Научно-практическая деятельность
учебно-методический материал

Игнатова  Наталья Викторовна

В  разделе представлены следующие материалы:

-Научный доклад на IV международном симпозиуме по инклюзивному образованию «Использование ресурсов робототехники при организации работы с детьми с умственной отсталостью», декабрь 2020 год

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Косинова Наталья Викторовна  город  Калининград,  Россия

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена описанию возможностей  ресурсов робототехники при организации и проведении занятий с детьми с умственной отсталостью. Описаны результаты работы с ребенком 14 лет, имеющим инвалидность, диагноз ДЦП, умственную отсталость. Описаны преимущества использования  миниатюрного программируемого робота «Ozobot», который оснащен фотосенсорами. Отмечена ценность робототехники, позволяющая расширить возможности высших психических функций у детей с умственной отсталостью, повысить самооценку и мотивацию.

Ключевые слова: робототехника, робот «Ozobot», умственная отсталость, инвалиды, инклюзия, дети с ОВЗ, ДЦП.

Annotation. The proposed article is devoted to the description of the capabilities of robotics resources in organizing and conducting classes with children with mental retardation. The results of work with a 14-year-old child with a disability, a diagnosis of cerebral palsy, mental retardation are described. The advantages of using a miniature programmable robot "Ozobot", which is equipped with photosensors, are described. The value of robotics is noted, which allows expanding the possibilities of higher mental functions in children with mental retardation, increasing self-esteem and motivation.

Key words: robotics, robot "Ozobot", mental retardation, disabled, inclusion, children with disabilities, cerebral palsy.

Одним из приоритетных направлений современной системы образования в России является создание специальных условий для освоения образовательных программ детьми с ОВЗ [Закон об образовании, 2012 статья 79].

 Изучением потенциала робототехники  в современной  школе занимались  Вегнер К.А.  [Вегнер К.А., 2013]  и  Шабалин К.В. [Шабалин К.В, 2019], которые исследовали новые средства наглядности, стимулирующие активное восприятие.

Однако, проанализировав  научную литературу выяснилось, что накопилась  недостаточно опыта в  исследованиях возможностей влияния робототехники в  деятельности учеников с ОВЗ.

Автор статьи работает в школе  города Светлогорска Калининградской области педагогом-психологом,  в 2019 году стала слушателем  программы  переподготовки профессионального обучения «Олигофренопедагогика» БФУ имени Канта, что  помогло расширить знания, выявить новые формы и содержание коррекционной  работы, а так же  применить   диагностические методы в работе с  детьми  с умственной отсталостью.  

В  статье приведен индивидуальный опыт работы с ребенком-инвалидом, учащимся  МАОУ «СОШ № 1» города  Светлогорска. Ребенку 14 лет, в школе обучается по специальной индивидуальной программе, разработанной  с ориентировкой на содержание  программы АООП  6.4 с учетом специальных условий получения образования, в соответствии с ИПР ребенка-инвалида. Александр  проживает с мамой и отчимом. Семья полностью принимает и понимает потребности ребенка. Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоциональный фон неустойчивый, эмоциональный контроль низкий, слуховое восприятие имеет особенности: гиперчувствительность к громким звукам, проявление поведения заключаются в неадекватной реакции на шум (когда звенит звонок – плач , страх посещать школу).

На основании диагностики сформировались следующие направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической  помощи : 1.коррекция несформированных высших психических функций; 2.коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций; 3. коррекция речевых недостатков; 4. формирование социально-бытовых навыков.

В нашей школе, в рамках национального проекта «Образование» 29 сентября 2020 года состоялось открытие Центра образования цифрового и гуманитарных профилей «Точка роста», который дал возможность применить новые формы работы  для детей с ОВЗ и инвалидностью.

При работе с Александром  используется  миниатюрный программируемый робот «Ozobot», который оснащен фотосенсорами, позволяющими ему следовать по нарисованным линиям.  На первом этапе   была предложена сюжетная  игра, дано имя  роботу, продуман сценарий его предполагаемой жизни, ежедневно дополняется  деталями  история, что позволяет развивать воображение, кратковременную и долговременную память, мышление. При  формировании математических навыков, изучаются   узкие  и широкие линии, делаются   ровными, иначе наш помощник не осуществляет переход, так же рисуются  разнообразные формы и  фигуры, по которым следует  программируемый  робот «Ozobot». Робот выполняет цветовые команды, то есть при вступлении на зеленую линию оптические датчики приближения позволяют роботу ориентироваться в пространстве,  распознают цвет, в квадрате четыре стороны, во время движения, робот четыре  раза меняет цвет по заданным критериям ребенка, обходит препятствия, издает звуки приветствия или  при повороте, что дает позитивные эмоции и позволяет повысить самооценку ребенку.

В результате работы с сентября по декабрь Александр преодолел свой страх посещать  школу, начал рисовать широкие цветные линии, использовать различные цвета, участвует в занятии двумя руками, появляется мотивация к самостоятельному выбору карточек для программирования робота.

Таким образом,  использование ресурсов робототехники во время занятий с детьми с умственной отсталостью продуктивно,  поскольку у детей увеличивается  мотивация, интерес к знаниям, повышается самооценка, появляется желание запоминать, размышлять, развивается воображение. Считаем целесообразным продолжить начатую работу и  направлять детей с ОВЗ на занятия робототехникой.

Литература

  1. Вегнер К. А. Внедрение основ робототехники в современной школе // Вестн. Новгор. гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 2013. № 74, Т. 2. С. 17-19 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-osnov-robototehniki-v-sovremennoy-shkole  (дата обращения 05.12.2020).
  2. Об образовании в РФ: федеральный закон от  29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «Консультант» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 11.12.2020).
  3. К.В. Шабалин Текст научной статьи Возможности образовательной робототехники для формирования способностей обучающихся (на основе анализа российского и зарубежного опыта) [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnoi-robototehniki-dlya-formirovaniya-kreativnyh-sposobnostei-obuchayuschihsya-na-osnove-analiza-rossii-skogo (дата обращения 01.12.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).

В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны...