"Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС"
статья

Рябцева Антонина Прокофьевна

«Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС»

(обобщение опыта, РМО учителей физики и астрономии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п.свх. Агроном

«Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС»

(обобщение опыта, РМО учителей физики и астрономии) 

Подготовила и провела учитель физики

высшей квалификационной категории

Рябцева Антонина Прокофьевна

Август, 2021г

«Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС»

"Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает" Георг Зиммель

              Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Появление теоретических работ по проблемному обучению в середине 70-х годов привело к тому, что учителя стали активнее использовать его в своей практике. Высокий уровень преподавания в Российской школе достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение.

                  У истоков этого метода стояли Мирза Исмаилович Махмутов, Инна Александровна Ильницкая, Алексей Михайлович Матюшкин. Вклад этих ученых в исследование проблемного обучения неоценим. Сегодня мы являемся свидетелями и участниками закономерного процесса, когда постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний, а набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, это всерьез и надолго.

                      Проблемным, эти авторы, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения.     Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их  осознанного применения, предполагающего теоретическое обоснование практических действий, с одной стороны, и практическое приложение законов и правил - с другой. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.

                          Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников привели педагогов к идее проблемного обучения. Ставить перед учащимися познавательные проблемы правомерно тогда, когда для их решения дети располагают необходимыми знаниями или опытом.     Необходимо отметить, наконец, что при проблемном подходе к обучению ни в какой мере нельзя умалять ведущую роль учителя на любом уроке. Самостоятельность мышления, практических и умственных действий учащихся успешно развивается только в том случае, если познавательной деятельностью детей постоянно, последовательно и умело руководит учитель.

                              В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учащихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.    Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся  на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

                        Психологический смысл такой организации заключается в том, что учащиеся при знакомстве с новым материалом не получают от учителя готовых знаний (если дело не идёт о сообщении фактического материала), но ставятся им перед некоторой проблемной ситуацией. Решая вопросы, возникающие в связи с этой проблемой, учащиеся должны как бы самостоятельно "открыть" знания, запланированные программой.

                             Первым условием проблемного обучения является ясная постановка перед учащимися определённой учебной задачи. Этим достигается осознанное отношение учащихся к трудностям, возникшим перед ними, а вместе с этим осознание цели ближайшей учебной деятельности; таким образом, создаются необходимые условия для возникновения целенаправленной мыслительной деятельности.

                      Как показали исследования, важна не только постановка проблемы, но и форма такой постановки. Очень важно убедить при этом учащихся в важности этой проблемы для приобретения системы знаний. Важно так или иначе заинтересовать учащихся этим вопросом, мобилизовать их активность, ибо простое понимание цели  урока само по себе может не вызвать волевых и эмоциональных усилий школьников. Наиболее активизирует процесс учения создание положительной мотивации у учащихся, главным образом мотивации, связанной с преодолением тех трудностей, источники которых заключаются в ситуациях, переживаемых или пережитых учеником в реальной жизни. Школьные знания воспринимаются учащимися в этом случае через призму реальных жизненных отношений.

                         Проблемное обучение предполагает такое построение учебного процесса, при котором умственная активность и интерес школьника поддерживаются в течение всего хода урока. Прямого ответа на свой вопрос учитель не даёт, а вызывает учащихся на догадки (гипотезы), что является необходимой начальной фазой размышления. Ошибочные гипотезы учащихся учитель не просто отвергает, а доказывает классу их ошибочность. Благодаря тому, что перед учащимися в течение урока ставятся всё новые и новые посильные для них задачи и учитель даёт возможность ученикам подумать над их решением, активность мысли учащихся не ослабевает. Если при этом учитель не только сообщает ученикам новые знания, но и обучает их рациональным приёмам и методам умственной работы (как при "добывании" новых знаний, так и при применении знаний на практике), то можно с уверенностью сказать, что в результате достигаются обе цели развивающего обучения: расширение "фонда знаний" и выработка необходимых для развитого мышления умственных приёмов, интеллектуальных умений и навыков.

                             В результате правильно организованного и рационально построенного процесса усвоения учащиеся овладевают системой знаний, отражающей реальные связи и зависимости предметов и явлений действительности, овладевают материалом на уровне обобщённого понятийного мышления.

     Приведём методические приёмы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

  • отбор самых актуальных сущностных задач;
  •  определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка. 

                      Проблемное изучение физических явлений. При этом можно наметить такую ориентировочную схему: а) наблюдение явления; б) выявление характерных особенностей явления; в) установление связи между данным явлением и другими, ранее изученными явлениями, объяснение природы этой связи; г) введение новых физических величин и констант, характеризующих изучаемое явление; д) установление количественных закономерностей, касающихся рассматриваемого явления; е) рассмотрение способов практического применения явления для объяснения принципов действия технических установок, при решении задач, выполнении лабораторных, практических работ и т. п.

Приведу примеры простых проблемных ситуаций: 

                      Тема «Строение вещества» Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство, вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, насколько мала эта частица. 

Проблемная ситуация: Почему вода в водоемах не промерзает полностью? Почему возможна зимняя рыбалка? 

 Получаю ответы: 1. Вода начинает замерзать с верхнего слоя, и образовавшаяся корка льда работает своеобразной «шапкой», защищая нижние слои воды от низких температур. 2. Лед легче воды. Это объясняется его меньшей плотностью. А плотность льда меньше, чем плотность воды потому, что лед содержит в себе пузырьки воздуха, 3. Даже если исключить вмерзание в него пузырьков, лед имеет иную молекулярную структуру, которой объясняется его меньшая плотность.

                  При изучении «Силы трения» предлагается:

1. Положить круглый карандаш на наклонно размещенную книгу: сначала вдоль книги, а затем поперек нее. Объяснить, в каком случае имеет место трение качения, а в каком — трение скольжения или трение покоя. Какая сила трения наибольшая? Наименьшая?

 2. Привести в движение с помощью линейки тетрадь так, чтобы она двигалась приблизительно равномерно. То же самое проделать, подложив под тетрадь два круглых карандаша. В каком случае имеет место трение скольжения, а в каком — трение качения? Сравнить величины этих сил.

 3. Сравнить величины сил трения скольжения для случаев, когда с помощью линейки приводится в движение тетрадь без груза и с грузом. По величине деформации линейки сделать вывод о величинах сил трения в обоих случаях.

4. Тянуть по столу с помощью резинки два бруска: один раз — связанные между собой нитью, второй раз — положенные друг на друга. Будет ли одинаково растягиваться резинка в обоих случаях? Почему?

5. Сделать общие выводы: а) от чего зависит величина силы трения скольжения; б) как соотносятся между собой разные виды силы трения

                  Тема «Влажность». Перед объяснением темы можно задать вопрос о том, что обучающиеся понимают под влажностью. Чаще всего первый ответ неверный (содержание воды в воздухе). При таком ответе можно создать проблему с бессмысленным результатом (рассмотреть сезон дождей в тропиках). Сплошная вода ( = 100%) не может быть атмосферой – воздухом. У учащихся четко откладывается в голове смысл влажности воздуха. На этапе закрепления можно зачитать рассказ о сухих дождях, об огромных листьях бананов или листьях-колючках. Или задать вопрос о кошках и собаках – почему носы бывают сухие и мокрые? О чем можно узнать по носу животного?

 Проблемная ситуация: На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресноводных озёрах имеет осадку 3 метра. Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера? Заодно решите и такую задачу: где не умеющий плавать человек может утонуть скорее - в земном озере или в нашем воображаемом лунном? Получаю ответы учащихся. Решение проблемной ситуации: На Луне пароход станет в 6 раз легче, но и вода тоже! Если вспомните закон Архимеда, то поймёте, что осадка парохода останется прежней - 3 метра. Для пловца также ничего не изменится. Утонуть и здесь и там одинаково легко.

                             Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше? Проблемная ситуация: Как изменяется сопротивление?  Решение проблемной ситуации: U=J*R. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому, гирлянда будет гореть ярче.

Проблемная ситуация:  Ребёнок сидит на заднем сиденье автомобиля и держит на нитке воздушный шарик, заполненный гелием. Что произойдет с шариком при ускорении машины вперёд: а) сдвинется вперед? б) отлетит назад? в) останется на том же месте? Решение проблемной ситуации: Сдвинется вперёд. Силы инерции в машине отклоняют тела назад, но также и сжимают воздух в задней части закрытого автомобиля. Это увеличенное воздушное давление отталкивает шарик вперед. По подобным причинам, когда авто движется по кругу, воздушный шарик наклоняется в сторону центра.

     При изучении темы «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» Проблемная ситуация: как зависит давление жидкости от высоты, формы сосуда, рода жидкости. Решается данная проблема с помощью эксперимента, обобщаются ответы и делаются выводы. 

При изучении темы «Закон сохранения механической энергии».  

Мяч падает свободно и бросается с одной и той же высоты. Проблемная ситуация: почему после удара о пол мяч поднимается на разную высоту?  Данная проблемная ситуация решается экспериментально. Обобщаются ответы обучающихся и делается вывод, решается данная проблемная ситуация.

 Заключение:  Проблемное обучение помогает реализовать цели и задачи программы ФГОС по физике, такие как овладение, умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность

естественнонаучной информации. На современном этапе развития образования возникла необходимость его технологизации. Это связано, прежде всего, с введением стандартов образования, изменением условий функционирования системы образования в целом, корректировкой потребностей общества по поводу качества образования.

                                   Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения физики как основной, фундаментальной естественнонаучной дисциплины в профобразовании. Проблемное обучение предусматривает представление содержания учебного материала в виде цепи проблемных ситуаций. Проанализировав технологию внедрения проблемного обучения, предлагаю следующую структуру проблемного обучения, отличающуюся простотой и

доступностью для практического применения:

актуализация опорных знаний;

возникновение проблемной ситуации;

осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

нахождение способа решения путем догадки или выдвижения

гипотезы;

доказательство гипотезы или догадки;

проверка правильности решения проблемы;

                   Активная деятельность обучающегося в процессе обучения, организованном как проблемное, несомненно, активизирует его познавательную сферу. Познавательный интерес личности направлен на процесс и результат познания. В познавательный процесс включаются волевые процессы личности, которые способствуют организации деятельности, реализации её этапов и завершения. Интерес выступает в роли мотива обучения. Что может вызывать у обучающихся интерес в процессе учебной деятельности? Это и само содержание учебного материала, и процесс приобретения знаний. А процесс приобретения знаний благодаря внедрению технологии проблемного обучения становится увлекательным. 

                      Отражённые моменты активизации, незаметно для самих учащихся, ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко. Труднее удержать интерес к работе, сделать его достаточно стойким. Поддерживая интерес ко всем предметам различными приёмами, надо его воспитывать постепенно: сначала - как интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы, чтобы он потом перерастал в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.                        

                              Проблемное обучение – это развивающее обучение. Решение проблемных вопросов учащимися приводит к продуктивной деятельности, а продуктивная деятельность – это творчество. Это использование и применение уже им известного в новых ситуациях, либо конструирование нового способа деятельности на основе имеющихся знаний. Интересная, значимая для учащихся проблема должна быть решена, а чаще всего это не типовая задача и не типовое решение. Решение таких задач – проблем приводит к развитию мышления.

                              Физика - это один из немногих школьных предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания–от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов. Не прожитое деятельностно знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде»: все (или почти все) знания и умения учащиеся должны добывать в процессе их личного труда - индивидуального или в малых группах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС Рябцева Антонина Прокофьевна , у читель физики, МБОУ СОШ п. свх . Агроном

Слайд 2

"Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает" Георг Зиммель

Слайд 3

Обоснование В настоящее время, в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и гармонично развитой личности, а также, развитии интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей, усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности.

Слайд 4

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь». Переход на ФГОС в обучении является одним из путей реформирования образования в целом . Одним из путей перехода на ФГОС я считаю применение на уроках различных педагогических технологий. Я применяю на своих уроках технологию проблемного обучения.

Слайд 5

Технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Слайд 6

Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения - это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (СУД)

Слайд 7

Концептуальные основы проблемного обучения Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других предметов. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым , Р.И. Малафеевым, А.В. Усовой, И.Я. Лернером , И.Г. Дайри , Д.В. Вилькеевым , В. Оконь . Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова.

Слайд 8

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ? Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно- воспитатальным целям школы». Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского . Махмутов М.И. даёт такое определение проблемного обучения: "Проблемное обучение это новая система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т. п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т. п.)"

Слайд 9

Особенности содержания Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Логика научных знаний представляет логику проблемных ситуаций. Наиболее оптимальная структура материала вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций (который и называется проблемным обучением).

Слайд 10

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский .

Слайд 12

Виды проблемных ситуаций Проблемные ситуации различают: - по интересности (мотивации) содержания - по характеру неизвестного Х - по уровню проблемности - по виду рассогласования информации - по методическим особенностям - по типу действий, требующихся для решения

Слайд 13

Технологический цикл проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) 1 этап - постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребёнка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители 2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую 3 этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий 4 этап - «ага – реакция» 5 этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта 6 этап - отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения

Слайд 14

Этапы проблемного урока Первое звено творчества Второе звено творчества Третье звено творчества Четвертое звено творчества Поиск решения Реализация продукта Выражение решения Постановка проблемы

Слайд 15

Методические приёмы создания проблемных ситуаций - учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения - сталкивает противоречия практической деятельности - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций - побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставлять факты - ставит конкретные вопросы -определяет проблемные теоретические и практические задания - формулирует проблемные задачи

Слайд 16

Условия успешной реализации технологии проблемного обучения - построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа-средств) - отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем) - учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы - личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка (исключительное значение)

Слайд 17

Разновидности технологии проблемного обучения

Слайд 18

Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов: 1) организация проблемной ситуации; 2) выдвижение гипотезы; 3) ее аргументация; 4) выводы.

Слайд 19

Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Решение проблемы Проблема, решение неизвестного Новые ЗУН, СУД Психологическая проблемная ситуация Новые ЗУН, развитые СУД Учитель Ученик Поиск Анализ Технологическая схема проблемного обучения

Слайд 20

Результативность применения технологии проблемного обучения на уроках физики - повышение качества обучения через применение различных проблемных ситуаций - осуществление дифференцированного подхода - работа учителя в профильных классах - возможность варьирования при выборе заданий для учащихся - контроль за работой учащихся и отслеживание работы учащихся в течение какого - либо периода, дальнейшее развитие детей в этом направлении - возможность развития детей с творческим потенциалом - подготовка к ЕГЭ

Слайд 21

Технология проблемного обучения на моих уроках позволяет - составлять план работы по изучаемой проблеме (совместный план работы с учащимися, индивидуальный план работы учащихся) - предсказывать результаты деятельности с большей точностью - не просто рассматривать изучаемый материал, а активно задействовать в этом учащихся - анализировать успехи и ошибки в работе учащихся - анализировать собственную работу и учитывать все свои предложения и замечания в своей будущей работе по данной проблеме - быть помощником, сотрудником для детей

Слайд 22

Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами: - столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; - созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям; - побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.

Слайд 24

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

Слайд 25

Пути , которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:

Слайд 26

Проблемное обучение является одним из методов, позволяющим развить в учащихся навыки самостоятельного мышления, активизирующим мыслительную деятельность учащихся, развивающим познавательный интерес.

Слайд 27

Проблема Задание Задача Эксперимент Практический вопрос Теоретический вопрос Многоуровневая проблемная ситуация

Слайд 28

Проблемная ситуация: Почему вода в водоемах не промерзает полностью? Почему возможна зимняя рыбалка?

Слайд 29

Тема «Сила трения» Начинаю повествование: «Ребята, всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий стоило нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять! Это заставляет признать, что обычно земля, по которой мы ходим, обладает драгоценным свойством, благодаря которому мы сохраняем равновесие без особых усилий. Та же мысль у нас возникает, когда мы едем на велосипеде по скользкой мостовой». О каком драгоценном свойстве земли идет речь?

Слайд 30

Разговор о существовании различных видов силы трения продолжаю с помощью фронтального эксперимента: два шарика из пластилина одинаковой массы одновременно выпускаются из рук. Один из них движется в воздухе, а другой – в мензурке с жидкостью. Какие выводы можно сделать из данного опыта? Итак, проблемная ситуация создана: школьники лоб в лоб столкнулись с противоречием и испытывают острое чувство удивления или затруднения.

Слайд 31

Урок физики по теме «Инерция». Предлагаю детям представить движущийся поезд метро. В вагоне стоите вы и бросаете мяч вертикально вверх. Куда упадет мяч? Посыпались ответы учащихся: передо мной, на пол сзади меня, прямо мне в руки. Далее ребятам говорю: «Итак, сколько же разных мнений у нас в классе?» - много мнений. «Значит, какой вопрос возникает?» - кто из нас прав, куда упадет мяч? Ответы учащихся

Слайд 32

Еще несколько проблемных ситуаций Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными явлениями и в большинстве случаев можете предсказать, чем они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события: - если капнуть каплю краски в стакан с водой, то… - если открыть флакон с духами, то… - если нагреть лёд, то… - если сильно сжать два кусочка пластилина, то… - если капнуть каплю масла на воду, то… - если опустить термометр в горячую воду, то… Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определёнными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах.

Слайд 33

Проблемная ситуация: Как изменяется сопротивление? Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?

Слайд 34

Проблемная ситуация: Ребёнок сидит на заднем сиденье автомобиля и держит на нитке воздушный шарик, заполненный гелием. Что произойдет с шариком при ускорении машины вперёд: а) сдвинется вперед? б) отлетит назад? в) останется на том же месте?

Слайд 35

При изучении темы «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда» Проблемная ситуация: как зависит давление жидкости от высоты, формы сосуда, рода жидкости.

Слайд 36

При изучении темы «Закон сохранения механической энергии». Мяч падает свободно и бросается с одной и той же высоты. Проблемная ситуация: почему после удара о пол мяч поднимается на разную высоту? Данная проблемная ситуация решается экспериментально. Обобщаются ответы обучающихся и делается вывод, решается данная проблемная ситуация.

Слайд 37

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Только тогда они поймут структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учёбе их будет захватывать сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставит удовольствие

Слайд 38

Результаты Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения.

Слайд 39

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Презентация к Педсовету" Современные педагогические технологии Как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамо...

Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС

Технологизация процесса обучения на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, связанных с содержанием образовательного процесса. В публикации рассмотрены вопросы:- почему именно сейчас так важн...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

Проблемно-диалогическое обучение в рамках реализации ФГОС на уроках математики

Выступление на заседании учителей творческой группы естественно-математического цикла...