Ортопедический режим детей ОВЗ
статья

Объём ежедневной двигательной активности детей должен быть не менее 2 часов. Вес портфеля или рюкзачка для ребёнка не должен превышать 10% массы тела его владельца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ortopedicheskiy_rezhim.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ

Общий ортопедический режим

Объём ежедневной двигательной активности детей должен быть не менее 2 часов. Вес портфеля или рюкзачка для ребёнка не должен превышать 10% массы тела его владельца.

Адекватная поза ребёнка во время занятий за столом (партой)

        Длина сидения стула должна соответствовать длине бёдер ребёнка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней, а высота спинки – соотноситься с длиной спины и заканчиваться не ниже уровня плеча. При сидении голеностопный, коленный и тазобедренный суставы должны образовывать прямой угол, а нагрузка должна распределяться равномерно на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула.

Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребёнка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине его кисти. Кисти и предплечья должны лежать на поверхности стола ровно и симметрично, а локти и плечи – находиться на одном уровне. Голова может быть чуть наклонена вперёд. Расстояние от глаз до плоскости (стола, книги, тетради) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30", а книга при чтении – 15".

        Проведение занятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, требует учета их двигательных возможностей и соблюдения специальных рекомендаций. Перед началом занятий необходимо проанализировать медицинские карты детей с рекомендациями врачей: невропатолога, ортопеда и врача ЛФК.

        Как родителям, так и педагогам следует соблюдать для ребёнка с ДЦП охранительный режим двигательной нагрузки:

  • время максимальной двигательной нагрузки и нахождения в одной позе не превышает 20 минут;
  • рекомендуемая посадка: ноги – разогнуты, стопы – на опоре, голова и спина – прямые; не допускается посадка с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами  (такая поза  приводит к развитию сгибательных контрактур);
  • стопы ребенка при расположении за специальной детской партой фиксируются у опоры; не допускается длительное сгибание локтевых и коленных суставов;
  • для фиксации правильной осанки и адекватного положения рук и ног используются специальные валики, подушки, кожаные ремешки.
  • предупреждать симптом "висящей стопы" при сидении;
  • используется специальная жесткая ортопедическая обувь для фиксации голеностопного сустава;

        Находясь рядом с ребёнком с ДЦП, родители и педагоги должны наблюдать за состоянием его мышечного тонуса, частотой гиперкинезов и в случае быстрого утомления предлагать задания порционно, в несколько серий, с нагрузкой на различные группы мышц.

        При организации групповых занятий с детьми с ДЦП следует продумать оборудование доступной среды в классе и в кабинете:

  • отсутствие бордюров и порожков и широкие проходы между партами;
  • наличие поручней вдоль стен на доступном для детей уровне;
  • специальные парты и стульчики с кожаными ремешками, валиками и подушками;
  • возможность удобного расположения за партой и общим столом при выполнении коллективных заданий в случае использования ходунков и инвалидного кресла;
  • возможность свободного и безопасного перемещения в кабинете с опорой на руку взрослого или другого ребенка, на ходунках и в инвалидном кресле;
  • для предупреждения двигательной неловкости (разбрасывания, рассыпания, разливания, сложностей захвата предметов) использование специального оборудования и фиксация наглядности и изобразительного материала и канцелярских атрибутов на парте (например, маркеры и карандаши на пружинке или ниточке; толстые рукоятки ручки, кисти, карандашей и маркеров, удобные для захвата; приклеенные к парте лотки для песка и блюдца для воды, красок или клея с высокими краями).

Для кормления, одевания, игры и занятий каждому ребенку с ДЦП должны быть определены наиболее адекватные позы и положения. Адекватными позами                     Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2002) называют те, в которых наилучшим образом нормализуется мышечный тонус и уменьшаются непроизвольные движения. Данные позы и положения конечностей составляют основу индивидуального ортопедического режима. Эти позы могут меняться по мере взросления ребенка с ДЦП и изменений в его самочувствии.

            Одним из обязательных условий проведения исследования было создание экспериментатором положительного эмоционального контакта, сотрудничества и доверительных отношений с детьми и родителями. Другим важным условием проведения эксперимента являлось соблюдение ортопедического режима при обследовании младших дошкольников с двигательными нарушениями.  Перед началом диагностической работы мы  проанализировали медицинские карты детей с рекомендациями врачей: невропатолога, ортопеда и врача ЛФК.

           При выполнении диагностических заданий мы наблюдаем за состоянием мышечного тонуса ребенка с ДЦП, частотой гиперкинезов и в случае быстрого утомления и ухудшения двигательных возможностей предлагали задания порционно, в несколько серий или приостанавливали обследование. Для фиксации правильной осанки и снижения давления на позвоночник прикреплялись к спинке стула специальные валики или фиксировали ребенка шарфом или поясом. Во время обследования мы избегаем те порочные позы и положения, которые могли привести к повышению мышечного тонуса и учащению гиперкинезов у детей:

  • приведение, перекрест и внутренняя ротация ног;
  • разгибание рук с одновременным сжиманием кистей в кулаки;
  • приведение к ладони большого пальца;
  • посадка с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для детей и родителей. ЗОЖ. Режим дня.

Материал для совместной работы младших школьников и их родителей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский) для специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая, базовая подготовка среднег...

КОС ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) основной профессиональной образовательной программы для специальности 31.02.05. - стоматология ортопедическая

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности для специальности 31.0...

Мастер - класс для родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических ковриков «Орто» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя-логопеда и педагога-психолога (презентация)

Мастер - класс для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Использование ортопедических  ковриков  в коррекционно-развивающей работе  учителя-логопеда и педагога-психологас детьми...

КТП Стоматология ортопедическая

Календарно-тематическое планированиеб специальность "Стоматология ортопедическая", 3 курс...