Педагогические подходы к обеспечению ФГОС на уроках истории.
статья

Дремина Екатерина Владимировна

В материале представлены активные методы и приемы обучения на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические подходы к обеспечению ФГОС на уроках истории.

Учитель истории МОУ «Татауровская СОШ »

                                                                                                                                            Дремина Е. В.

                Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в   том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной чей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного (ставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта ывают на реальные виды деятельности.

К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: 1жается уровень мотивации учащихся к изучению предметов.

Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, швать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? эоцессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. В новых Стандартах эмулированы требования к современному учителю: ервых, это профессионал, который:

демонстрирует универсальные и предметные способы действий  инициирует действия учащихся

  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта которых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

эетьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

тому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из ателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе азования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации оты на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса

: реализации новых стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка, демонстрировать ему, что школьные занятия и уроки - это неполучение знаний, а наоборот - бходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее менения в реальной жизни.

Очень важная роль отводиться самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий но именно на данном этапе учитель, высказывая добрые пожелания детям, формирует пожительную эмоциональную направленность. Создание доброжелательной обстановки достигается следующими методами: можно начать урок с эпиграфа, стихов, девиза («С малой удачи начинается большой успех»); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на ; можно «отправится в экспедицию», и достигнуть цели нам помогут не только уже [обретенные знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке, командный дух.

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе использую различные методы обучения: словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, >смотр видеоматериалов, прослушивание песен и т.д.)

Технологий для реализаций ФГОС огромное количество. Собственный опыт двухлетней работы по С ООО показывает эффективность реализации деятельностного подхода при применении тощих технологий, форм и приёмов деятельности учащихся: игровые технологии, которые способствуют повышению качества знаний учащихся, шяют сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся, формируют интерес к лету. На своих уроках часто использую игры: «Конкурс экскурсоводов», «Турнир знатоков», 3 лишний», «Найди отличия», «Фестиваль презентаций по теме», «Крылатые выражения», сетка», «Ассоциации», «Отгадай героя», предлагаю разгадать ребусы.

Для формирования навыков продуктивного чтения и выработки умения выделять главное в рмации использую такие игры:

«Три предложения»: изложи «главное в трёх простых предложениях»;

«Вопрос-ответ»: в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к пройденной теме и задать вопросы адресно. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке;

«Найди отличия (сходства)»;

«Найди ошибки в тексте».        у.

 проектная технология, суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний;

информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) способны стимулировать познавательный интерес к предметам, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников;

групповые технологии, которые вызывают большой интерес учащихся, где

задача каждого учащегося состоит познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;

кейс-технология - это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Разноуровневое обучение даёт возможность помогать слабому ученику, давать

более сложные задания сильному, что помогает реализовывать желание более подготовленных ребят быстрее и глубже продвигаться в образовании. Для сильных - это утверждение в своих способностях, для слабых - возможность испытать учебный успех, что повышает мотивацию к учению.

' Исследовательские методы, позволяют учащимся развивать самостоятельность в получении знаний, изучать проблему и предлагать пути решения. Такой подход помогает расширять кругозор и формирует мировоззрение.

 Здоровьесберегающне технологии позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий. Применяя данную технологию, учитель может чередовать мыслительную деятельность с ТСО, выделять время на самостоятельную работу.

^ Приём «Синквэйн» позволяет резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких кратких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

' Приём «КУБИК БЛУМА»

Американский педагог и психолог Бенджамин Блум является автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», Придумай», «Поделись».

Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному Материалу по той грани, на которую он выпадет.

Например, по параграфу «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» были заданы такие вопросы:

  • Объясни, почему на столбе было изображение, где бог Шамаш передает Хаммурапи жезл.
  • Предложи своё название параграфа.
  • Назови основные законы Хаммурапи.
  • Придумай рассказ по иллюстрации на стр. 69 учебника А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира»
  • Почему Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
  • Поделись своими мыслями о прочитанном.

Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобгцающих роках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.

Технология развития критического мышления строится по схеме: “Вызов” - “Осмысление” - ‘Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Функции стадии “Вызова”:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМ учитель может использовать следующие приемы:

  1. “Кластер”.
  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  3. Таблица “Знаю-хочу знать - узнал”.
  4. “Дерево предсказаний”.
  5. «Ромашка Блума»
  6. “Верные и неверные утверждения”.
  7. “Верите ли вы?”.
  8. “Корзина идей”.
  9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
  10. “Синквейн”

Чтоб уроки истории и обществознания был интересны и более продуктивны, деятельность учащихся разнообразить. Например:

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы рисунка

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализ; и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок - характеристик исторических личностей УРабота с исторической картой.

Анализ исторических источников (документов).

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.

   Рецензия на ответ товарища.

   Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

   Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

   Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки. Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, иентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, алитической работы, а учителю - успешно подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

 Прием “Кластер” (гроздья) - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в ределенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить гонять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником жстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

блица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на адии “Вызова” - это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить веты при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы - э проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

от прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме [формацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для туализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с 'Следующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения юнтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все (едлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без рректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик ючу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только оими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске | конца занятия.

стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый олбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Прием “Дерево предсказаний”.

гот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, шести, тексте.

равила работы с данным приемом: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по (ум направлениям - “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья - (основание этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

'Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса, нош образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и (спроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что...?", юли я правильно понял, то ...?", "Я могу ошибаться, но. по-моему, вы сказали о ...?". Целью этих (просов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно >го, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в (общении, но подразумевающейся.

нтерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и авлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью еют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой, овательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент стоятельности.

ворческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы вности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы ете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

ценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных [тий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от ого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

рактические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между ией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной [и можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

:тадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, ‘используя риал учебника или других источников информации.

ем “Верные и неверные высказывания”.

зающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в нейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.

ем - Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

гель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на е таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), : согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется ой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

(ем “Корзина идей”

прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока, позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске :но нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе от об изучаемой теме.

:ен информацией проводится по следующей процедуре:

щается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

"начала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной элеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

1атем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом ;стным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение жно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся цставления, по поводу чего возникли разногласия.

(алее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ее сказанного (составляется список идей).

;се сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), :е если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, ятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка ты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

ice ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

рием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

э ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной юледовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, сширяя материал.

рием “Написание синквейна”.

переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, >торое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких лражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по шому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить шквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется эвый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой :мы равила написания синквейна:

а первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

'а второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

[а третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме инквейна.

[а четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с омощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое ыражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Госледняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет ыразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, моциональной.

I случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для >аботы на следующем этапе - этапе получения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории.

Выступление на НПК учителей истории и обществознания. Современные условия преподносят трудности в осуществлении патриотического воспитания. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается...

Дифференцированный подход при обучении школьников на уроках истории.

В данной статье делается попытка разрешения проблемы дифференцированного подхода в обучении школьников на уроках истории....

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Презентация рассказывает о работе учителя в рамках системно-деятельностного подхода. ...

Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

"Использование­ мультимеди­йных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга ­" Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно ст...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...