рабочая программа по обществознанию 10 класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа (10 класс)

Самсонов Олег Викторович

Рабочая программа по обществознанию 10 класс 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshch_10_samsonov_o.v.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 464

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

протокол № 1 от 28.08.2021 г.

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ

Педагогического совета

протокол №1
от 28.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ школы № 464
Пушкинского района
Санкт-Петербурга

___________ И.Ю. Шельмина

приказ № ____ от 28.08.2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

среднего общего образования

базовый         уровень

(10 класс)

Разработал:

Самсонов Олег Викторович,
учитель истории и обществознания

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

Нормативная основа:

  1. Федеральный  Закон  от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 418 (далее - ФГОС среднего общего образования – ФГОС СОО);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” (с изменениями);
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  6. Распоряжение Комитета по образованию от 09.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»  
  7. Авторская программа по обществознанию для 10-11 классов Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016 г.
  8.  Календарный учебный график ГБОУ № 464 на учебный год;
  9. Учебный план ГБОУ школы № 464 на учебный год.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (базовый уровень) на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе:  в 10 и 11 классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебный план ГБОУ СОШ № 464 разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, согласно которому, продолжительность учебного года для обучающихся 10-х классов составляет 34 учебные недели. Таким образом, в календарно-тематическое планирование по обществознание в 10 классе внесены следующие изменения: количество часов за учебный год 68, по 2 учебных часа в неделю.

        

Описание учебно-методического комплекса.

Учебники:

1.​ Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.В. Телюкиной – М.: Просвещение, 2018.

Методические пособия для учителя:

1.​ Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Базовый уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2018.

2.​ Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Тетрадь-тренажёр. 10 класс. Базовый уровень.- М.: Просвещение, 2018.

3. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2020

Электронные образовательные ресурсы

 Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга​нов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако​нодательства РФ

Средства обучения

1. Технические средства обучения:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3) интерактивная доска.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Виды и формы текущего контроля:

- устный (индивидуальный или фронтальный опрос, защита рефератов, докладов, проектов, собеседование, зачет, устная взаимопроверка.);

- письменный (домашние работы, проверочные работы, практические работы, тестовые задания (в том числе с использованием ИКТ), сочинения, диктанты, письменная взаимопроверка.)

- накопительная система оценки и др.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Текущий контроль успеваемости обучающихся в школе осуществляется учителями по 5-балльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл- 5).

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.

Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года).

Итоговая аттестация – это оценка степени и уровня освоения выпускниками образовательной программы по завершении основного общего и среднего общего образования для определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям образовательного стандарта.  Педагогический аудит – независимая оценка знаний учебного предмета учащимися, полнота и прочность усвоения учебного материала на всех ступенях школьного образования (начального, основного, среднего). Аттестационный материал – контрольно-измерительные материалы для проведения аттестации учащихся.

Вводный контроль учащихся - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения полученных ранее знаний, умений и навыков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах:

а)проверочные работы (по заданию администрации);

б) практические работы;

в) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);

г) защита рефератов (творческих работ);

д)дифференцированные зачёты;

 е) собеседование;

ж) тестирование;

з) устный опрос;

и) проверка домашних заданий (в т.ч. сочинений, индивидуальных заданий, творческих работ).

Критерии оценки

 Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию обществознания как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

100-90 % и более

отлично

89%- 70%

хорошо

69-51%

удовлетворительно

менее 51%

неудовлетворительно

При выполнении контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания истории.

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Планируемые личностные результаты освоения

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты  курса

1.Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:

  • ​ понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития;
  •  владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами окружающей социальной действительности;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
  • умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
  • социальная самоидентификация личности обучающегося как гражданина России, наследника традиций и достижений своего народа, современника и в ближайшем будущем активного участника процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
  • мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
  • умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты суждения и оценки, их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении.

Глава 1. Человек в обществе

Выпускник научится:

— раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «общество»;

— устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания;

— описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты;

— объяснять роль социальных институтов в жизни общества;

— различать исторические типы обществ по их признакам, объяснять причины перехода от одного типа общества к другому;

— раскрывать смысл понятий «общественный прогресс» и «общественный регресс», конкретизировать их примерами;

— иллюстрировать фактами социальной жизни теоретические положения о многообразии путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного прогресса;

— характеризовать сущность и оценивать последствия глобализации;

— обосновывать необходимость коллективных усилий для решения глобальных проблем современности;

— различать в социальной информации о современном обществе факты, оценочные утверждения, гипотетические суждения.

— объяснять специфику социального в человеке;

— описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;

— характеризовать и классифицировать потребности человека, иллюстрировать проявления потребностей, связи потребностей и деятельности;

— раскрывать с помощью примеров структуру, мотивы и конкретные виды деятельности;

— моделировать практические ситуации, связанные с различными мотивами и видами деятельности людей;

— находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;

— исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;

— сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы познания природы и общества;

— выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и деятельностной сущностью человека.

Выпускник получит возможность научиться:

— конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем общества;

— оценивать возможности и риски современного общества;

— выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;

— характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;

— прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;

— анализировать социальные причины и моделировать последствия экологического кризиса;

— описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы общественного развития.

— характеризовать сознание человека, его структуру;

— раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;

— выделять основания различных классификаций видов деятельности;

— выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;

— описывать методы научного познания;

— оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;

— исследовать практические ситуации, связанные с адекватной и неадекватной самооценкой;

— объяснять роль мировоззрения в жизни человека;

— показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий жизнедеятельности человека.

Глава 2. Общество как мир культуры

Выпускник научится:

— раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры;

— объяснять значение понятия «диалог культур»;

— показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур,проявления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;

— иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;

— распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;

— выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;

— давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;

— характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.

Выпускник получит возможность научиться:

— объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;

— анализировать с позиций толерантности информацию из различных

источников по вопросу диалога культур;

— определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры;

— раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей;

— характеризовать сущность гуманизма;

— показывать значение свободы совести для развития человека и общества;

— аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;

— оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;

— выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;

— находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями и культурными ценностями.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

Выпускник научится:

— называть причины возникновения права;

— владеть основными правовыми понятиями и терминами, уметь раскрывать их смысл;

— приводить примеры, иллюстрирующие понимание содержания правовых понятий;

— указывать элементы правовой системы, раскрывать взаимосвязь элементов правовой системы;

— выявлять функциональные, иерархические и другие связи внутри правовой системы;

— различать нормы обычаев, морали и права, нравственные и правовы нормы, их связь с определённой системой ценностей;

— анализировать, приводить аргументы, делать выводы при работе с различными источниками правовой информации;

— называть источники права;

— различать нормативно-правовые акты по их юридической силе в системе источников права;

— характеризовать Конституцию РФ как

Основной закон прямого действия, иллюстрировать примерами указанные признаки Конституции РФ;

— называть конституционные права и обязанности граждан, раскрывать взаимосвязь прав и обязанностей;

— анализировать конкретные жизненные ситуации и с опорой на полученные правовые знания определять вид правоотношения и отрасль права, регулирующую возникшие правоотношения;

— перечислять правоохранительные органы в российской правовой системе;

— указывать виды деятельности, входящие в сферу компетенции права;

— раскрывать значение права для современного социума и становления демократического правового государства.

Выпускник получит возможность научиться:

— характеризовать право как целостную систему, как достижение культуры и его значение для становления и развития цивилизации;

— осознавать ценности Конституции РФ как основного закона страны;

— признавать ценность прав человека и гражданина и необходимость их уважения;

— ориентироваться в различных, в том числе и неадаптированных, источниках права и находить необходимую правовую информацию;

— выбирать адекватные возникшей правовой ситуации способы правомерного поведения;

— формулировать нравственные и правовые суждения и оценки, обосновывать их связь с определённой системой ценностей, аргументировать собственную позицию;

— уметь соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

— использовать правовые нормы как средство защиты своих прав и прав людей, нуждающихся в правовой защите;

— понимать взаимосвязь прав и обязанностей, необходимость соблюдения юридических обязанностей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Глава I. Человек в обществе.

Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Социальные институты.

Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.

Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

Деятельность - способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность.

Признание и уважение прав других. Проблема выбора. Свободное общество.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Глава II. Общество как мир культуры

Духовная культура общества. Понятие духовная культура. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки.

Образование в современном обществе. Образование как система.

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Искусство. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву.

Естественно-правовой подход к пониманию права. От идеи к юридической реальности.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.

Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.

Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.

Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.

Защита гражданских прав.

Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака.

Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения.

Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.

Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Заключение. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, главы

Количество часов

Кол-во контрольных

работ (тестирование)

10 класс

1

Человек в обществе

18

1

2

Общество как мир культуры

19

1

3

Правовое регулирование общественных отношений

31

1

Итого

68

3

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

31.08.21 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по __________________ для  __10_________ класса.

Учитель ____________________

Даты проведения уроков

№ урока

 Тема урока

  Вид контроля  

План

Факт

Человек в обществе – 18 ч

1 неделя

1

Введение в обществознание

Фронтальный и индивидуальный опрос

1 неделя

2

Что такое общество?

Фронтальный и индивидуальный опрос

2 неделя

3

Общество как сложная система

Фронтальный и индивидуальный опрос

2 неделя

4

Общество как сложная система

Фронтальный и индивидуальный опрос

3 неделя

5

Динамика общественного развития

Фронтальный и индивидуальный опрос

3 неделя

6

Динамика общественного развития

Фронтальный и индивидуальный опрос

4 неделя

7

Социальная сущность человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

4 неделя

8

Социальная сущность человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

5 неделя

9

Деятельность – способ существования людей

Фронтальный и индивидуальный опрос

5 неделя

10

Деятельность – способ существования людей

Фронтальный и индивидуальный опрос

6 неделя

11

Познавательная деятельность

Фронтальный и индивидуальный опрос

6 неделя

12

Свобода  и необходимость в деятельности человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

7 неделя

13

Свобода  и необходимость в деятельности человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

7 неделя

14

Современное общество

Фронтальный и индивидуальный опрос

8 неделя

15

Глобальная угроза международному терроризму

Фронтальный и индивидуальный опрос

8 неделя

16

Глобальная угроза международному терроризму

Фронтальный и индивидуальный опрос

9 неделя

17

Обобщающее повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

9 неделя

18

Контрольная работа  по главе « Человек в обществе»

Контрольная работа

Общество как мир культуры- 19 ч.

10 неделя

19

Духовная культура общества

Фронтальный и индивидуальный опрос

10 неделя

20

Духовная культура общества

Фронтальный и индивидуальный опрос

11 неделя

21

Духовный мир личности

Фронтальный и индивидуальный опрос

11 неделя

22

Духовный мир личности

Фронтальный и индивидуальный опрос

12 неделя

23

Мораль

Фронтальный и индивидуальный опрос

12 неделя

24

Мораль

Фронтальный и индивидуальный опрос

13 неделя

25

Наука и образование

Фронтальный и индивидуальный опрос

13 неделя

26

Наука и образование

Фронтальный и индивидуальный опрос

14 неделя

27

Наука и образование

Фронтальный и индивидуальный опрос

14 неделя

28

Религия и религиозные организации

Фронтальный и индивидуальный опрос

15 неделя

29

Религия и религиозные организации

Фронтальный и индивидуальный опрос

15 неделя

30

Религия и религиозные организации

Фронтальный и индивидуальный опрос

16 неделя

31

Искусство

Фронтальный и индивидуальный опрос

16 неделя

32

Искусство

Фронтальный и индивидуальный опрос

17 неделя

33

Массовая культура

Фронтальный и индивидуальный опрос

17 неделя

34

Массовая культура

Фронтальный и индивидуальный опрос

18 неделя

35

Массовая культура

Фронтальный и индивидуальный опрос

18 неделя

      36

Обобщающее повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

19 неделя

37

Контрольная работа по главе «Общество как мир культуры»

Контрольная работа

Правовое регулирование общественных отношений – 31 ч

19 неделя

38

Современные подходы к пониманию права

Фронтальный и индивидуальный опрос

20 неделя

39

Современные подходы к пониманию права

Фронтальный и индивидуальный опрос

20 неделя

40

Право в системе социальных норм

Фронтальный и индивидуальный опрос

21 неделя

41

Право в системе социальных норм

Фронтальный и индивидуальный опрос

21 неделя

42

Источники права

Фронтальный и индивидуальный опрос

22 неделя

43

Источники права

Контрольная работа

22 неделя

44

Правоотношения

Фронтальный и индивидуальный опрос

23 неделя

45

Правомерное поведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

23 неделя

46

Гражданин Российской Федерации

Фронтальный и индивидуальный опрос

24 неделя

47

Гражданин Российской Федерации

Фронтальный и индивидуальный опрос

24 неделя

48

Гражданское право

Фронтальный и индивидуальный опрос

25 неделя

49

Гражданское право

Фронтальный и индивидуальный опрос

25 неделя

50

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Фронтальный и индивидуальный опрос

26 неделя

51

Правовые основы предпринимательской деятельности

Фронтальный и индивидуальный опрос

26 неделя

52

Правовые основы предпринимательской деятельности

Фронтальный и индивидуальный опрос

27 неделя

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Фронтальный и индивидуальный опрос

27 неделя

54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Фронтальный и индивидуальный опрос

28 неделя

55

Семейное право

Фронтальный и индивидуальный опрос

28 неделя

56

Экологическое право

Фронтальный и индивидуальный опрос

29 неделя

57

Процессуальные отрасли права

Фронтальный и индивидуальный опрос

29 неделя

58

Процессуальные отрасли права

Фронтальный и индивидуальный опрос

30 неделя

59

Международная защита прав человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

30 неделя

60

Международная защита прав человека

Фронтальный и индивидуальный опрос

31 неделя

61

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

Фронтальный и индивидуальный опрос

31 неделя

62

Обобщающее повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

32 неделя

63

Контрольная работа по главе «Правовое регулирование общественных отношений»

Контрольная работа

32 неделя

64

Итоговое повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

33 неделя

65

Итоговое повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

33 неделя

66

Итоговое повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

34 неделя

67

Итоговое повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

34 неделя

68

Итоговое повторение

Фронтальный и индивидуальный опрос

Приложение к рабочей программе

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

Корректировка календарно-тематического планирования

к программе «Обществознание»
10  класс

Учитель

Дата корректировки

Основание корректировки

Сокращение фактического числа уроков в III - IV четверти за счет праздничных дней.

Цель корректировки

Выполнение программы по предмету и освоение государственного стандарта.

Произведенные изменения

Уплотнение материала по темам

По программе 68ч

Фактически дано _____________ ч

Программа выполнена __________________

                            (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.  МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе на 2021-2022 учебный год    6 А класс...

Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год

Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год....