«Категории “время” и “пространство” в художественном произведении и роль их изучения при обучении анализу текста».
учебно-методический материал

Гарифуллина Розалия Илдаровна

Данный учебно-методический материал для учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Категории “время” и “пространство” в художественном произведении и роль их изучения при обучении анализу текста»

Выполнила: Гарифуллина Р.И.

Время и пространство – существенные и универсальные свойства материального мира. Текст как продукт и отражение некоторых фрагментов реальной действительности не может не обладать категориями времени и пространства, которые существуют в тексте неразрывно, в совокупности, и взаимосвязаны друг с другом. «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» (М.М.Бахтин).

Таким образом, хронотоп – это комплексная текстовая категория, объединяющая категории текстового времени и текстового пространства. Время как особая категория, «четвертое измерение действительности», рассматривается в философии, лингвистике, литературоведении.

 Определим понятия, используемые при характеристике категории времени. Реальное время отражается в тексте через субъективное, перцептуальное. Синтез отраженного реального и перцептуального времени с преобладающей ролью первого называется объективным временем текста. Преобладание субъективного даст перцептуальное время текста. Возможно также наличие концептуального времени, под которым понимается отражение реального времени на уровне идеальных сущностей, выведенных на базе анализа реальности, – концептов и концепций. Объективное и концептуальное время в тексте различаются точкой отсчета и различным уровнем соотнесенности с действительностью Точка отсчета – важное понятие темпоральной структуры текста, именно от точки отсчета возможно выстраивание временных взаимосвязей, направленных как в прошлое, так и в будущее.

 Художественное время – это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива. Причем временная перспектива может смещаться, прошедшее – мыслиться как настоящее, а будущее – предстать как прошедшее и т.п. Наблюдаются и другие нарушения временного порядка в тексте – ахронии. Они проявляются как ретроспекция, или возврат к уже обозначенному, изображенному событию, взгляд в прошлое, и как проспекции – то есть взгляд в будущее.

Типы времени в произведении:

1) время циклическое – последовательность однотипных событий, жизненных кругов, вращение по кругу, неразличение начала и конца. Это обобщенное время, повторяющееся и непреходящее;

 2) время линейное – однонаправленное поступательное движение событий, с идеей начала, конца, развития. Важные признаки времени: неповторимость, конкретность и единичность событий.

3) «разом данное» время – «настоящее», «прошлое» и «будущее» мыслятся как бы разом, одновременно данными сознанию человека и одновременно присутствующими в определенной его действительности.

Языковые средства выражения времени.

 Художественное время опирается на определенную систему языковых средств. Это: система видовременных форм глагола, их последовательность и противопоставление, транспозиция (переносное употребление) форм времени, лексические единицы с темпоральной семантикой, падежные формы со значением времени, хронологические пометы, синтаксические конструкции, которые создают определенный временной план (например, номинативные предложения представляют в тексте план настоящего), имена исторических деятелей, мифологических героев, номинации исторических событий. Особое значение для художественного времени имеет функционирование глагольных форм, от их соотнесенности зависит преобладание статики или динамики в тексте, убыстрение или замедление времени, их последовательность определяет переход от одной ситуации к другой, и, следовательно, движение времени. Ср., например, следующие фрагменты рассказа Замятина «Мамай»: По незнакомому Загородному потерянно бродил Мамай. Пингвиньи крылышки мешали; голова висела, как кран у распаявшегося самовара... И вдруг вздернулась голова, ноги загарцевали двадцатипятилетние...

Формы времени выступают как сигналы различных субъектных сфер в структуре повествования, например: Глеб лежал на песке, подперев голову руками, было тихо, солнечное утро. Нынче он не работал в своем мезонине. Все кончилось. Завтра уезжают, Элли укладывается, все перебуравлено. Опять Гельсингфорс... (Б. Зайцев. Путешествие Глеба).

Этапы анализа художественного времени.

 Анализ художественного времени включает следующие основные моменты: 1) определение особенностей художественного времени в рассматриваемом произведении: — одномерность или многомерность; — обратимость или необратимость; — линейность или нарушение временной последовательности;

2) выделение в темпоральной структуре текста временных планов (плоскостей), представленных в произведении, и рассмотрение их взаимодействия;

3) определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;

4) выявление сигналов, выделяющих эти формы времени;

5) рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;

 6) определение соотношения времени исторического и бытового, биографического и исторического;

7) установление связи художественного времени и пространства.

Пространство текста.

 Текстовое пространство (локальность) – категория, представляющая собой неотъемлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространственные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (например, концептам и концепциям). Соотношение понятий «пространство» и «текст» сложно и многомерно: 1) текст отражает определенный фрагмент действительности; 2) текст обладает пространственными характеристиками в материальном мире. В.Н. Топоров отмечает: «...текст пространственен (то есть он обладает признаком пространственности, размещается в «реальном» пространстве, как это свойственно большинству сообщений, составляющих основной фонд человеческой культуры) и пространство есть текст (то есть пространство как таковое может быть понято как сообщение)». При этом соотношение пространство – текст различно как для разных видов пространства, так и для разных видов текста. Художественное пространство – это индивидуальная модель мира данного автора, выражение его пространственных представлений (Ю. Лотман). Это мир, в котором размещаются персонажи и совершается действие.

 Типы пространства произведения:

1) психологическое пространство (погруженность во внутренний мир субъекта);

2) близкое к реальному географическое пространство (конкретное место, обжитая среда);

3) точечное, внутренне ограниченное пространство (дом, палата и т.п.);

 4) фантастическое пространство, наполненное нереальными существами и событиями;

5) космическое пространство, далекое от человека (планеты);

6) социальное пространство (свое для человека пространство, в котором протекает его жизнь).

Языковые средства выражения пространства.

 Базовые единицы поля локальности в языке – это категориальные лексические единицы место и пространство и другие слова разных частей речи с локальной семантикой (находиться, широкий, далеко). В целом же пространственные отношения в тексте и указания на различные пространственные характеристики выражают следующие языковые средства: синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, предлоги с пространственным значением, топонимы, географические термины, слова со значением локальности (верх, низ, сторона, поверхность и др.).

Например: Переправа через Иртыш. Пароход остановил паром... На другой стороне степь: юрты, похожие на керосиновые цистерны, дом, скот... С той стороны едут киргизы... (Пришвин);

Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку. Отлогий подъем в гору среди редких кривых фонарей... показался бесконечным... (И.А. Бунин).

Точная пространственная адресация облегчает восприятие художественного текста, настраивает читателя на информацию определенного рода. Обычно она дается в начале художественного произведения или текстового фрагмента и очень часто выполняет функцию заглавия, например: "Обрыв" (И. Гончаров), "Вишневый сад", "Дом с мезонином" (А. Чехов), "Угрюм-река" (В. Шишков), "Бахчисарайский фонтан" (А. Пушкин) и др.

Топонимы вне текста уже содержат информацию об определенном пространстве. Так, читатель, обратившись к книге Н. Гумилева "Шатер", уже только по названиям стихотворений этого цикла будет иметь представление об их содержании: "Красное море", "Египет", "Сахара", "Суэцкий канал" и др. Топонимы могут быть нацелены и на будущее или могут быть знаками фантастического, еще не освоенного человеком и незнакомого ему мира ("Остров Утопия" (Т. Мор), "Город Солнца" (Т. Кампанелла), "Марсианские хроники" (Р. Брэдбери), "Волшебник Изумрудного Города" (А. Волков). Топонимы и лексика с пространственным значением, характерная для конкретных произведений, в дальнейшем вбирают в себя содержание всего текста и приобретают символическое значение, становясь знаками тех или иных исторических событий, изображенных в тексте, например: "Дом на набережной" (Ю. Трифонов), "Петербург" (А. Белый), "Тихий Дон" (М. Шолохов), "Тамань" (М. Лермонтов), "Кавказский пленник" (Л. Толстой). Выделяют два типа структуры пространства.

Для монотопической структуры пространства характерно описание конкретного места и ближайшей окрестности. Это тип замкнутого пространства.

Для политопической структуры характерны две или более точек локализации событий с расстоянием между ними, которое должно быть измерено и преодолено (далеко – близко, верх – низ, здесь – там).

Рощи пальм и заросли алоэ, Серебристо-матовый ручей, Небо, бесконечно голубое, Небо, золотое от лучей. И чего еще ты хочешь, сердце? Разве счастье – сказка или ложь? Для чего ж соблазнам иноверца Ты себя покорно отдаешь? Разве снова хочешь ты отравы, Хочешь биться в огненном бреду, Разве ты не властно жить, как травы В этом упоительном саду? Политопическая структура стихотворения Н. Гумилева создается совмещением изображения географического открытого пространства (рощи пальм; заросли алоэ; небо, бесконечно голубое) и психологического замкнутого пространства, локализатором которого является изображенный в стихотворении образ сердца. Пространственные позиции повествователя и персонажа могут а) совпадать и б) не совпадать. (См. ниже анализ пространства в рассказе В. Шукшина «Срезал»).

Этапы анализа пространства текста.

Анализ пространственных отношений в художественном произведении предполагает:

1) определение пространственной позиции автора (повествователя) и тех персонажей, чья точка зрения представлена в тексте;

2) выявление характера этих позиций (динамическая – статичная; сверху– снизу, с «птичьего полета» и пр.) в их связи с временной точкой зрения;

 3) определение основных пространственных характеристик произведения (место действия и его изменение, перемещение персонажа, тип пространства и др.);

4) рассмотрение основных пространственных образов произведения;

 5) характеристика речевых средств, выражающих пространственные отношения.

Последнее соответствует всевозможным этапам анализа, составляет основу. Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем.

 Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах:

1) две одновременные ситуации изображаются в произведении как пространственно раздвинутые, соположенные (см., например, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого, «Белую гвардию» М. Булгакова);

 2) пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или Iповествователя) является одновременно и его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть, как статичной, так и подвижной (динамичной): ...Вот и совсем выбрались на волю, переехали мост, поднялись к шлагбауму — и глянула в глаза каменная, пустынная дорога, смутно белеющая и убегающая и бесконечную даль... (И.А. Бунин. Суходол);

3) временному смещению соответствует обычно пространственное смещение (так, переход к настоящему повествователя в «Жизни Арсеньева» И.А. Бунина сопровождается резким смещением пространственной позиции: Целая жизнь прошла с тех пор. Россия, Орел, весна... И вот, Франция, Юг, средиземные зимние дни. Мы... уже давно в чужой стране);

 4) убыстрение времени сопровождается сжатием пространства (см., например, романы Ф.М. Достоевского);

5) замедление времени может сопровождаться расширением пространства, отсюда, например, детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и пр.;

 6) течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Так, в повести А.М. Горького «Детство», в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне дядья разделились... а дед купил себе большой интересный дом на Полевой; Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице;

7) одни и те же средства могут выражать и временные, и пространственные характеристики, см., например: ...обещались писать, никогда не писали, все оборвалось навсегда, началась Россия, ссылки, вода к утру замерзала в ведре, дети росли здоровые, пароход по Енисею бежал ярким июньским днем, и потом был Питер, квартира на Лиговке, толпы людей во дворе Таврического, потом фронт был три года, вагоны, митинги, пайки хлеба, Москва, «Альпийская Коза», потом Гнездниковский, голод, театры, работа в книжной экспедиции... (Ю.Трифонов. Был летний полдень).

Для воплощения мотива движения времени регулярно используются метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы, например: Вырастала уходящая вниз длинная лестница из дней, о которых никак нельзя сказать: «Прожиты». Они проходили вблизи, чуть задевая за плечи, и по ночам... отчетливо видно было: зигзагом шли все одинаковые, плоские ступени (С.Н.Сергеев-Ценский. Бабаев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...

Инновационные формы обучения в освоении категории «времени» и «пространства» в художественном произведении

Инновационное обучение ориентируется на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным ф...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

"Изучение текстов художественных произведений с помощью системы ключевых слов".

Представлена модель целостной интерпретации текста с помощью системы ключевых слов. Имея такую систему слов, учитель может  найти оптимальные пути для анализа  текста и более рационального и...

Обучение анализу текста по рассказу Л. Петрушевской "Страна"

Данный материал можно использовать как на уроке литературы в старших классах при изученни современной литературы, так и на внеклассных занятиях, так как тема, поднимаемая в произведении Л. Петрушевско...

Учебный проект "Времена года. Сравнительно-исторический анализ художественных произведений"

Учебный проект в 9 классе. В проекте представлен сравнительно-исторический анализ картин на тему "Времена года" Питера Брейгеля и Джузеппе Арчимбольдо....