Работа воспитателя с трудными семьями
материал

"Работа воспитателя с трудными семьями". Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_vospitatelya_s_trudnymi_semyami.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя с трудными семьями

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?

Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.

И это тоже доказано: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо поведения подростка – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношении. Воспитатель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагаю подразделить семьи на пять типов. Это позволит воспитателю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.

  1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей воспитатель может применить следующую стратегию:

  1. расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
  2. попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
  3. заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
  4. деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненный проблем. Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача воспитателя – терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей .В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача воспитателя – сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача воспитателя – изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача воспитателя – доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.

Работа с неблагополучной семьей проводится по следующим этапам:

1-й этап. Диагностико - аналитический.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего.

Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия. Составление карты семьи. Постановка семьи на внутришкольный учет как неблагополучной.

2-й этап. Планово-координационный.

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы (администрация, учителя- предметники, социальный педагог, педагоги дополнительного образования и др.) и со всеми заинтересованными организациями (управление образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, КДН, ПДН, Центр занятости, реабилитационные центры и т.д.). Составление совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе программы работы с неблагополучной семьей.

3-й этап. Организационно - деятельностный.

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе с неблагополучной семьей.

4-й этап. Контрольно-коррекционный.

Контроль за выполнением программы работы с семьей. Наблюдение за семьей.

Отслеживание динамики развития отношений. Изучение микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения семьи. Подведение итогов психолого- педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей. Снятие с учета.

Следует отметить, что успешность или не успешность педагогического взаимодействия воспитателя и семьи во многом определяется правильно избранной позиции педагога, стилем и тоном его отношений.

Эффективные меры общения с родителями (по Н.В. Самоукиной).

«Нейтрализация». В первой фазе беседы с родителем приобрести нейтральное состояние, не угрожать, не оправдываться. Не включаться эмоционально в ситуацию разговора.

Жалобы к школе выслушать молча, оставаясь спокойными, не теряя при этом вежливой доброжелательности. Жалобы на беспомощность родителей в воспитании выслушать, кивая головой. Использовать при этом нейтральные фразы («успокойтесь», «я Вас слушаю», «я Вас понимаю»). Родитель, почувствовав нейтральность, успокоится и будет готов к конструктивному разговору.

«Равенство». Во второй фазе беседы - организовать равноправное взаимодействие с родителем. Проявлять доброжелательность, открытость, принимать чувства родителей.

Показывать любовь к ребенку. Искать новые формы сотрудничества.

«Взаимодействие». Не стремиться во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Обсуждать проблему, а не личные качества ученика. Учитывать личные интересы родителей. Не верить генетике. Работать по принципу: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

Повышение педагогической культуры всех категорий родителей: организация педагогического просвещения.

Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.


Источники:

  1. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.
  2. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников – 2000 - №10 – с.18.
  3. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005 6-21с;
  4. http://vio.uchim.info/Vio_93/cd_site/articles/art_2_2.htm#top

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Работа классного руководителя с трудными семьями

Работа классного руководителя с трудными семьями...

Работа классного руководителя с трудными семьями. Презентация.

Работа классного руководителя с трудными детьми и семьями. Решение проблем....

Работа с "трудными" семьями

Программа работы классного руководителя с семьями находящимися в социально-опасном положении...

Статья "Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками"

В статье рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.

Формы и методы работы педагога-воспитателя, используемые в работе с трудными  подростками....