"Изучение текстов художественных произведений с помощью системы ключевых слов".
статья по литературе (5, 6 класс) по теме

Сидорова Наталья Владимровна

Представлена модель целостной интерпретации текста с помощью системы ключевых слов. Имея такую систему слов, учитель может  найти оптимальные пути для анализа  текста и более рационального использования времени на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book-s61 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Наталья Владимировна,

МБОУ «Школа №25» г. Балашиха,

учитель русского языка и литературы.

Изучение текстов художественных произведений с помощью системы ключевых слов.

С точки зрения методики преподавания литературы есть несколько видов анализа текста. Наиболее частые среди них: «вслед за автором», анализ эпизода или фрагмента, по образный  и целостный.

В чистом виде, как правило, каждый из перечисленных видов анализа  в школьной практике не существует, они употребляются в тесном переплетении, и, тем не менее, присутствует доминанта одного из указанных типов.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.  

Проблемами целостного изучения эпических произведении в школе  занимались: Г.И. Беленький, Т.Г. Браже, В.А. Доманский, С.А.Зинин, Е.М. Колокольцев, Л.А. Крылова, В.Г. Маранцман, О.Б. Марьина, И.А. Подругина, Н.М. Свирина, В.Ф. Чертов, М.Г. Качурин, М. Шнеерсон и др.

Наиболее значимым является целостный анализ  художественного текста, теория которого, с нашей точки зрения, наиболее полно  раскрыта в трудах Г.А. Гуковского, Т.А. Браже. Т.А. Браже «Методика целостного изучения эпического произведения в школе». Автор на примере различных по композиции романов излагает общие принципы методики целостного изучения большого прозаического произведения, отмечает особенности разбора, которые зависят от специфики построения каждого, показывает соотношение целостного изучения с другими способами анализа произведения, помогает понять, какое значение имеет система уроков, какова специфика работы над текстом и как осуществить те или иные уровни его анализа.

Г.А. Гуковский в своей книге «Изучение литературного произведения в школе» утверждает, что целостное изучение произведения представляет характеристику всех компонентов текста в их взаимосвязи.

В некоторых случаях нужен не целостный анализ, достаточно осмыслить и охарактеризовать текст для выявления авторского замысла, художественной идеи произведения, идейного содержания текста необходимого для трансформации собственного миропонимания.

При работе над художественным текстом на уроке должны присутствовать, как правило, два взаимосвязанных подхода. С одной стороны, характеристика текста или его анализ (объективный фактор). С другой - интерпретация текста учеником, т.е. текст пропускается через собственное представление (это субъективная сторона явления). С субъективной стороной (с интерпретацией текста) тесно связано нахождение, понимание ключевых слов (опорных слов, слов сигналов), которые могут стать кратчайшим путем для достижения педагогической и методической задачи.

Задача педагога - погрузить учащихся в процесс выстраивания определенного алгоритма по интерпретации художественного текста. Школьнику необходима встреча с живым языком, в котором современность тесно переплетена с историей, и сам он является  общей «питательной средой». В языке хранится многовековой опыт человека, в духовно-нравственных категориях закрепившего свое понимание мира и своего места в нем. Нужно учить ребенка осознавать смысл приобщения к тому целостному пространству, которое и есть художественный текст.

Если на уроках литературы использовать методику семантической реконструкции смыслового пространства художественного текста на основе системы ключевых слов, это активизирует процесс формирования и развития языковой личности школьника, позволит ей реализовать свой творческий и нравственный потенциал.

Освоение учащимися системы ключевых слов художественного текста разворачивает юных читателей в направлении его духовно-нравственной интерпретации, включающей осмысление мировоззренческих установок и автора, и своих собственных.

Каждое слово играет свою особую роль в создании того целостного образа, той целостной картины, на которую направлена работа автора и читателя по созданию и осмыслению текста художественного произведения. В первую очередь «именно ключевые слова формируют те сильные позиции текста, опираясь на которые, можно выйти на осознание духовного смысла произведения. Само понятие «ключевое слово» помогает увидеть в слове ту функцию, которая выводит на общение, но не на уровне сообщения информации, а на уровне восхождения к обретению целостного смысла» [2,48].

Система ключевых слов целостно работает на смысл художественного текста, стараясь как можно более полно выразить его - не явно, но с намеком. Как элементы всякой системы ключевые слова подчинены этой функции текста - сохранению того внутреннего смысла, который не лежит на поверхности фабулы.

Иерархичность ключевых слов предполагает способность этих специальных знаков выводить читателя на различные уровни осмысления роли художественного текста в процессе актуализации читателем своих представлений о жизни, о своем месте в этой жизни. В конечном счете, ключевые слова выводят на различные уровни интерпретации текста. С одной стороны, характеристика текста или его анализ (объективный фактор). С другой - интерпретация текста учеником, т.е. текст пропускается через собственное представление (это субъективная сторона явления).

Система ключевых знаков - это все ключевые слова художественного текста (заголовок, ключевые слова начала и конца текста, имена собственные, те «смысловые вехи», для подчеркивания значимости которых автор использует различные языковые средства, слова, которые формируют представление о содержании текста и настраивают на определенное эмоциональное восприятие). Именно система ключевых слов незаметно для читателя превращает чтение художественного произведения в процесс постижения духовных истин.

Ключевые слова формируют самую заметную сильную позицию художественного текста - слова заголовка занимают особое место не только потому, что обособлены местом расположения. Первое, с чем знакомится читатель при обращении к тексту - это заголовок. Именно он подсказывает характер содержания художественного текста, настраивает восприятие читателя на ту сферу действительности, которая воссоздается в тексте.

Какое ключевое слово текста станет первым «ключом» к духовному пространству художественного текста - этот вопрос связан с индивидуальным творческим процессом. Это может быть слово заголовка, имя героя, повтор какой-либо фразы или слова, противопоставление или сравнение, а может быть слово, отсылающее к другому тексту. Многообразны языковые средства для выражения различных идей. Как бы читатель ни вошел в текст (в его интерпретацию) - через знание этимологии имен или ключевые слова любой сильной позиции - в целостной картине, выстраивающейся как результат восприятия художественного текста, будут присутствовать оттенки смыслов всех ключевых слов-сигналов. В этом проявляется закон целостности художественного произведения - ключевые слова посредством сильной позиции формируют «внутреннюю форму», смысловой стержень текста, его сверхзадачу, а художественная полнота текста, его «внешняя форма» их скрывает, делая процесс чтения интересным и увлекательным.

Только совокупность ключевых слов, их система в конечном итоге работает как ключевая метафора текста, что позволяет ей осуществлять свою основную функцию - перевод читателя из пространства содержания в пространство смысла.

Мы ставили перед собой задачу показать модель (общая схема описания) целостной интерпретации текста с помощью системы ключевых слов. Имея такую систему слов, учитель может  найти оптимальные пути для анализа  текста и более рационального использования времени на уроке.

Модель:

1.Знакомство с текстом.

2.Составление частотного словаря  текста.

3.Выбор существительных, т.к наша работа  построена на основе имен существительных.

4.Выявление среди них ключевых слов.

5.Доказательство  объективности своей интерпретации текста.

Приведем  пример.

Мы знакомимся со стихотворением А.С.Пушкина  «Зимняя дорога». После чтения, беседа о первых впечатлениях, которые оставило произведение. Далее составление ЧС и выбор существительных, на основе которых построена работа. Вот что мы получили.

Имена          

2: Нина;                

Понятийные сферы (ПС)

Человек

Разгулье, тоска (1); ямщик (2);

Тематические группы ПС «Человек»:

Профессия: ямщик (2);

Эмоциональное состояние: разгулье, тоска(1);  

Природа

Глушь, лик [лунный], луна, огонь, полночь, поляна, путь, свет, снег, туман (1);  дорога (2);

Тематические группы ПС «Природа»:

Время: полночь (1);  

Пространство: поляна, путь (1); дорога (2);  

Состояния (явления) природы: глушь, лик [лунный], луна, огонь, свет, снег, туман (1);  

Культура

Верста, круг, песня, тройка [борзая] (1);

Тематические группы ПС «Культура»:

Творчество: песня (1);

Общественная терминология: тройка [борзая] (1);

Геометрические фигуры: круг (1);

Единицы измерения: верста (1);

Вещи

Камин, стрелка, хата (1); колокольчик (2);

Тематические группы ПС «Вещи»:

Жилые постройки: хата (1);

Приспособления: камин, стрелка (1);

Муз. инструменты: колокольчик (2);

Прочее

После получения данных частотного словаря, нам предстоит выявить ключевые слова. Прежде всего, это существительное, встречающееся в заголовке – дорога (2) и имя собственное Нина (2). В тексте есть еще два существительных с высокой частотой употребления: колокольчик, ямщик(2), но можем ли мы называть их ключевыми? Перейдем к интерпретации.

Итак, слово-тема дорога (2) является ключевым в данном стихотворении, об этом мы можем судить по следующим признакам:

-автор выносит его в заголовок;

-в тексте оно употребляется дважды, и автор использует слово путь-синоним слова дорога, что увеличивает частоту применения лексемы до 3;

-углубление информации, которую несет ключевое слово текста, происходит за счет того, что выявленное ключевое слово, обрастает ореолом других слов развивающих идею «дома» слова.

В.М. Жирмунский, в своей работе «Композиция лирического стихотворения» высказал представление о том, что «каждое слово, употребленное поэтом, есть уже тема и может быть развернуто в художественный мотив» [1;4].Возможно, слова: колокольчик и ямщик-это новые темы?

В тексте дважды используется слово колокольчик. Изначально кажется, что колокольчик, его звучание, должно как-то разрядить царящую скуку, но, представьте себе, что «тройка борзая бежит» ,и колокольчики звенят и час, и два, и три……Теперь уже колокольчик своим монотонным звучанием «утомительно гремит» только усиливает тоску от дороги «зимней,  скучной». Использование этого слова вновь в последней строфе говорит о том, что для автора этот путь не кончается и в момент расставания со своим читателем. А мы можем сказать, что слово колокольчик не открывает новую тему, а  лишь развивает уже указанную тему дороги и является ключевым.

Продолжает развитие этой темы и слово ямщик. Ямщик - это «кучер на ямских лошадях» [3;735]. Если в третьей строфе ямщик поет песни «долгие», путь долгий, поэтому и песни выбраны соответствующие. То во втором использовании слова (последняя строфа) ямщик, «дремля смолкнул», утомленный дорогой и  песнями.  Таким образом, слово ямщик тоже продолжает формировать тему дороги.

Эту тему призваны развивать и остальные существительные, употребляющиеся однократно и используемые в первых четырех и в последней строфе. Например, слова: туман, луна, поляна, свет (1строфа) рисуют пространственно-временные рамки происходящих событий, так же можно рассматривать и остальные слова, все они раскрывают тему дороги и позволяют понять авторскую идею, которая прослеживается в описании этого долгого и утомительного пути.

Кажется, этому путешествию не будет конца, автор живет мечтами о том, что будет после того, как он приедет. Здесь в стихотворение входит новое слово  и с ним новая тема, не менее важная, тема дома, ее вносит имя собственное Нина с частотой употребления 2. Имя - уже само по себе всегда сигнал. Биографам так и не удалось установить личность этой женщины, но этимология имени говорит нам, что Нина значит царственная, великая. Видно, что с автором их связывают романтические отношения, и  она очень дорога ему, ведь весь этот путь проделан ради встречи с ней. Её имя в стихотворении связано с домашним теплом, любовью, покоем (камин, стрелка часовая, полночь). И эта тема дома противопоставлена теме дороги. Мечты о домашнем уюте,  времени, проведенном с милой, помогают скоротать время, тянущееся в дороге. Но все это случится только завтра, и реальность вновь возвращает нашего героя обратно. Последняя строфа и, вновь, тема дороги с нашими ключевыми словами: ямщик, колокольчик. «Отуманен лунный лик», может быть уже вечер, может быть сон одолевает путника……

Таким образом, система ключевых слов позволила нам определить  основу смыслового пространства художественного текста и вывела читателя к его целостному осмыслению с помощью метода семантической реконструкции.

Литература

1. Жирмунский В.М. «Композиция лирического стихотворения» - Пг.: Издательство «ОПОЯЗ»,1921.-109с.

2.Кульчицкая Н. Н. Использование системы ключевых слов для интерпретации художественного текста на уроках словесности в целях нравственного воспитания учащихся: дис. канд. педагог. наук. - Орел.,2004.-217с.

3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2009.-736с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...

Некоторые ресурсы эвристического «погружения» в текст художественного произведения

Литературная информация в силу своей специфики призвана дать пищу разуму, воспламенить чувства – и преобразоваться в восприятие, созвучное авторскому замыслу....

Тесты по проверке знаний текстов художественных произведений 10 класс

Проверка знаний текст романа И. С. Тургенева  "Отцы и дети"...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены  для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков  в образ...