Урок русского языка в 5 классе "Служебные части речи. Союз"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Капустина Вера Ивановна

Урок изучения нового материала в 5 классе по УМК под ред. В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Служебные части речи. Союз»

Цели: повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи; формирование умения определять роль союзов в предложении;

закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении;

развитие творческой, речевой и мыслительной активности обучающихся; формирование коммуникативных качеств личности обучающихся.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы по теме,  презентация, проектор, ноутбук, экран.

Ход урока.

  1. Организация обучающихся на работу. Создание благоприятной атмосферы на уроке.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроились на работу. Уверена, что вы будете активными, будете работать быстро и покажете все свои знания.

     II.   Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

  1. Упр. 146 (один ученик у доски) – фронтальная проверка.

- Как же надо писать предлоги со словами?

- Как отличить на письме предлог от приставки?

2. Работа на карточках (2 ученика на местах).

                                                    Карточка 1

Определите: к самостоятельным или служебным частям речи относятся слова, поставьте крестики в нужном столбике.

Части речи

Самостоятельные

Служебные

1

Найти

2

Через

3

Убираем

4

Не

5

Класс

6

Напиши

7

Он

8

Напечатал

9

Умный

10

И

11

Разнесётся

12

Из-за

13

Быстро

14

Солнце

15

Приплыли

16

Смотреть

17

На

18

Мой

3. Устный ответ «Предлог – служебная часть речи» (1 ученик у доски).

- Задайте своему товарищу три дополнительных вопроса по изучаемой теме.

     III. Сообщение темы урока.

  1. Прослушайте стихотворение. Догадайтесь, с какой частью речи мы будем сегодня работать.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь.

Порою повторяюсь много раз.

  1. Тема сегодняшнего урока «Служебные части речи. Союз»
  2. Открыли тетради. Записали число и тему урока. (Запись на доске, СЛАЙД)
  3. Цели и задачи урока.

- Мы должны выяснить, что такое союз, научиться находить союзы в предложениях, определять их роль в речи.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа: (СЛАЙД)

  •  Что такое морфология?
  •  На какие группы делятся все части речи?
  • Какие служебные части речи вы знаете?

     - Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

     - Что такое предлог? Какова его роль в предложении?

2. Закрепление известных сведений о союзе.

     - Какие союзы вам известны?

     - Какую роль они выполняют в речи?

     - Попробуйте дать определение союзу. (СЛАЙД)

             3. Виды союзов (таблицы на доске).

- По строению союзы бывают простые и составные (и, а, но; так как, потому что)

По значению делятся на сочинительные и подчинительные (и, а, но; чтобы, если) (СЛАЙД)

  1. Происхождение слова «союз» (сообщение ученицы).

Слово «союз» пришло из греческого языка и в переводе на русский означает связь, соединение, скрепление, сцепление. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО занимают второе место.

  1. Слово учителя о морфемном составе слова «союз».

- Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

      Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения»; и т.д.

       Однако основа слова «союз» в настоящее время не членится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

  1. Это интересно! (СЛАЙД).

  • Название СОЮЗ появилось в XVII  веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Учёные исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
  • Слово И – один из самых древних союзов русского языка
  • Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
  • Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
  • Слово И – тысячелетия – было и остаётся исключительно частотным словом (очень часто употребляется)

                                                (Н. Холодов)

6. Чтение теории в учебнике (параграф 11).

V. Закрепление. Выполнение упражнений.

1. Упр. 148 (устно).

Словарно-орфографическая работа.

- Укажите и объясните орфограммы в слове «союз».

- Какой вид разбора мы выполнили?

2. Упр. 149 (устно).

- Прочитайте предложения. Назовите союзы. Какие члены предложения соединены с их помощью? (Однородные члены предложения).

3. Упр.150 (самостоятельная работа в тетрадях).

- Закончите по памяти предложения. Запишите их, подчёркивая однородные члены. Разделяются ли однородные члены запятой, если они соединены одиночным союзом и?

 - Проверим работу (СЛАЙД).

4. Упр.151(закончите предложение) (СЛАЙД).

Союз и может соединять (что?)… .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки сложили назад.

5.Упр. 152 (устно).

- Прочитайте сложные предложения. Найдите в них подлежащие и сказуемые. Из скольких простых предложений состоит каждое сложное?

- Какой союз соединяет простые предложения в составе сложных?

- Какой знак ставится перед союзом и, если он соединяет части сложного предложения?

6. Упр.153 (творческая работа в тетради с проверкой). (СЛАЙД)

- Закончите предложение.

Союз и может соединять части (чего?) … .

VI. Итог урока. (СЛАЙД)

- Подведём итоги.

- Что такое союз?

- Какова роль союза в предложении и речи?

- Какие бывают союзы по строению и значению?

- Когда перед союзом и ставится запятая?

VII. Домашнее задание.

П.11, упр.154.

VIII. Выставление и комментирование оценок. Организованное окончание урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Урок русского языка "Причастие как часть речи"

Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...