Использование Сингапурских техник на уроках географии
статья

Степанова Анна Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл singapurskaya_tehnologiya.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Использование сингапурских техник на уроках географии» (Слайд 1)
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций (Слайд 2)

Цель: ознакомление слушателей с сингапурской технологией и особенностями ее реализации на уроках географии.

Тематика выступлений

  1. Знакомство с сингапурской технологий.  Сингапурская технология и ФГОС.
  2. Обучающие структуры сингапурской технологии.
  3. Как организовать урок на основе сингапурской технологии.
  4. Возможные затруднения учителя при организации урока на основе сингапурской технологии

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с Вами все являемся представителями разных педагогических коллективов, но сегодня нас объединил методический семинар.

В последние годы я и думаю что, многие учителя, столкнулась с проблемами:(Слайд 3)

1. низкая мотивация к учебной деятельности

2. многие мои ученики не испытывают потребность в общении со взрослыми и друг другом, не умеют сотрудничать, не умеют слушать собеседника, не умеют излагать свои мысли.

Это результат дефицита внимания и общения с родителями, замены книг телевизором и компьютером, а также телефонами, даже на перемене многие из ребят не общаются друг с другом, а «сидят» в телефоне.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, неуспешным, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Поэтому формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьников является актуальной проблемой.

Как решить создавшуюся проблему?...Какими средства? ….Какие методы, технологии формирования использовать?... Как активизировать ….?

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения детей.

Находясь в таком поиске, я много читала форумов учителей, смотрела мастер-классы видео уроки, вебинары, изучала различный материал, ну и конечно , же применяла все на практике.

Поэтому выбор темы «Использование сингапурских техник на уроках географии» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках. (Слайд 4)

Для меня Сингапурская технология обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. Это кооперативное обучение, которое предполагает работу в группах, где:

А) Собраны ученики разного уровня успеваемости (отличник, ударник, троечник,  и ученики с низкой успеваемостью);

Б) Ученики по очереди играют роли, функционал которых прописывается учителем.

Ведущая педагогическая идея– учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Главная цель, которую я поставила, начиная работать над опытом – это совершенствование коммуникативной компетенции и активизация речемыслительной деятельности учащихся. (даже самые молчаливые учащиеся включались в деятельность на уроках).

В своей практике, для достижения поставленных целей и задач я использую такие обучающие структуры, как Конэрс, Хай-файв, Раунд Робин, Мик ПэаШэа, СтеЗе класс, Тим ЧирМИКС-ФРИЗ-ГРУП , МИКС ПЭА ШЭА, КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД, СТЁ ЗЕ КЛАСС, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН,  ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, РАУНД ТЭЙБЛ (Слайд 5)

Я познакомлю вас с некоторыми структурами сингапурской технологии обучения.

(Слайд 6)

При обучении по сингапурской методике дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.

1. Структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Парты должны отходить лучами от учительского стола, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Учитель, ведя урок, делает объявления: «Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Каждый ребенок имеет свой номер в команде.

Фрагмент урока: организационный момент.

Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

(Слайд 7)

2. Структура ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Учитель делает хлопок, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.

(Слайд 8)

3. ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» - структура знакомства с классом и получения информации. Когда на заданный вопрос, в качестве положительного ответа ученики встают, те, кто не согласен, продолжают сидеть.

(Слайд 9)

4. МИКС-ФРИЗ-ГРУП - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

Например:

Тихо встали, задвинули стульчики, вышли.(Включаю музыку -дети смешивают под музыку ,останавливаю ,-замирают ,спрашиваю- дети образуют пару.

- Сколько стран граничат с Россией только морским путем?(2)

- Сколько человек было президентами РФ (3)

Спасибо! Тихо сели на свои места. Поблагодарите друг друга.

(Слад 10)

5. ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

(Слайд 11)

6. КОНЭРС - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и доказывают свой выбор.

Например:

(Слайд 11-12)

7. ПЛЕЙСМЭТ-КОНСЕНСУС- «карта» согласия» - генерирование идей, принятие командного решения.

1. Учитель задает тему;

2. Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа;

3. Ученики по очереди обмениваются своими идеями;

5. Ученики продолжают до тех пор, пока не поделятся своими идеями;

4. Если вся команда приходит к консенсусу (большой палец вверх), один ученик записывает эту идею в квадрат в центре листа, Идея записанная к квадрат, является решение всей команды.

Например:

  1. Минеральные ресурсы;
  1. Горные породы, исчерпаемые, полезные ископаемые, земная кора, магматические, гранит, используются в хозяйстве, песок и др.
  1. Минеральные ресурсы – полезные ископаемые, которые образуются в земной коре. Они могут быть разными по происхождению.(магматическими, осадочными, метаморфическими).

(Слайд 13-15)

8. ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН – «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

Записываем слова в своей команде. В группах по очереди (партнер № 1 начинает) зачитывает свои названия городов-миллионеров России. Если у кого то из вашей команды нет этого города, то записываем под чертой нумеруем. Если слово есть, то ставим галочку. Следующие читают только те слова, которые не прозвучали.1 минута. Теперь в каждой команде получился общий список слов.

Зачитывание слов. Слова зачитывает та команда у которой больше слов. Попросим партнера №1 зачитать слова. Другая команда записывает слова под чертой. Если у другой команды есть дополнения, то зачитываются их слова.

. У вас было задействовано 3 типа восприятия информации - слуховая, зрительная и письменная.

(Слайд 16)

9. СТЁ ЗЕ КЛАСС - перемешать класс (собрать больше идей и точек зрения).

Пример:

Ваша цель записать как можно больше названий морей, омывающих Россию.

1.У вас 1 минута, чтобы подумать и записать. Слова записываются столбиком, нумеруются, и чертится горизонтальная линия. Начинаем.

Минута истекла, заканчиваем и чертим линию.

2.Давайте теперь расширим свои списки. Встаньте со своих мест, найдите пару не со своего стола, и дополните свои списки. У вас 1 минута. Время вышло, занимаем свои места. Чертим линию.

(Слайд 17)

10. ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. Можно использовать на этапе актуализация знаний.

Например:
- Что мы изучали на прошлом уроке?  Начинает тот, кто выше ростом или у кого длиннее волосы.

(Слайд 18)

11. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР  - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Обучающие структуры можно использовать на всех этапах урока. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, детям интересно.

Оценивание на уроках с использованием обучающих структур

Сингапурской технологии

Следует отметить, что обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность учащихся.

Для рефлексии можно использовать так называемые «чиры» - специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.

(Слайд 19)

«Цветные поля». Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

Алгоритм:

1. Ученик, выполняя письменную работу

2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,

желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»

Систематическая работа с применением сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты:

-учащиеся проявляют больше самостоятельности;

-начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;

-возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной части;

-учащиеся уходят от заучивания, осознано воспринимают информацию.

Таким образом, используя выше приведённую технологию, можно решить вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и ряд вопросов по реализации ФГОС

(Слайд 20)

Рефлексия. Технология «3-2-1»  для учителей

Назовите:

3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали;

2 элемента, которые вы планируете использовать на своих уроках;

1 комментарий или вопрос, возникший сегодня.

(Слайд 19)

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт помогает нам остановиться и поразмышлять о том, почему у нас появился такой опыт.

Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование арт-техник на уроках ИЗО

В разработке представлены арт-терапевтические упражнения для групповых занятий и для самостоятельного выполнения учащимися....

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания.

Презентация к мастер-классу "Использование интерактивных техник на уроках истории и обществознания"....

Использование сингапурской методики на уроках английского языка

В данном материале представлены некоторые элементы использования сингапурской методики на уроках иностранного языка...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...