Аналитическая справка
методическая разработка

Лапай Лариса Ивановна

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие. Музыка.»

на 2020 -2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx231.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 243 г.Челябинска»

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие. Музыка.»

на 2020 -2021 учебный год

        Челябинск,2021

Дата проведения: Сентябрь 2020 год; май  2021 год.

Объект мониторинга:  этапы развития музыкальных способностей у детей.

 Субъект мониторинга:

- дети  возраста от 3 до 7 лет.

Цель мониторинга:

  1. Проследить этапы развития музыкальных способностей у детей,
  2. Подобрать оптимальные формы и методы работы с детьми, наилучшим образом сконструировать музыкально-педагогический процесс.
  3. Привлечь к проблемам музыкального воспитание и образования воспитателей и родителей данного образовательного учреждения.. 

Методы  мониторинга:

- наблюдение за поведением ребенка в ходе  непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, в игровых ситуациях;

- анализ продуктов детской деятельности;

- беседы;

- создание несложных (естественных) игровых ситуаций.

         

       Цикл занятий по музыкальной  деятельности был разработан с учётом нормативных документов, таких как ФГОС НОО  и  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Конуровой, Н.А.Васильевой, а также

для диагностики развитости музыкально-творческих способностей были применены следующие парциальные  методики:

  • «Проявление музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр». «Музыкальный букварь». Н.А. Ветлугиной  – конкретизированы и более чётко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Так же разработаны диагностические задания для выявления показателей развитости музыкальной способности детей;
  • «Мониторинг музыкального развития детей от трех до семи лет» О.П. Радынова  (Радынова О.П. Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет). Диагностическое исследование проводится для выявления у ребёнка трёх основных музыкальных проявлений: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма в организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка;
  • «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» А.Г. Гогоберидзе .  Автор предлагает диагностику музыкального развития ребёнка, для определения развитости эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности» И.В. Груздовой . В этой методике сделан акцент на развитие эмоциональной отзывчивости у ребёнка на музыкально-художественные произведения искусства музыкально-дидактическими играми и пособиями;
  • «Определение уровня развитости творческого музыкального мышления» К.Б. Тарасовой. Цель диагностики – определить уровень развитости музыкальных способностей воспитанников;
  • «Методика музыкального воспитания детей» Ю.Б. Алиев . Он является исследователем современных проблем музыкального воспитания детей. Ю.Б. Алиев утверждает, что «традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают – не музыкальные способности, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом, не музыкальную память, а непроизвольные музыкально-слуховые представления, так как память ребёнка еще не может быть полноценно сформирована, и, что уж очень редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра»;
  • «Методика элементарного музицирования». Карла Орфа  – главная задача системы, это создание творчески ориентированной среды и поиск новых вариативных путей общения педагога и ребёнка. Суть системы составляет «Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования». Н.Г Куприной  – методика диагностики  развития музыкально-творческих способностей при активном использовании музыкально-коммуникативных игр;

рассмотрена  авторская рабочая программа по музыкальному развитию       дошкольников,  «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцовой «Праздник каждый день».

 Были созданы условия, способствующие эффективности проведения занятий с дошкольниками:

  • обеспечение эмоционального комфорта ребёнка;
  •  использование личного примера в творческом подходе к решению поставленных задач;
  • учет индивидуальных и педагогических особенностей детей;

Педагогическая деятельность показала, что для развития музыкально-творческих способностей в музыкальной деятельности необходимы следующие этапы:

  1. накопление впечатлений, умение передавать характерные особенности различных музыкальных образов, используя выразительно-изобразительные средства;
  2. создание комфортной ситуации для детей, снятие напряжения;
  3. создание условий для самовыражений каждого ребёнка, для проявления фантазии, творческих способностей;
  4. умение детей передавать отношение к музыкально-художественным произведениям искусства, умение анализировать;
  5. умение передавать художественные образы, используя различные средства выразительности.
  6. наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, музыкально-дидактические игры, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое)

Цель: Обследование проводится:

  • для выявления «зоны актуального развития» каждого ребенка в начале и конце учебного года;

  • для уточнения стартовых  и конечных возможностей детей, перспектив и темпов развития;

  • прогнозирование результатов на начало и конец года;

  • для организации коррекционно-педагогической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Используемые методы:

Диагностический метод, наблюдение, беседа, анализ деятельности детей.

    Методика проведения:

Выполнение специально подобранных заданий.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_ec1ccb73480ef4e2c772e50ff177e16a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_3f52d454fbccace45901b7b033657ae9.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_b4c65fd5a011d8029244bd5cfed0241c.jpg.jpg

Количественный анализ

Всего обследовано:         начало года –  125   воспитанников,  конец  года- 125

воспитанников.

   Группа раннего возраста  «Карапузы»   -  16 детей;  конец года - 16 воспитанников

Младшая группа «Березка» –  начало года  19 детей; конец года -  19 воспитанников

   Средняя группа « Полянка»   - 23 ребенка  (начало года);    23 воспитанника  ( конец года)

Старшая группа «Цветики» от 5 до 6 лет -  27 детей (начало года);  27 воспитанников (конец года)

Подготовительная группа «Цветики» от 6 до 7 лет –  28 детей (начало года);  28 воспитанников  (конец года)

Коррекционная группа «Непоседы» - 12 детей (начало года) – 12 детей (конец года)

В соответствии  c Федеральным  законом от 21.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  приказами Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  и  от 30.08.13 № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», письмом Министерства образования и науки РФ № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста от 27.01.2009 года, профессиональным стандартом педагога и другими  законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими дошкольное  образование, положением о мониторинге, годовым планом работы МБДОУ ДС №243.

 Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:

1. Восприятие музыки

2. Пение

3. Музыкально – ритмические движения

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Детское музыкальное творчество

а) Песенное

б) Танцевальное

в) Импровизационное музицирование.

В результате годового  мониторинга были выявлены следующие показатели

Общий процент освоения достижений на начало учебного года:

Освоено  - 59,86 %

Общий процент освоения достижений на конец  учебного года

Освоено – 72,62 %

Сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития музыкальных качеств у детей по сравнению с началом учебного года на 12,76 % . Воспитанники детского сада успешно освоили программу музыкального развития.

Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию.  Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Дети старшего дошкольного возраста    имеют навык пения под фонограмму.

Это было  достигнуто благодаря постепенной и систематической работе над певческими навыками.  Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Для распевания и разогрева голосовых связок использовались распевки с плавным голосоведением и несложным ритмическим рисунком. Это помогло расширить певческий диапазон у детей.

 Относительно хорошие показатели  усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских инструментах». Дети любят этот вид музыкальной деятельности и с удовольствием играют на разных инструментах в свободное от занятий время.

Очень хорошие   результаты в разделе «Восприятие музыки» .  У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней. Дети  определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке. Дети старших групп слышат в произведении развитие музыкального образа, но не умеют рассказывать о музыкальном произведении точно, подбирая соответствующие термины, неуверенно сравнивают с другими произведениями. Необходимо в следующем году применить на занятиях более эффективные игровые приемы, использование большого количества наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий. Давать рекомендации родителям: «Какую музыку слушать с детьми дома», и др.  

 Участие  детей в конкурсах значительно улучшило их интерес в мире музыкально – театральной деятельности, дало опыт выступления перед публикой,  умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение во время подготовки к ним. Это также дало возможность повысить уровень своей работы как музыкального педагога.

Качественный анализ

             Младшая группа:

Дети        младшей     группы         с удовольствием слушают музыкальные произведения, эмоционально реагируют на них, многие узнают знакомые песни по вступлению, но не все ещё называют их. Многие различают жанры марша и танца, с удовольствием сопровождая музыку движениями, различают громкое и тихое звучание, но не все ещё воспроизводят простой ритмический рисунок, пока просто, активно хлопая в ладоши. В пении, не все дети активны, но многие ярко проявляют свои эмоции, двигаются в соответствии с музыкой, но не все различают начало и окончание музыки. Большинство детей выполняют простые танцевальные движения. Хорошо различают звучание музыкальных инструментов (бубен, погремушки) и проявляют интерес к игре на них.

Рекомендации: Воспитателям данной группы  рекомендуется петь больше песен с детьми в группе, использовать музыкальные  игры с пением, а также слушать музыкальные  произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал  музыкального занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально-сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать оснащать музыкальный уголок музыкальными игрушками и дидактическими играми. Проводить просветительскую работу с родителями.

Средняя  группа

        В конце года воспитанники группы узнают знакомые песни, называют их. Многие дети различают жанры марша, колыбельной и танца. Почти все самостоятельно различают звуки по высоте, различают громкое и тихое звучание, пытаются воспроизвести простой ритмический рисунок. В пении проявляют активность, ярко проявляют свои эмоции. Но чистота интонации требует дополнительной работы. Большинство детей умеют различать двух частную форму музыкального произведения и двигаться соответственно ей, различают начало и окончание музыки. Выполняют простые танцевальные движения. Хорошо различают звучание музыкальных инструментов. Ярче стали проявляться творческие проявления детей и их вокальные данные.

Рекомендации: Воспитателям данных групп рекомендуется петь больше песен с детьми в группе, использовать музыкальные  игры с пением, а также слушать музыкальные  произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально-сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать оснащать муз.уголок муз. игрушками и дидактическими играми. Проводить просветительскую работу с родителями.

Старшая группа

      Воспитанники старшей группы умеют слушать, передавать характер музыкального произведения, многие могут выразить свои чувства словами, уверенно различают колыбельную, плясовую и марш. Узнают  песни и произведения по вступлению. С большим удовольствием исполняют песни, пение песен достаточно согласованно, почти все дети умеют вместе начинать и заканчивать пение, умеют слушать друг друга. Составляет трудность пение без аккомпанемента. Все дети ориентируются в звучании музыкальных инструментов и контрастных регистрах. Различают динамику и простой ритмический рисунок. Большинство детей достаточно активны, держатся уверенно и ориентируются в окружающем пространстве. Проявляют активность в игре на музыкальных        инструментах:        бубнах, маракасах и металлофонах.        В свободной  деятельности многие  проявляют творчество.

  Подготовительная группа

      К концу учебного года дети  подготовительной группы выполняют танцевальные движения под музыку, умеют перестраиваться. Хорошо поют под фонограмму и музыкальный инструмент. С интересом слушают новые произведения. Понимают характер музыки, могут рассказать какие чувства они испытывают,  слушая произведения. Дети хорошо запоминают сложные танцевальные движения, танцы исполняют самостоятельно, слаженно. Хорошо поют  песни разной сложности. У нескольких детей отмечаются отличные вокальные данные. По результатам мониторинга была проведена беседа с родителями по дальнейшему обучению этих детей в музыкальной школе.

Из результатов мониторинга всех возрастных групп  следует, что детям очень нравятся музыкальные занятия, они любят  петь, слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Все свои знания, умения, навыки воспитанники детского сада воплощают в повседневной жизни, в утренниках, развлечениях, досугах, в свободной деятельности. Хочется отметить, что уровень музыкальной культуры детей с каждым годом возрастает.

Коррекционная группа

Ребята  узнают знакомые песни, называют их. Многие различают жанры марша, колыбельной и танца. Почти все самостоятельно различают звуки по высоте, различают громкое и тихое звучание, пытаются воспроизвести простой ритмический рисунок. В пении проявляют активность, ярко проявляют свои эмоции. Но чистота интонации требует дополнительной работы. Большинство детей умеют различать двухчастную форму музыкального произведения и двигаться соответственно ей, различают начало и окончание музыки. Выполняют простые танцевальные движения. Хорошо различают звучание музыкальных инструментов. Ярче стали проявляться творческие проявления детей и их вокальные данные.

Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей  совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.

Воспитанники всех групп овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Это было достигнуто за счет правильно построенной, индивидуальной систематической работы с детьми по всем направлениям, создания условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А так же тесного взаимодействия с воспитателями групп.

 1.      Необходимо и дальше вести работу по развитию умений и навыков воспитанников. Особое внимание необходимо уделять разделу  «Восприятия музыки»

2.       Включить в перспективный план работу по развитию танцевальных, песенных и театрализованных творческих способностей детей.

3.      Расширить работу по взаимодействию с педагогами и родителями по разделу «Слушание»   « Пение», «Игра на музыкальных инструментах»,  «Музыкально – ритмические движения»  внести соответствующие пункты работы по этим разделам в перспективный план на следующий год.

Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ реализуется на достаточном уровне.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы об успешности достигнутых результатов на уровне всех участников образовательных отношений. Повышение личных профессиональных компетенции через внедрение технологий музыкальной творческой педагогики, активизацию личного творческого потенциала, расширение практики использования в образовательной работе современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, расширение опыта партнерского и сетевого взаимодействия позволило эффективно повысить результативность поставленных педагогических задач.

 Достижения и самообразование :

Принимали с ребятами  участие в конкурсах различного уровня:
- 2021 год, март  -   Районный Смотр – конкурс академического пения «Звонкие голоса»

-2021 г . март – Районный фестиваль – конкурс «Хрустальная капель»  - диплом участника фестиваля конкурса

  Участвовала в районных и городских методических объединениях музыкальных руководителей в 2020 – 2021гг.

Провела  совместно с психологом  итоговое родительское собрание, (онлайн – трансляция) май 2021  - _ «Диагностика уровня музыкально – творческих способностей у  детей старшего дошкольного  возраста» .
Активно транслировала опыт работы на мероприятиях разного уровня:
- ЮУрГИИ им. П.И Чайковского – региональный семинар – практикум «Советские композиторы в годы ВОВ», 2020г., октябрь. (ведущая мероприятия) – школа, колледж, институт

 - Публичная Государственная библиотека – Концерт , посвященный А.Пахмутовой . – 2020 г (ведущая концерта) – ноябрь, 2020, Городское мероприятие

 - ЮУрГИИ им. П.И Чайковского – региональный  семинар - практикум  «Потерянный рай» , посвященный памяти П.И.Чайковского, - школа, колледж, институт – март,2021г. (соведущая семинара)

Межрегиональный фестиваль «ОТКРЫТЫЕ СЕРДЦА», (Союз добровольцев и волонтеров России под руководством Я. Лантратовой и В.Гартунга)- ведущая фестиваля

 Международный фестиваль - конкурс «МАМИНО СЕРДЦЕ»    - член жюри , ноябрь 2020,

Защита ВКР на тему «Развитие музыкально – творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста» - июнь, 2021

Имею публикации:

Участница V Международной заочной научной конференции -

-«Инновационные потенциал методической работы в муниципальной системе дошкольного образования 2021»   (апрель ,2021)

 Статья «Инновационные технологии в музыкальном образовании ДОУ»

- авторского материала и сценариев на личном блоге .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...