"Использование ИКТ для активизация познавательных интересов"
статья

Дмитриева Татьяна Федоровна

Доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_19_noyabrya_2020.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,                                                                         Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Истринский район, с. Новопетровское,                                                     Тел. 8 (498) 316-23-44

ул. Советская, дом 42.                                                                                        Е- mail: npkosh@mail.ru

Выступление на ШМО:

«Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ»

Учитель: Дмитриева Т.Ф.

с.Новопетровское, 2020

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из важных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.   Развитие   познавательных способностей и самостоятельности детей – задача, которую призваны решать мы -  педагоги.

Работая в школе мы знаем, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование.   На уроках я, как и практически все педагоги, используем дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы и, конечно,   презентации. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. Мы понимаем, что   провести урок без привлечения средств наглядности невозможно.  Где найти нужный материал? На помощь пришел компьютер. Информационные технологии помогают отправиться нам хоть на край света.   Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.  Конечно, раньше не так просто было принять компьютер в систему дидактических средств. Но сейчас, в современном мире без этого просто  невозможно. Активное развитие информационных технологий в обучении позволяет проявиться творческим способностям как ученика, так и учителя.  В настоящее время на первое место в нашей работе выходят компьютерные технологии. На уроках я использую программы Microsoft Word, приложения Power Point, Excel и др. Мы разрабатываем уроки     с использованием ИКТ. Это позволяет нам в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:   принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывает у  школьника интерес; особенно анимационные фрагменты.  

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с

помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

  ИКТ помогают нам разработать интересные уроки. Интернет-ресурсы позволили повысить интерес к изучаемым предметам.

Современный урок не представляется мне без здоровьесберегающих технологий. Создать атмосферу хорошего настроения помогают физкультминутки, которые можно проводить с помощью компьютера.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в   школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Спектр применения ИТ широк и разнообразен: 

1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку географии, русского языка и чтения (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

3. Обмен опытом, создание своего персонального сайта, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Таким образом, ИТ существенно помогают в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с        индивидуальными

заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам географии) в   школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Что такое презентация? Почему именно презентация? “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Повышение эффективности уроков с помощью составления презентаций в программе Power Point:

 

1.   Русский язык.

Наверное, многие согласятся, что на уроках  в   классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы   на экран, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания.

Итогом работы по русскому языку стал комплект презентаций по всем частям речи,

словари   (непроверяемые написания), словарь орфограмм, комплект зрительных диктантов (для развития оперативной памяти), разработки отдельных уроков, тестовые задания. Так же в своей работе я использую интерактивные образовательные онлайн-платформы, такие как УЧИ.РУ и другие.

2.   Чтение.

Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы. Раньше мы сами готовили карточки на бумаге или печатали их, писали на доске во время перемены.  Сейчас мы используем еще один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Это расширяет возможности учителя при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность. Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения – представление скороговорок. Урок литературного чтения можно начать с разминки – чтения скороговорки. Данный вид задания составляется в программе Word. Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации Power Point.   ИТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет-ресурсы. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Работа с компьютером предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы.

      Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать портреты  писателей и  на уроках   чтения,  достопримечательности городов и стран на уроках географии. Сейчас, когда дети не проявляют особого интереса, да и нет, особой возможности показать карту страны или любые другие карты, есть возможность вывести это на экран.  Целесообразность использования ИТ на уроках   обусловлена   увеличением количества предлагаемой информации, уменьшением времени подачи материала, повышением эффективности усвоения учебного материала, развитием наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ: 

1.  На организационном этапе ученикам предлагается ряд слайдов презентации, детям задаю вопрос: “Как вы думаете, ребята, что мы будем сегодня изучать на уроке?” Затем я формулирую на основе ответов детей цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

 2. На этапе актуализации знаний. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3.  Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4.  Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5.  Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Применение ИТ создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств   является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщение его к миру информационной культуры.

Список использованной литературы:

1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.

3. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г.  

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся

Данная работа представлена в виде презентации, где рассмотрены основные цели и задачи информатики и ИКТ в школе. Выделены умения для применения ИКТ....

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

Использование ИКТ для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...

Использование ИКТ для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока....