Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета  «Обществознание 8 класс»:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметныерезультаты

Личность и Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Требования к уровню подготовки выпускников

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Распределение учебного материала в 8 классе

Наименование главы

Кол-во часов по программе

Введение

1

1

Личность и общество

12

2

Сфера духовной культуры

16

3

Социальная сфера

10

4

Экономика

23

5

Итоговое повторение

1

Итого

68

Содержание программы учебного предмета    8 класс (68ч)

Введение. (1ч)

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе, в классе и дома.

Тема 1. Личность и общество (12 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (16 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло  -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.  Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (10 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы.  Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому  прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи мость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (26ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и

специализация.Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе ние доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков ские услуги, предоставляемыегражданам. Формы сбере жения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение (1 ч)

                                                                 Тематическое планирование

урока

Тема урока

количество часов

Дата

проведения

1.

Введение

1

Личность и общество (13 ч)

2.

Что делает человека человеком?

1

3.

Человек, общество, природа

4.

Человек, общество, природа

1

5.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

6.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

7.

Развитие общества

1

         8.

Развитие общества

1

9.

Как стать личностью

1

10.

Как стать личностью

1

11.

Практикум по теме «Личность и общество»

1

12.

Практикум по теме «Личность и общество»

1

13.

Обобщение по теме«Личность и общество»

1

Сфера духовной культуры (17 ч)

14

Сфера духовной жизни

1

15.

Сфера духовной жизни

16.

Мораль

1

17.

Мораль

1

18.

Долг и совесть

1

19.

Долг и совесть

1

20.

Моральный выбор — это ответственность

1

21.

Моральный выбор — это ответственность

1

22.

Образование

1

23.

Образование

1

24.

Наука в современном обществе

1

25.

Наука в современном обществе

1

26.

Религия как одна из форм культуры

1

27.

Религия как одна из форм культуры

1

28.

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

29

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

30

Обобщение по теме«Сфера духовной культуры»

1

Социальная структура общества 11ч

31

Социальная структура общества

32.

Социальная структура общества

33.

Социальные статусы и роли

1

34.

Социальные статусы и роли

1

35

Нации и межнациональные отношения

1

36

Нации и межнациональные отношения

1

37

Отклоняющееся поведение.

1

38

Отклоняющееся поведение.

1

39

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

40

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

41

Обобщение по теме «Социальная сфера»

«Экономика» 26ч

42

Экономика и её роль в жизни общества

43

Экономика и её роль в жизни общества

44

Главные вопросы экономики

1

45

Главные вопросы экономики

1

46

Собственность

47

Собственность

1

48

Рыночная экономика

49

Рыночная экономика

1

50

Производство — основа экономики

51

Производство — основа экономики

52

Предпринимательская деятельность

1

53

Предпринимательская деятельность

1

54

Роль государства в экономике

1

55

Роль государства в экономике

1

56

Распределение доходов Потребление

1

57

Распределение доходов Потребление

1

58

Инфляция и семейная экономика

59

Инфляция и семейная экономика

1

60

Безработица, её причины и последствия

1

61

Безработица, её причины и последствия

1

62

Мировое хозяйство и международная торговля

1

63

Мировое хозяйство и международная торговля

1

64

Промежуточная аттестация в форме тестирования

1

65

Практикум по теме «Экономика»

1

66

Практикум по теме «Экономика»

1

67

Обобщение по теме«Экономика»

1

Итоговое повторение 1ч

1

68

Итоговое повторение  по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа педагога психолога....

Рабочая программа по алгебре 9класс, 2021-2022 учебный год

основе  обучения  математики  лежит  овладение  учащимися  следующими  видами  компетенций:  предметной,  коммуникативной,организационной и обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе на 2021-2022 учебный год    6 А класс...

Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования 2021-2022 учебный год

Авторская рабочая программа кулинарного кружка "Едим дома" на 2021-2022 учебный год...