Доклад "Индивидуальная работа в парах"
статья

Капишина Елена Николаевна

Работа в парах – постоянных и сменных – стала уже, пожалуй, привычным, традиционным элементом, ее все активнее применяют представители разных педагогических направлений. При этом в классно-урочной системе она используется как вспомогательный прием. Это, как правило, простейшие случаи для закрепления или повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabota_v_parah.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа в парах

Работа в парах – постоянных и сменных – стала уже, пожалуй, привычным, традиционным элементом, ее все активнее применяют представители разных педагогических направлений. При этом в классно-урочной системе она используется как вспомогательный прием. Это, как правило, простейшие случаи для закрепления или повторения.

Обеспечение плодотворной работы в парах сводится к умению общаться или воспитанности, например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь.

Выделяют следующие виды в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового, обучение друг друга, тренировка и проверка.

1. Обсуждение.

Обсуждать можно какую-либо тему, содержащуюся как в тексте некоторого автора, так и в высказываниях друг друга.

Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем все мнения совпадают (мнения друг друга, если обсуждаются тексты и соображения самих напарников; мнения автора и каждого из напарников, если обсуждается текст третьего), а затем свои представления расширить.

Учитывая особенность этого вида работы в паре, рекомендуется предлагать обучающимся тексты со спорными идеями, с неоднозначным ответом, с логической незавершенностью (например, происхождение человека).

Обсуждение включает несколько приемов.

Первый - восстановить то, что сказал учитель или ученик, восстановить то, что прочитал в книге.

Второй – интерпритировать текст, мысли автора, то есть высказывать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку.

Третий – задавать вопросы. Провоцирование вопросов позволяет обратить внимание на область непонимания.

Приемы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.

На практике используются разные техники обсуждения. Например:

- Прочитайте текст (или некоторую часть).

- Перескажите по очереди прочитанный текст.

- Дополните, поправьте друг друга.

- Задайте друг другу по два вопроса.

- В чем вы с автором согласны, а в чем нет?

- Выскажите свое отношение к услышанному. Как поняли друг друга?

2. Совместное изучение.

а) Сначала абзац ,фрагмент текста надо прочитать.

б) Выделяются и объясняются непонятные слова (термины или понятия).

в) Восстановление абзаца и выражение своего понимания (смысл предложений, словосочетаний).

г) Приведение своих примеров к изложенному в абзаце тезису, определению.

д) Выражение сути абзаца и оформление ее в заголовке.

3. Обучение.

а) Нацеливание на то. Чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен быть получен результат.

б) Изложение материала небольшими фрагментами.

Во время объяснения важно фиксировать основные моменты, понятия, схемы в тетради обучаемого.

в) Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.

г) Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала.

д) Проверка и закрепление усвоенного.

Это нужно, с одной стороны, для приобретения навыков учиться у другого, а с другой – для освоения позиции «учителя».

4. Тренировка.

За счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.

Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, давать толкования понятиям.

Взаимотренаж в паре часто используют как «пятиминутки» в начале урока Фронтальный опрос – тоже представляет собой форму тренажа.

5. Проверка.

Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи (возможно, он это будет делать письменно), либо дает развернутый ответ на некоторый вопрос. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, каждым ходом; если необходимо поправляет и дополняет. Если он увидит ошибку, тут же это отмечает и предлагает заново решить задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы в парах по биологии 6, 7 класс

Данные карточки- помощники помогают учителю организавать работу в парах при обобщении и повторения пройденного материала. В данном разделе приведён дидактический материал по темам:Биология 6 класс тем...

Работа в парах при подготовке к ГИА по русскому языку

Описана методика работы в парах. Представлен образец дидактического материала....

Методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики"

Знаменитые три правила Яна Амоса Коменского «Многое спрашивать, усваивать, учить других — тайна великой учености» выражены в следующем латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное —...

Работа в парах на уроках русского языка и литературы.

Мне хотелось бы поделиться  некоторыми наработками  использования системы А. Г. Ривина, известной как  «талгенизм», при которой  ученик усваивает быстро и качественно лишь то...

Учебные карточки для работы в парах по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Карточки предназначены для работы в группах на уроке литературы по теме "Жестокие нравы города Калинова" (пьеса А.Н. Островского "Гроза"). Работа в группах помогает школьникам к развивать  критич...

Работа в паре на уроке математики: цели, технология организации (из опыта работы)

Текст выступления на Всероссийском семинаре "Технология развития критического мышления в аспекте требований ФГОС" 12.12.2018 г....

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....