Адаптация пятиклассников.
материал (5 класс)

Хомякова Екатерина Владимировна

Материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_po_adaptatsiya_5_klass_2021-2022_uch._god.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Информация по адаптация учащихся 5 класса

на  29. 10. 2021 г.

     Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

     Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются: тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией, и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

    Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение    программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

1.Изучение классного коллектива.

2.Знакомство с родительским коллективом.

3.Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

4.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от учителя об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены классные часы:

- о единых требованиях к обучающимся школы (внешний вид, школьная форма, ведение дневника, состояние учебников, школьно – письменные принадлежности), запись в кружки, техника безопасности учащихся, о правонарушениях (что можно брать у товарища со стола, а НА что нужно спрашивать разрешения), о добре и зле, о милосердии и т.д.

Ребята – пятиклассники принимали участие общешкольном мероприятии (выставка рисунков ко Дню учителя).

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

- произвольность психических процессов. 

Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.

- умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.

- мотивационная сфера

Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

- особенности поведения. 

Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей  умеют сдерживать непроизвольные эмоции и желания, соблюдают классные и школьные социальные нормы. Карелина Н., Тимошинова В.  опаздывают на уроки и самовольно уходят с уроков, не предупреждая учителя-предметника и классного руководителя,  тем самым девочки имеют пробелы по учебным предметам. Голубева Е. и Берсенева А. на уроках могут позволить себе смеяться без причины тем самым мешают своим одноклассника получать знания. Голубева Е. не всегда выполняет домашние задания по предметам, ее нужно контролировать постоянно.  

Особенности общения со сверстниками

     Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение за отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. И это не связано с периодом адаптации, а обусловлено уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.

Особенности общения с педагогами

 В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с учителями.

Эмоциональное состояние.

С моей точки зрения и точки зрения родителей,  учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

Знакомство с родительским коллективом

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Проведено организационное родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы. Домашние задания». 

2.На собрании обсуждались следующие вопросы:

- знакомство с родителями;

- адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей);

- выбор родительского комитета класса;

- планирование воспитательной работы на учебный год;

- текущая успеваемость учащихся;

- требование учителей предметников;

- организационные вопросы.

     Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.

     Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.

Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации.

      В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли кабинеты, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями - предметниками об успеваемости, проблемах, о детях, с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

1. Особенности класса: Активно и легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями, но с начала октября по русскому языку и математике, биология, ОДНКНР, английский язык, история у этих ребят появилось желание и они регулярно стали выполнять домашнее задание. Проблемы в дисциплине в связи с поведение учеников на уроке нет. По окончанию первой и второй четверти в классе 3 хорошиста.

Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. Все дети посещают занятия по интересам. Большой популярностью пользуется спортивная секция.

Активное участие классного коллектива в школьной жизни

В целом, можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

У большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой. С некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как  удовлетворительный.

        

Классный руководитель:                                                                                       Хомякова Е.В.

29.10.2020 г.                                                            









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...