Особенности и трудности второго иностранного языка в школе в 2020 - 2021 учебном году
статья

Гаськова Татьяна Вячеславовна

В современном глобальном мире, иностранный язык нужен «по умолчанию», практически  нужен всем! Сегодня знание иностранного языка необходимо во многих сферах: сервис, творчество, наука, производство, культура, идеи, спорт, и многое другое.

А два иностранных языка — еще лучше! Они дадут больше преимуществ и карьерных возможностей каждому человеку!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:    «Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 уч. г.г.: особенности и трудности»

Изменения в обязательном изучении второго иностранного языка (ИНО)

Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году  введен для обязательного изучения по усмотрению местных образовательных организаций и в зависимости от их учебного плана – такого мнения придерживаются эксперты в области образования. И преподавателям, и родителям важно понимать, что введение нового предмета должно положительно сказаться на развитии учеников – только в этом случае новая инициатива имеет смысл. Поэтому на данный момент за урегулирование этого вопроса отвечает руководство школ. Именно оно планомерно распределяет учебную нагрузку и несет ответственность за качество обучения предмету. Все предметы, которые дети должны обязательно изучать в школе, включены в перечень федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сейчас в этом перечне есть предметы «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык». Каждая школа с учётом своей специфики, материально-технической базы, кадровых возможностей самостоятельно определяет, какие иностранные языки будут осваивать школьники, в каком объёме часов и как эти часы будут распределены по годам обучения.

Впервые школы начали вводить изучение второго иностранного языка как обязательного предмета в 2017 году. Знакомство детей с французским, немецким, китайским или испанским языками в дополнение к английскому рекомендовал ФГОС. Требования носили в большей степени желательный характер, поскольку эксперты в области образования понимали, что для массового обучения детей второму иностранному языку нужно:

  • подготовить больше компетентных специалистов;
  • принять в штат школы новых учителей-предметников, либо направить действующих преподавателей на переподготовку;
  • существенно изменить сетку расписания;
  • значительным образом увеличить нагрузку на ребенка.

Поскольку выделенные проблемы характерны для ряда школ и на сегодняшний день, то в 2020-2021 году нет жестких требований к введению нового предмета.

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 2012 года (с изменениями 2017 года) происходит поэтапный переход на двуязычную систему изучения иностранных языков. С  2020-2021 учебного года  действуют следующие правила:

  1. Учащиеся начальной школы начинают изучать один обязательный иностранный язык, начиная с 1 класса. Для большинства детей это английский, но спецшколы и гимназии с филологическим уклоном могут выбрать другой язык из перечня в соответствии с их профилем.
  2.  С 5 класса, то есть в 2024-2025 учебном году, выпускники начальной школы начнут постепенно изучать второй иностранный язык. Планируемая нагрузка – не более 2 дополнительных уроков в неделю. Его изучение будет ознакомительным и не превысит базовый уровень.
  3.  Для учащихся с 5 по 9 класс, начиная с 2020-2021 года, вводится в расписание второй иностранный язык в  90% школ России (согласно предварительной отчетности).

Учебная программа второго обязательного иностранного языка рассчитана на 6 полных лет. Таким образом, корректнее вводить этот предмет в расписание будущих пятиклассников, чтобы они могли пройти целый базовый курс до 11 класса.

Дискуссия на тему «Нужен ли второй ИНО?» продолжается.

Мюнхгаузен: Томас, ты доволен, что у нас появилось 32 мая?
Томас: Вообще-то не очень, господин барон. Первого июня мне платят жалование.

Мюнхгаузен: Вы рады новому дню?

Музыканты: Смотря на что падает. Если на воскресенье, то это обидно. А если на понедельник — ну зачем нам два понедельника?     «Тот самый Мюнхгаузен», 1979, Мосфильм

Свободное передвижение трудовых ресурсов – это один из признаков современного мира.  Глобальная экономика нуждается в более тесной коммуникации, и общего языка международного общения,  английского, уже недостаточно. Изменение экономического уклада требует знания нескольких языков, поэтому поднимается вопрос об изучении второго иностранного языка.

Так как же понять, необходимо ли изучение второго иностранного языка? Или нет?

Аргументы «против» обязательного второго иностранного в школах звучат убедительно и подкреплены примерами. Но все дело в том, что вопрос второго иностранного в школах рассматривается родителями как отдельно взятый пазл, вырванный из общей картины образования, да еще под сильным увеличительным стеклом критики. Понятно, что возникают вопросы к пазлу: Почему такая форма непонятная? Как его можно использовать? Да, и не нужен он вообще!

Как же выглядят аргументы «против» обязательного изучения второго иностранного в общей картине образования, которая складывается из многих других пазлов:

Мнения родителей:

  • Хватит уже полиглотов! 

В современном глобальном мире, иностранный язык нужен «по умолчанию», практически, нужен всем! Сегодня знание иностранного языка применимо в любой сфере, будь-то сервис, творчество, наука, производство, культура, идеи, спорт, и многое другое.

А два иностранных языка — еще лучше! Они дадут больше преимуществ и карьерных возможностей каждому, абсолютно каждому, человеку!

И важность владения иностранными языками не нужно никому доказывать, достаточно посмотреть на успешных спортсменов, ученых, артистов, топ менеджеров, многие из них владеют одним или несколькими языками.

  • Какой смысл во втором иностранном, если школьники и на английском не научились говорить!   

И действительно, в российских школах, в университетах, прилежно учат язык, а страна в мировом рейтинге владения английским находится в группе «низкий уровень», всего лишь на чуть-чуть опередив Афганистан и Боливию.

За то количество часов, которое отводится на изучение второго иностранного, конечно, язык выучить невозможно. Да и цели такой никто не ставит. Важно дать школьнику какие-то базовые знания – выучить алфавит, научить чтению и произношению, запомнить ключевые слова. И если ученик захочет учить язык более углублённо, он уже сможет это сделать сам.

  • А где возьмут учителей?  
  • Конечно, не во всех школах есть условия и кадровые возможности для преподавания второго языка. Это проблема, но решать её должны руководители школ, а не родители. И уж тем более это не должно негативно отражаться на детях.
  • Дети и так уже загружены до ночи, куда еще второй язык? 

Изучение второго иностранного не добавляет уроков в расписание. Его преподают в рамках такого же количества учебных часов, как и раньше. Просто меняется наполнение уроков: за определённый период школьник должен изучить определённое количество тем, остальное – задача учителя. Педагог должен уложиться в это количество часов. Так что перегруза у детей нет.

Это правда! Нагрузка у детей колоссальная, и это ненормально! Дети не отдыхают, еле успевают выполнять домашнее задание в полном объеме, или вообще его не делают, так как не видят в этом смысла. А может, так и надо? Ведь, занимаясь много, часто далеко за полночь, школьники поглощают невероятное количество учебного материала, чтобы потом много получать?!

  1. Мнения учителей

Цитата-совет от американской журналистки Флоры Льюис:

«Изучение нового языка — это не только изучение новых слов для тех же вещей, но и изучение нового способа думать о тех же вещах.»

  • Изучение второго иностранного языка действительно развивает мышление – это  неоспоримый факт. 
  • Знание нескольких языков способствует развитию интеллекта человека. Кроме того, факты доказывают, что первый иностранный язык дается тяжело, а каждый последующий – значительно легче.
  • Изучение языков способствует укреплению памяти  и прочих когнитивных способностей;
  • Второй иностранный язык значительно увеличивает карьерные возможности, и это существенный мотивационный фактор для молодых людей в современном мире!
  • Нет неспособных детей! Детям нравится учить языки, правда, если есть мотивация и правильно составленная учебная программа, которая учитывает нужды и характер учащихся. А если еще поехать в летний языковой лагерь в англоязычной стране и общаться с детьми со всего мира… то никого с урока не выгонишь!

Минусы второго иностранного языка

  • Увеличение нагрузки на учеников. А школьники и так сильно загружены, поэтому дополнительный предмет может негативно сказаться на самочувствии.
  • Сомнительная актуальность дисциплины для учеников некоторых профильных классов, например, биолого-химических и физико-математических.
  • Невозможность грамотного и полноценного преподавания из-за отсутствия нужной методической базы и компетентных учителей. В итоге уровень знаний будет низким.
  • Возможные траты. Родителя опасаются, что при отсутствии у ребенка способностей к изучению языков придется нанимать репетиторов.
  • Временные затраты на выполнение домашних заданий. За два урока в неделю учителя вряд ли смогут давать весь материал, поэтому его значительная часть будет изучаться школьниками самостоятельно дома.
  1. Какой язык выбирать

Какой язык стоит изучать в качестве второго иностранного? На первом месте после международного и самого востребованного английского идет немецкий. Германия считается развитой страной с большими возможностями и высоким уровнем жизни. Второе место по популярности занимает французский язык, и интерес к нему возрастает с каждым годом. Также в перечень рекомендованных языков входит испанский.

Еще один входящий в списки рекомендуемых для изучения – китайский язык. Он расценивается как довольно перспективный в современном обществе: Китай стремительно развивается и привлекает молодых людей с точки зрения возможности получения хорошо оплачиваемой работы. Но пока в непрофильных школах китайский преподается очень редко (вероятно, в будущем ситуация изменится).

  1. УМК для изучения немецкого как второго ИНО.

Линия УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. Немецкий язык как второй иностранный. 5–9 классы

«Горизонты» — это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства „Cornelsen“ (г. Берлин). «Горизонты» созданы интернациональным авторским коллективом с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком).

УМК состоят из следующих компонентов:

  • Рабочие программы (5—9 классы);
  • Учебник;
  • Рабочая тетрадь с аудиоприложением;
  • Книга для учителя;
  • Контрольные задания (5—6, 7—8 классы);
  • Рабочие листы (5, 6, 7 классы).

Основные характеристики УМК:

  • все УМК построены по модульной системе, то есть имеют единую типовую структуру, что позволяет учителю легко ориентироваться в компонентах;
  • учебник рассчитан на 2 часа в неделю, обучение начинается с 5 класса;
  • целостность комплекта позволяет учителю пользоваться только материалами комплекта, не обращаясь к дополнительным источникам;
  • материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки;
  • возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами;
  • материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России;
  • содержит задания игрового и творческого характера;
  • к окончанию 9 класса линия УМК выводит на предпороговый уровень (А2) Общеевропейских компетенций владения иностранным языком;
  • к окончанию 11 класса учащиеся достигнут порогового уровня (В1);
  • в состав всех УМК входят рабочие тетради с аудиоприложениями на CD (mp3), контрольные задания, книги для учителя и видеофильмы с дидактическим материалом для 5–6 и 7–8 классов;
  • на сайте серии «Горизонты» выложены методические пособия, рабочие листы, информационные материалы для бесплатного скачивания.

Структура УМК

Каждая глава компонентов УМК — это новая лексическая тема. Она содержит не более 9 уроков, последний из них запланирован для проведения диктанта, выполнения контрольных заданий и заданий языкового портфеля, возможных индивидуальных бесед по портфолио. В каждой главе представлены задания по формированию и развитию навыков устной и письменной речи, аудированию, чтению. Задания всех компонентов УМК органично включаются в учебный процесс.

  1. Из личного опыта

Второй ИНО  в обязательном порядке  введен в большинстве школ Энгельса в 2019 как

  • «необходимые часы для выставления оценки в аттестат». Задача  научить детей говорить, читать и писать на втором иностранном языке с таким подходом становится уже второстепенной. Главное – выполнить требования разработанного в Москве стандарта. Пусть дети отсидят (!) положенное количество часов, а мы им оценки поставим и отчитаемся высокому начальству об успешно проделанной работе.

Выпускники школ в массе своей по-прежнему не блистают знанием иностранных языков. Есть, конечно, исключения. Это представители отдельных школ, занимающие призовые места на олимпиадах по иностранному языку. Это дети, которые занимаются с репетиторами или в частных языковых школах. Это просто одарённые ребята, которые, к примеру, повёрнуты на компьютерах и программировании, – там почти вся лексика имеет английские корни.

Но у основной  массы  заканчивающих школу, имеющих  «4»-«5» в аттестате, - знание языка в лучшем случае на уровне «читаю и перевожу со словарём».

В чём тут дело?  Может, в методиках преподавания и учебных пособиях? Существует даже конспирологическая версия, согласно которой в советские времена учебную программу осознанно делали такой, чтобы даже отличник не мог вступить в разговор с гражданами враждебных капиталистических стран. В теории заговора как-то не верится. Впрочем, сравнив московские и оксфордские учебники, можно уверенно сказать: первые ориентированы на буквоедство, вторые – на постановку разговорной речи. Или причина в том, что дети слишком перегружены на других занятиях? Тоже сомнительно.

Выучить язык за сутки

  • Школы не преподают второй иностранный язык. Они выкручиваются, соблюдая спущенные сверху стандарты и нормативы. В каких-то школах пожертвовали одним часом английского языка в неделю. Получается коллективная имитация: образовательные чиновники делают вид, что внедряют стандарты, школы (за редкими исключениями) притворяются, что учат, школьники – что учатся. Просто раньше по окончании школы большинство из них плохо знали один иностранный язык, а теперь таковых языков у них будет два.
  • большой минус  –1  час в неделю, это очень и очень мало для изучения языка. Как минимум необходимо два часа, а лучше – три. С другой стороны, дополнительные часы – это возрастающая нагрузка на детей.
  • отсутствие УМК  и каких бы то ни было чётких регламентов, касающихся преподавания нового предмета. Приходится самостоятельно разрабатывать уроки, объединяя и без того большие объемы учебного материала.
  • девятиклассники занимаются  по учебникам для 5-го класса.

  • Приходится готовить распечатанные задания, выводить на проектор электронный вариант учебника или заданий.
  • Но главное – немецкий язык ввели только в  9-х классах. Обучение языку не предполагалось продолжать в 10-м и 11-м классах. Напрашивается вопрос о нецелесообразности такой организации учебного процесса.
  • Но учебник рассчитан на два урока в неделю! Как преподавать программу, которая осталась без изменений, но нагрузка на учеников при этом возросла? На этот риторический вопрос ответа нам так и не дали.
  • «Если мы вводим в учебный процесс второй иностранный язык в 5-м классе, то он должен преподаваться с 5-го по 9-й класс без перерыва. В противном случае умение не превратится в навык и не будет сформировано, а следовательно, не позволит овладеть разными аспектами языка: грамматикой, лексикой, фонетикой и видами речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение.
  • Можно начинать изучение второго иностранного языка позже, но в любом случае оно не должно прерываться. Иначе умение теряется и навык угасает.
  • В связи с тем что введение второго иностранного языка определено министерством как обязательный предмет, вопрос о том, изучать или не изучать, автоматически снимается. Важнее становится вопрос, как грамотно организовать процесс его преподавания.

Основные принципы организации учебного процесса при изучении второго ИНО

  • Как и при обучении любому иностранному языку, коммуникативные цели предопределяют общий методический подход к обучению. Но так как ученики уже обладают опытом изучения ИЯ1, овладение ИЯ2 осуществляется ими более сознательно, они могут сравнивать как определенные языковые явления ИЯ1 и ИЯ2, так и организацию процесса обучения. У учеников, изучающих ИЯ1 и ИЯ2, больше развита рефлЕксия (взгляд на себя со стороны, стремление дать себе отчет). Именно поэтому общий методический принцип в обучении ИЯ2 можно определить, как коммуникативно-когнитивный, где когнитивный аспект подчинен коммуникативному, и он проявляется там, где надо найти какие-либо аналогии, облегчающие усвоение, или, наоборот, выявить различия, чтобы избежать интерференции.

  • Весь учебный процесс должен быть ориентирован на личность ученика, на его развитие, самостоятельность, на учет его возможностей, потребностей, интересов.
  • Весь учебный процесс должен иметь социокультурную направленность, но и здесь есть специфика: раннее использование аутентичных материалов (уже с первого урока даются аутентичные тексты и опора на взаимовлияние трех национальных культур).
  • Работа по овладению конкретными языковыми средствами должна переходить в речевые действия, направленные на решение определенных коммуникативных задач.
  • Одним из средств усиления речевого взаимодействия и создания для этого реальных или воображаемых условий является использование проектной методики и ролевых игр. Обучение носит деятельностный характер.
  • Все четыре основных вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо – должны развиваться во взаимосвязи друг с другом. Специфичным для обучения ИЯ2 является то, что обучение чтению с самого начала осуществляется на аутентичных текстах и имеет большой удельный вес, т.к. школьники владеют латинским шрифтом, быстрее овладевают правилами чтения, хотя здесь есть опасность возникновения интерференции с немецким языком. Они владеют приемами работы с иноязычным текстом, шире опираются на языковую догадку.
  • Сопоставительный  подход при обучении ИЯ2 также очень важен. У школьников есть возможность выявлять различия между языками и искать сходство в них. При изучении ИЯ2 большую помощь оказывает опора на родной язык и ИЯ1, особенно на английский язык, так как немецкий и английский языки относятся к одной группе языков – германской и имеют много общего.
  • Очень важны принципы  интенсификации обучения ИЯ2. Процесс овладения ИЯ2 может быть значительно интенсифицирован, если учащиеся имеют высокий уровень владения английским языком.

Что способствует экономии времени и интенсификации процесса обучения:

1) владение латинским шрифтом сокращает период алфабетизации и сводит его к разъяснению и усвоению различий звуко-буквенных соответствий в немецком и английском языках, графического и звукового образа слова;

2) наличие значительного потенциального словарного запаса. Слова английского языка, имеющие сходство с немецким, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы облегчают процесс обучения чтению и способствуют более быстрому овладению немецкой лексикой;

3) быстрое продвижение в области чтения способствует более быстрому развитию социокультурной компетенции;

4) при овладении всеми языковыми средствами, включая грамматические, фаза ориентировки при обучении ИЯ2 может быть сокращена и может осуществляться самостоятельно, например с помощью заданий типа "Выведи правило".

Интенсификация самого начального этапа обучения и всего учебного процесса в целом является важной предпосылкой его успешности и результативности.

  • Необходимо систематически отслеживать успешное продвижение при обучении ИЯ2, развивать у школьников рефлексию, способность к самоконтролю и самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности изучения второго иностранного языка в школе"

При обучении немецкому языку как ИЯ2 после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, он...

Организация работы МО воспитателей и классных руководителей в школе в 2020-2021 учебном году.

Цели, задачи и основные направления работы МО на 2020- 2021 учебный год.Утверждение плана работы МО на 2020 – 2021 учебный год. Рекомендации по организации работы образовательных организаци...

Особенности подготовки к ОГЭ по математике в 9-х классах в 2020-2021 учебном году.

В материале представлены рекомендации по подготовке к Огэ в 9-х классах и предложена презентация по подготовке первых пяти заданий  теста....

Особенности подготовки к ОГЭ по математике в 9-х классах в 2020-2021 учебном году.

В материале представлены рекомендации по подготовке к Огэ в 9-х классах и предложена презентация по подготовке первых пяти заданий  теста....

Презентация: Выступление на РМО Результаты, анализ и пути решения низкого качества обученности выпускников школы по математике в 2020-2021 учебном году

В выступлении озвучены результаты краевой диагностической работы для учащихся выпускного класса школы. Показан процент неуспешности выполнения работы. Озвучены наиболее проблемные темы курса математик...

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности .  Кале...

Календарный план работы на второе полугодие 2020-2021 учебного года

Календарный план работы на второе полугодие 2020-2021 учебного года...