Доклад: «Дистанционная форма обучения. Преимущества и проблемы».
учебно-методический материал

Видюлина Светлана Викторовна

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство просвещения России рекомендовало школам  перейти в марте месяце 2020 года на дистанционную форму обучения на период действия ограничений.

Многих учителей напугала такая перспектива, они  просто были не готовы к  переменам: недостаточно опыта, нехватка технического оснащения и т. п.  Однако собравшись с мыслями,  учителя быстро перестроились на новый формат обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: «Дистанционная форма обучения. Преимущества и проблемы».

Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 28 Видюлиной С.В.

         Дистанционное обучение (ДО)  – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности учителя и ученика.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции и защиты здоровья детей Министерство просвещения России рекомендовало школам  перейти в марте месяце 2020 года на дистанционную форму обучения на период действия ограничений.

Многих учителей напугала такая перспектива, они  просто были не готовы к  переменам: недостаточно опыта, нехватка технического оснащения и т. п.  Однако собравшись с мыслями,  учителя быстро перестроились на новый формат обучения.  Я, как учитель с педагогическим  стажем более 20 лет, начала  свое самообразование в этом направлении: подключила  все свои знания и опыт, прошла курсы повышения квалификации по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС».

 Немаловажным помощником учителю служит интернет, ведь  в настоящее время существует огромный набор инструментов и образовательного контента, которые помогут педагогу в вопросе организации дистанционного обучения. Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а учителю – корректировать и контролировать его работу.

Дистанционный учитель — автор урока. Он проводит подготовительную работу по созданию учебного образовательного ресурса. Цель дистанционного урока: освоение учебных программ с использованием дистанционных технологий, с целью формирования у учащихся навыков творческого, критического мышления, самостоятельности в организации и регулировании собственной деятельности, развитии уровня ИКТ- компетентности. В процессе обучения учащийся приобретает навык самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии.

Виды дистанционных уроков:

  1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
  2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI (чередование аудио и видео материала).
  3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ (мгновенный обмен текстовыми сообщениями).
  4. Дистанционно тестирование и самооценка знаний.
  5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
  1. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Она характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Это, по сути, представляет собой не только средство общения, но средство совместной работы.
  2. Асинхронная телеконференции. Выступления участников публикуются в интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

Что же нужно знать учителю при переходе на дистанционное обучение:

          1.Психологически и технически подготовиться. Настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими заданий, которые вы дадите им дистанционно.

2. Пересмотрите свою рабочую программу (определитесь, какие темы из оставшихся необходимо в обязательном порядке изучить; какой материал необходимо повторить; какие умения и навыки у учеников необходимо отработать), значит необходимо внести изменения в  календарно-тематическое планирование с учетом применения дистанционных образовательных технологий. При корректировке рабочей программы, нужно обратить внимание  на сохранение перечня планируемых образовательных результатов.

3. Нужно выбрать платформу обучения и  взаимодействия с учениками. Ведь именно в ней вы будете размещать (присылать) материалы для изучения и формы для выполнения заданий. Это очень важный момент, так как от платформы, содержащей образовательный контент, зависит качество освоения материала. Можно просто подобрать ссылки разных ресурсов сети Интернет для самостоятельного изучения, выполнения тестов и онлайн-упражнений или написать собственные тексты, создать видео, презентации и тесты с использованием различных сервисов сети интернет. Более  качественное обучение с изучением нового материала, с его закреплением и проверками может быть полноценно осуществлена в едином подходе , а  для этого рекомендуется использовать образовательные онлайн платформы.  

       3. Необходимо определиться с формой дистанционного обучения. Если проводить занятия в режиме онлайн, собирая своих учеников к экранам, можно воспользоваться бесплатными системами (например, Google Hangouts,  Skype,  Zoom, бесплатный сервис «Виртуальный класс» от Учи. ру и др.).  При асинхронном режиме обучения, где учитель и  ученики работают с ресурсами в свободном друг от друга режиме, необходимо выбрать соответствующую образовательную онлайн платформу с онлайн-уроками, например, Российская электронная школа. Можно построить урок с использованием собственных материалов, то наиболее удобным инструментом для размещения заданий ученикам в этом контексте выступает бесплатный сервис Google класс. В нем можно назначать и проверять задания. Задания можно размещать в самом сервисе, либо записать  материалы на диске (Google Диск, Яндекс Диск, Облако Mail.ru и др.) и оставить на них ссылку в данном сервисе.

         Для  подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ очень хорошо подходит сайт «Решу ЕГЭ, ОГЭ», где можно создавать группы, классы. Учащимся задавать соответствующее задания, тесты, вести контроль  и  анализ усвоения материала.

         Следует учесть и такой важный момент, что не у всех учеников есть высокоскоростной интернет и  все необходимые технические инструменты. В таком случае, при дистанционном обучении совершенно не обязательно требовать от учащихся выполнять домашнее задание, сидя за экраном компьютера, ученики могут выполнять задания в обычном режиме (в тетради), потом сфотографировать результат своей работы и прислать фотографию в  WhatsApp, Viber  и т.п.  

          Необходимо помнить, что помимо ваших уроков, онлайн-обучение реализуют и другие коллеги, поэтому нужно не перегружать детей обилием материала, освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа, а  соблюдение санитарных норм (с учетом возраста ученика).

           4. Самое важное - это контакт с учениками в дистанционном обучении и обратная связь  с ними. Вам необходимо постоянно знать, понятна ли поставленная задача ученикам, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т. д.  Для общения с учениками можно использовать: Skype, ВКонтакте (закрытая группа, беседа), WhatsApp, Viber.  

         5. Одно из условий эффективной удаленной работы – это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Необходимо создать  урок из нескольких видов заданий, например: 5–10 минут на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.

          6. Обязательно нужно проводить разбор домашнего задания: индивидуальные ошибки необходимо сообщать ученику лично, а о достижениях и интересных вариантах решения нужно сообщать всем.  Желательно предусмотреть общий обзор успехов и неудач учеников при его выполнении, разъяснение сложных моментов и т. п.  Делать это можно в текстовом виде или с помощью короткого видео-обзора.

           7. Следует избегать длинных текстов. Оставлять  в тексте нужно только самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема ребенка заинтересовала. Задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.

          8. Ошибочно полагать, что обучение в удаленном режиме полностью исключает интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. В некоторых случаях оно даже более эффективно, так как позволяет учесть возможности каждого без исключений. Можно организовывать обсуждение в группах, общаться как на этапе изучения нового материала, так и на этапе выполнения заданий.  Есть  такие  задания для выполнения в группе , как общий проект, комплексная задача с распределением ролей и т.д.

          9. Переход на новую форму обучения вызывает у родителей школьников много вопросов, чтобы отвечать на эти вопросы, необходимо классным руководителям открыть для родителей общий чат с использованием любого мессенджера (WhatsApp, Viber и т.д.).

           10. Часто мы сталкиваемся  с ситуацией отсутствия интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Помним о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов нашей проверки.

В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычная коробочка или почтовый ящик в холле школы.

        Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Оказавшись в незнакомой ситуации, мы по инерции стремимся действовать по обычной  схеме. Многие учителя пытаются повторить обычные школьные уроки в онлайн-режиме. Однако дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей.  Необходимо пересмотреть общую стратегию работы, ведь в дистанционном формате детей сложнее вовлечь в урок.  И взрослому, и ребенку трудно долго концентрироваться на одном изображении. Нужно чаще переключайте внимание детей: используйте видеоролики, добавлять  в свои материалы иллюстрации и интересную графику.    Дети не видят наши действия, поэтому  нужно не молчать, а комментировать  ход учебного процесса. Таким образом, мы удерживаем внимание детей.  Каждые 15 минут делайте перерыв на 2-3 минуты, чтобы дети не уставали от постоянной работы за монитором. 

       Не пытайтесь использовать сразу все известные  платформы и сервисы. Для начала подберите два инструмента: сервис для проведения видеоконференций и платформу для выдачи заданий. Обязательно протестируйте их, убедитесь, что понятен их функционал и возможности для обучения.  Спустя несколько занятий оцените, насколько вам и учащимся удобно работать. Спросите детей, нравится ли им платформа и какие трудности возникают. Смело меняйте инструменты, если они не помогают вам добиться целей. 

        Рассчитывайте свои и детские силы. Выделите время для себя, чтобы читать инструкции и делиться опытом с другими учителями. Больше общайтесь с коллегами — у них может найтись готовое решение вашей проблемы. 

Будьте готовы к тому, что в первое время могут возникнуть трудности с контролем учащихся. Дома много соблазнов и факторов, которые отвлекают от работы. Отмечайте участие детей в видеоконференциях, как это делали в школе. Если учащиеся не соблюдают сроки и не участвуют в онлайн-встречах, применяйте санкции. «Двойка» и дополнительное домашнее задание хорошо мотивируют в следующий раз выполнять все указания учителя.  

Преимущества и проблемы дистанционного обучения:

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  • учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;  
  • решать психологические проблемы учащихся;  
  • снимать временные и пространственные ограничения и  проблемы;
  • правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  • расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  • проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

        При внедрении технологии дистанционного обучения в практику школы приходится сталкиваться и с проблемами. Чтобы их избежать, нужно соблюдать следующие правила:

  • учащиеся должны иметь навыки работы с компьютером и знать сетевые технологии на уровне пользователя;
  • материал курсов должен быть содержательным, интересным, но посильным;
  • начинать заниматься с учащимися в форме дистанционного обучения необходимо постепенно,  приучая  их к самостоятельной работе;

        Итак, дистанционное обучение — это обучение на расстоянии с использованием информационных технологий. Такая форма обучения применима для проектной работы и дополнительного контроля знаний. Также удаленное обучение — это возможность полноценно учиться для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря дистанционным занятиям можно заниматься с детьми во время болезни или карантина. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование. Дистанционные формы обучение.

Сообщение для муниципального объединения учителей иностранных языков об инклюзивном дистанционном образовании в МОУ «Гимназия №1» г.Балаково    ...

Использование дистанционных форм обучения в современной школе

В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...

Дистанционные формы обучения

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование онлайн-сервиса Google Формы для создания обобщающего урока в формате, пригодном для очной и дистанционной форм обучения

Представленная статья посвящена актуальной в период пандемии и в угрожаемый период проблеме - созданию и организации урока, в равной мере пригодного как для проведения при очной форме обучения, так и ...

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...