Подготовка к ВПР: приёмы, элементы стратегии
учебно-методический материал

Харлошенко Марина Николаевна

 Материал содержит подходы и методы к подготовке учащихся к ВПР по химии (этапы учебного процесса, формы деятельности, приёмы и техники).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

                             Харлошенко М.Н., учитель химии БОУ «Осокинская СОШ»,

26.11.2021г.

Уважаемые коллеги, добрый день.  Предлагаю вашему вниманию материал по теме:

«Подготовка к ВПР: приёмы, элементы стратегии».

С целью улучшения результатов написания ВПР и ГИА,  нашей школе составлен план по внедрению материалов ЕМД, по которому мы  работаем уже второй год. Весь прошлый учебный год все учителя школы применяли освоенные приёмы по устранению типичных затруднений учащихся.

Прежде чем показать на уроке, была проделана большая методическая работа: прослушаны лекции ЕМД (по группам и индивидуально), прошли практико – ориентированные семинары, где был отработан теоретический материал. Администрацией школы составлен график посещения уроков. В рамках кураторской методики были взаимопосещения уроков педагогами, а так же на уроках присутствовали завуч и директор школы  (15ти минутки, при необходимости – весь урок).

По результатам проделанной работы был составлен сборник методических приёмов учителей школы «Матрица приёмов». Некоторые видеозаписи 15ти минуток выставлены на сайте Комитета по образованию.  

В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.

ВПР предусматривает:

- единое расписание

- единые тексты заданий

- единые критерии оценивания.

Как показывает практика, химия в образовательных организациях изучается преимущественно на базовом уровне в объеме 1 или 2 часов в неделю, что не позволяет освоить все элементы содержания в соответствии с кодификатором. Чтобы решить эту проблему, в нашем ОУ в учебный план добавлен  1 час в 10 классе "Практикум по химии". Есть краткосрочные курсы во внеурочное время. Изучение предмета в таком объёме дает возможность освоить сложные виды деятельности, в том числе вопросы генетической связи между классами неорганических и органических веществ, решение задач, входящих в текст ВПР.     

Весь учебный процесс разбиваю на несколько этапов, чтобы дети спокойно подходили к процедуре по оценке качества их образовательного уровня.  

(см. таблица в Приложении 1)

Этап: Изучение нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания из текстов ВПР и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения  учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой, групповая работа или работа в парах. На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм. 
    Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач. 
    На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к урокам, я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю задания типа ВПР базового, повышенного и высокого уровня. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов. 
    Особенно эффективны тренинги с использованием компьютера, позволяющие ученику работать с посильной для него скоростью и выполнять задания разного уровня сложности.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы, считаю, необходимо практиковать в старших классах индивидуальные творческие работы учащихся по химии, которые получили название проектов. Ученики, желающие самостоятельно поработать, берут темы и от начала до конца самостоятельно изучают их, пользуясь консультациями учителя, книгами, приборами, материалами и прочим учебным оборудованием, сосредоточенным в химическом кабинете. Результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.

Повторение, закрепление знаний.

На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся  обязательно работают с заданиями из ВПР по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ВПР предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки в ответах. Создаю для уроков карточки с заданиями из текстов ВПР прошлых лет по данным темам и предлагаю их для решения.
   Во время изучения нового материала, проверке и закреплении знаний обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР по химии.

Я постоянно фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ВПР. Такая работа дает позитивные результаты.

Этап пробного написания ВПР

   Для проведения пробного выполнения ВПР я выделяю 2 урока. Обычно это конец февраля – начало марта.

Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия максимально приближены к реальномуВПР. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся.
В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения учащихся. На уроках и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.

Домашняя подготовка.

   В качестве домашнего задания  предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей самих составлять тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими, выполняют задания и анализируют тесты) или составлять условия расчетных задач. Кроме организации творческого домашнего задания по разработке «авторских» текстовов для самоконтроля и взаимоконтроля предлагаю ученикам рефлексировать свои затруднения.

Приемы и техники, которые мною используются на уроках и во внеурочной деятельности представлены ниже.  (Приложение 1)

Если проанализировать итог моей работы, можно сделать вывод, что способы и методы подготовки к ВПР позволяют подготовить детей к достойному прохождению оценочной процедуры.

Я думаю, успех заключается:

-в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;

-в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов ВПР базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;

-в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы.

Только совместная работа всех участников оценочных процедур принесет положительные результаты.

Спасибо за внимание.

Приложение 1

Подходы и методы к подготовке учащихся к ВПР по химии

Этапы учебного процесса

Формы деятельности

Приемы и техники

1

Изучение нового материала.

-беседа, самостоятельная работа с книгой,групповая работа или работа в парах;

- лабораторный или демонстрационный эксперимент;

-экспериментальные задачи;

- уроки-практикумы по решению расчетных задач;

- алгоритмы;

-задания в тестовой форме;

-задания типа ВПР базового, повышенного и высокого уровня;

- тренинги с использованием компьютера

старших классах; индивидуальные творческие работы (проект);

-результаты самостоятельных творческих работ (проектов), используются на уроках и во внеклассной работе.

  1. Элементы СРАТЕГИИ «Я-ТЫ-МЫ».
  2. СОРБОНКИ.
  3. ТЕМА-ВОПРОС.
  4. РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ.
  5. СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА.
  6. ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.
  7. ГРУППИРОВКА.
  8. ДОМЫСЛИВАНИЕ.
  9. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
  10. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
  11. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ.
  12. ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ.
  13. ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Д/З.
  14. ЛОВИ ОШИБКУ!
  15. ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС.
  16. УДИВЛЯЙ!
  17. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.
  18. СВОЯ ОПОРА.
  19. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ.
  20. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА.
  21. ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ.
  22. МИНИ-ПРОЕКТЫ.
  23. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (ТЕРМИНЫ).
  24. МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ.
  25. РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ.
  26.  «В СВОЁМ ТЕМПЕ».
  27. ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО».
  28.  «РЕСТАВРАТОР».
  29. ТЕСТ.
  30. СВОЯ ОПОРА.
  31. КЛАСТЕР.
  32. ГРУППИРОВКА.
  33. ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.
  34. ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.
  35. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ и др

.

2

Повторение, закрепление знаний.

-работают с заданиями из ВПР по определенной теме;

-анализируем ответы учащихся на ВПР предыдущих лет;

-обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки;

-карточки с заданиями из текстов ВПР;

-обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации к заданиям ВПР по химии;

-отрабатываем «западающую» тему;

-фиксирую, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились.

3

Этап пробного написания ВПР

-конец февраля – начало марта;

-выделяю 2 урока;

-создаются все условия

 (тишина, невозможность общения, работа с текстами ВПР, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»);

-задания содержат инструкцию для учащихся;

- задания проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения учащихся;

-разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.

4

Домашняя подготовка.

-составляют тесты по изученной теме (в дальнейшем учащиеся обмениваются ими);

-выполняют задания и анализируют тесты;

-составляют условия расчетных задач;

-рефлексируют свои затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения "Памятник подлецу"

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения по тексту Татьяны Тэсс "Памятник подлецу"...

Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)

Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...

Подготовка к изложению с элементами сочинения.

Данный урок можно позиционировать как подготовку к ГИА: его структура соответствует структуре экзаменационного материала. 1 часть - изложение(на данном этапе подготовки полное); 2 - тестовые зада...

Основные элементы стратегии поведения и способов воздействия в разрешении педагогических конфликтов системе дополнительного образования в школе.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Система компромисса и сотрудничества является основополагающим способом подавления конфликтов. Педагогические конфликты на дополнительных ...

Стратегия подготовки письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме

Пошаговое описание подготовки выпускников 11 класса  к письменной части (задание 40) по английскому языку....

Подготовка к ОГЭ. Приёмы сжатия текста.

Подготовка к ОГЭ. Приёмы сжатия текста. Практическая работа по компрессии текста....