Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенности характеров героев, но и отражают основные сюжетные линии произведения, их значимость является одной из особенностей стиля писателя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspressivnye_vozmozhnosti.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Экспрессивные возможности и роль имен собственных

в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Цели занятия:

        1.показать экспрессивные возможности имен собственных в тексте; их роль в создании образов героев литературного произведения, развитии его основных тем;

        2.способствовать развитию навыков исследовательской работы с текстом художественного произведения, толковым словарем;

3. совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Ход урока:

Работу на уроке начинаем с синтаксической разминки:

«Его многие называли Иваном Иванычем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно: одни говорили, что он Иванов, другие звали Васильевым или Андреевым, третьи думали, что он Алексеев… Весь этот Алексеев, Васильев, Андреев, или как хотите, есть какой-то неполный, безликий намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный ее отблеск».

Сколько простых предложений в составе 1-го предложения? Чем выражены главные члены предложения? Что общего в структуре 2 и 3 части?

Составить схему предложения.

Сколько рядов однородных членов в 3-ем предложении?

И.А. Гончаров принадлежит к тем писателям, для которых принципиально важен выбор имени героя. Оно часто является одним из ключевых слов текста и обычно сосредоточивает в себе символические смыслы. В прозе Гончарова имена собственные выступают как важное средство характеристики героев, организуют художественный текст на разных его уровнях, служат ключом к подтексту произведения. Эти особенности стиля писателя можно проследить на примере романа «Обломов», который содержит ряд загадок, связанных с именем персонажей.

        В романе противопоставляются две группы имен собственных:

        1) широко распространенные имена и фамилии со стертой внутренней формой, представляющие собой, по определению самого автора, только «глухое отзвучие» (обращаемся к I тексту);

2) «значащие» имена и фамилии, мотивированность которых обнаруживается в тексте. Наиболее прозрачны «говорящие» фамилии чиновников.

О чем же они говорят?

Затертый → глагол «затереть» в значении «замять дело».

Вытягушин → глагол «вытягивать» в значении «обирать».

Махов → соотносится с фразеологизмом «махнуть на все рукой».

Таким образом, эти фамилии чиновников непосредственно характеризуют их деятельность.

        В эту же группу входит фамилия Тарантьев.

Найти в «Толковом словаре» Даля однокоренные слова.

(Тарантить – говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить).

        Таранта (обл.) – бойкий и резкий говорун.

Подтверждает ли авторская характеристика такую интерпретацию «бойкого и хитрого» героя?

«Движения его были смелы и размашисты; говорил он громко, бойко и всегда сердито; если слушать в некотором отдалении, точно будто три пустые телеги едут по мосту».

        Имя Тарантьева – Михей – обнаруживает литературные связи и отсылает к одному из героев «Мертвых душ» Гоголя.

К кому именно, кто носит это же имя? (Собакевичу)

Прослеживается связь и с фольклорным персонажем, которого очень напоминал тот же Собакевич. (Медведь).

В романе «Обломов» имена собственные объединяются в довольно стройную систему: периферию ее составляют «говорящие» имена, которые даны, как правило, второстепенным персонажам, в центре же имена главных героев. Для этих имен характерна множественность смыслов.

        Фамилия главного героя романа, вынесенная в заглавие, неоднократно привлекала внимание исследователей.

Попробуем и мы провести небольшое исследование, с какими словами соотносится фамилия Обломов и как раскрывается ее смысл.

(Учащиеся самостоятельно называют некоторые слова: обломок, облом, обломать; список слов дополняется с помощью словаря В. Даля).

     

Обломов

Обломок

человек-обломок, неполный, недовоплощенный человек                              

Примечание учителя:  

Есть еще одна интерпретация связи Обломов-обломок. В.Мельник связывает фамилию героя со стихотворением Е.Баратынского «Предрассудок! Он обломок давней правды…».        

облом

все, что не цело, что обломано

обломать

заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив его волю

Облый и  ломать

облый-круглый; объединив значения этих слов, получаем: круг, символизирующий замкнутость, отсутствие развития, статичности, оказывается разорванным (сломанным).

Сон-обломон

Народно - поэтическая метафора: с одной стороны, с образом сна ассоциируется мир русских сказок с присущей ему поэзией; с другой стороны, это «Отломный сон», гибельный для героя.

        Если других вариантов учащиеся больше не предлагают, то работа продолжается с помощью учителя. Задача учеников – уточнить значение слов и выражений.

Подтвердит ли Гончаров наши наблюдения?

Обратимся к тексту романа.

«…(он) радовался, что лежит он, беззаботен, как новорожденный младенец …;

…Я дряблый, ветхий, изношенный кафтан…;

         Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему;

И зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования;

С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что уже гасну… Он … заснул крепким, как камень, сном».

Найти в предложениях слова и выражения, соответствующие нашим наблюдениям.

        Таким образом, в тексте регулярно подчеркивается раннее «погасание» сил духа и отсутствие целостности в характере героя.

        Множественность мотивации фамилии Обломов связана, как видим, с разными смыслами: это, прежде всего, недовоплощенность, проявляющаяся в «обломе» возможного, но нереализовавшегося жизненного пути («Он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще»), отсутствие целостности, круг, отражающий особенности биографического времени героя и повторение «одного и того же, что бывало у дедов и отцов». «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде круга «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема?» - пишет Ю.Ломиц в книге «Гончаров».

        Имя и отчество героя, объединенные повтором, - Илья Ильич – связаны со сквозным для романа образом времени. Течение времени в доме Пшеницыной, как и в Обломовке, сопоставляется с медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает от берега и образует приращение почвы. Этот развернутый образ распространяется и на жизнь Обломова в последней части романа:

        «Но гора осыпалась понемногу, море отступало от берега или приливало к нему, и Обломов мало-помалу входил в прежнюю нормальную свою жизнь».

        Биографическое время оказывается обратимым, и в доме Пшеницыной Илья Ильич вновь возвращается в мир детства – мир Обломовки: конец жизни повторяет ее начало, круг замкнулся:

        «Настоящее и прошлое слилось и перемешалось…»

Какой смысл фамилии героя особенно выделяется в финале романа?

Круг. Но в то же время значимыми оказываются и смыслы, связанные с глаголом ломать (обломать). В «забытом уголке, чуждом движения, борьбы и жизни», Обломов останавливает время, преодолевает его, однако обретенный идеал покоя в свою очередь обламывает крылья его души, погружает его в сон.

        Сравнить:  «У тебя были крылья, да ты отвязал их;

… в нем есть и ума не меньше других, только зарыт, задавлен он всякой дрянью и заснул в праздности».

        Имя героя-Илья-указывает не только на «вечное повторение» (Илья Ильич), но имеет и фольклорно-мифологические корни.

Какие ассоциации в этом плане возникают? (Илья Муромец, Илья-пророк).

Имя соединяет Обломова с миром его предков, сближает его образ с образом былинного богатыря и пророка. Имя Обломова, оказывается, соединяет, оно несет в себе указание как на длительную статику («неподвижный» покой), так и на возможность ее преодоления, обретение спасительного огня, но эта возможность остается нереализованной в судьбе героя. Подтвердите текстом романа:

“… в жизни моей ведь (ни)когда (не)загоралось (ни)какого, (ни)спасительного, (ни)разрушительного огня … Или я (не)понял этой жизни, или она (ни)куда

(не)годится, а лучшего я (ни)чего (не)знал, (не)видал, (ни)кто (не)указал мне его».

  1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Антипод Обломова – Андрей Иванович Штольц.

Контрастными оказываются и их имена, и их фамилии. Противопоставление это носит особый характер: противоположны не сами имена собственные, а порождаемые ими смыслы.

«Детскости», «недовоплощенности», «округлости» Обломова противопоставляется «мужественность» Штольца (Андрей с древнегреческого «мужественный, храбрый»), а кротости, мягкости, «природному золоту» сердца Ильи Ильича – гордость (StOIZ – «гордый») деятельного человека и рационалиста. Гордость Штольца имеет в романе разные проявления: от уверенности в себе и осознания собственной силы воли до экономии сил души. Немецкая же фамилия героя, противопоставленная русской фамилии Обломов, вводит в текст романа оппозицию двух миров: «своего» (русского, патриархального) и «чужого».

        Особое место в системе образов романа занимает Ольга Ильинская (после замужества – Штольц).

Как ее имя подчеркивает внутреннюю связь с Обломовым?

Ильинская – повтор имени Обломова в структуре фамилии героини. По мнению Е.Краснощековой, «в идеальном, замысленном судьбой варианте, Ольга была предназначена Илье Ильичу. Но непреодолимость обстоятельств развела их. Драма человеческой недовоплощенности выявилась в грустном финале судьбой благословленной встречи».

С чем связано, на что указывает изменение фамилии Ольги Ильинская → Штольц?

Это изменение отражает и развитие сюжета романа, и развитие характера героини.

        Устойчивые ассоциации вызывает у читателей и само ее имя. «Миссионерка» (по тонкому замечанию И.Анненского) Ольга носит имя первой русской святой (Ольга → герм. Helge – «находящийся под покровительством божества»; «священный», «вещий»). Как заметил П.А. Флоренский, имя Ольга обнаруживает ряд особенностей характера тех, кто его носит:  «Ольга … крепко стоит на земле. По своей целостности Ольга безостановочна и по-своему прямолинейна … Раз направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающих, ни себя самое».

        В финале романа появляется сын Обломова Андрей Ильич, воспитывающийся в доме Штольца и носящий его имя. Именно за ним будущее.

Прокомментируйте это объединение имен противопоставленных друг другу героев.

Объединение имен служит знаком персонажей и представляемых ими философий.

Итоги урока. Итак, мы убедились, что имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа. Они не только определяют существенные особенности характеров героев, но и отражают основные сюжетные линии произведения; их значимость является одной из особенностей стиля писателя.

Домашнее задание:

        

Ольге Ильинской в романе противопоставлена Агафья Матвеевна Пшеницына.

        1. О чем может рассказать имя героини?

        2. Найти в тексте романа портреты Ольги и Агафьи Матвеевны. Отметьте контрастные детали.

        3. Пшеница в христианской символике – знак возрождения. Когда и почему происходит преображение Агафьи Матвеевны, возрождение ее души?

        4. Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять, что засветилось в ней солнце и померкло навсегда … Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

        Расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

        Найти в тексте ключевые слова, создающие образы света и сияния.

Материалы к уроку.

        I. «Его многие называли Иваном Иванычем другие Иваном Васильевичем третьи Иваном Михайлычем. Фамилию его называли тоже различно одни говорили что он Иванов другие звали Васильевым или Андреевым третьи думали что он Алексеев… Весь этот Алексеев Васильев Андреев или как хотите есть какой-то неполный безликий намек на людскую массу глухое отзвучие неясный ее отблеск».

        II. «(он) радовался, что лежит он, беззаботен как новорожденный младенец …;

…Я дряблый, ветхий, изношенный кафтан; Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему;

        И зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования;

        С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что уже гасну»;

        Он … заснул крепким, как камень, сном.

        III. «в жизни моей ведь (н-)когда (н-)загоралось (н-)какой (н-)спасительного (н-)разрушительного огня … Или я (н-)понял этой жизни или она (н-)куда (н-)годится а лучше я (н-)чего (н-)знал (н-)видал (н-)кто (н-)указал мне его».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые ресурсы эвристического «погружения» в текст художественного произведения

Литературная информация в силу своей специфики призвана дать пищу разуму, воспламенить чувства – и преобразоваться в восприятие, созвучное авторскому замыслу....

Тесты по проверке знаний текстов художественных произведений 10 класс

Проверка знаний текст романа И. С. Тургенева  "Отцы и дети"...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены  для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков  в образ...