает морфология? Слайд 4

VI. «Открытие» детьми нового знания.

(На экране слова) Слайд 5

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать: идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо; звезды, сиять.

Вопрос  учителя: - Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в

                                   разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без      

                                   тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и  

                                    предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут  

                                  употребляться).

    Верно. Те слова, которые записаны справа, называются  самостоятельными.

Вопрос учителя: - А те, которые слева? (Служебные).

Составим предложение из слов в правой колонке. Какое это предложение? Попробуем составить СП. Рисуем схему.

 Запишите определение морфологии. Оно на экране.

- Какие части речи мы относим к самостоятельным?

- Какие части речи мы относим к служебным? Слайд 6

Чтение стихотворения наизусть учеником.

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом 
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Как определить часть речи? (задать вопрос, определить значения слов)

ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?

V. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.

Слайд 7

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
(
Ю.Тувим. Овощной базар)

Проверка выполненной работы. Слайд 8

VI. Занимательная лингвистика. Слайд 9

Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего. Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.

Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".

Лопух и лопата.

Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.

Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.

VII "Соберите стихотворение" (Строчки из стихотворения разрезаны)

Автор стихотворения - карельский поэт А.Сунгуров. Текст взят из книги "Волшебная зелёная страна", Петрозаводск : Скандинавия, 2006.

В ожидании весны. Слайд 10
Спешит весна, а за окном
Ещё река покрыта льдом,
Ещё сугробы там и тут,
Ещё сосульки не растут.
Не вспомнив о календаре,
Зима гуляет во дворе.
Я ей напомню, что пора
Уйти на Север со двора!

Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных? Слайд 11

Анализ высказываний о частях речи.

" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.

"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.

По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".

В стихотворении нет прилагательных, которые "озаряют" предмет, расцвечивают его.

Используя эпитеты, расскажите о весне.

Весна.  Слайд 12

Красивая, яркая, нежная,
Солнечная, радужная,
Голубоглазая, светлая,
Ароматная, приветливая,
Тёплая, ледоходная,
Звонкая, певучая,
Дождливая, плакучая,
Лучезарная, лазурная,
Весёлая, влюблённая.

Учитель: как «заиграло» существительное весна рядом с прилагательными? Слайд 13

Творческое задание.

1. Вставьте прилагательные. Слайд 14

Весенний снег.

Он уже не::(пышный).

Он уже не::..(лыжный).

Он не из ваты.

Он:::..(ноздреватый).

Он уже не::(белый).

Он потемнелый.

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.

Учитель: какую картину помогают увидеть нам прилагательные?

2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее. Слайд 15

:::вечер, ::..солнце,

Лишь закат::::::..

Счастлив тот, кому зарёю

Тёплый ветер ::::.. . (И.Бунин)

Учитель: для чего автор использует столько глаголов? (показать движение)

Подведение итогов.

  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • Какая часть речи вам больше всего понравилась?

Д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка в 7 классе. Служебные части речи.

Материал представляет собой конспект  и презентацию к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи"...

Урок русского языка в 7 классе "Служебные части речи".

Урок русского языка в 7 классе. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Повторение сведений о самостоятельных и служебных частях речи. Материал включает в себя: конспект урока,...

Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Служебные части речи"

Данный урок является итоговым при изучении раздела "Служебные части речи" и подготовительным к контрольной работе по данному разделу...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи»

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бере...