Модель психологического сопровождения на этапе адаптации пятиклассников
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) по теме

Калинина Екатерина Григорьевна

Модель адаптации пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Model.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Саранинская СОШ

Модель психологического

 сопровождения   на этапе адаптации пятиклассников  к обучению

в средней школе

                                                       

 

                                         Автор:  

                                                                педагог – психолог

                                                Калинина

                                                 Екатерина Григорьевна

   высшая кв. кат.

Сарана,2007 год

Описание модели сопровождения в период адаптации учащихся пятого класса к обучению в средней школе в МОУ Саранинская СОШ

 Адаптация это не только приспособление к успешному функциониро ванию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

 Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде

 Цель сопровождения — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

Задачи:

  1. создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
  2. повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
  3. адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

В се эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

  1. Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
  2. Психологическая диагностика.
  3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
  4. Профилактическая работа.
  5. Коррекционно-развивающая работа
  6. Аналитическая работа.

Ожидаемые результаты

-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.

Принципы реализации программы

-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития

Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников

Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.

Организационная деятельность.

Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить   с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”.

Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.

Родителей необходимо знакомить  с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и  возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку. 

Психологическая диагностика.

Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.

Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы.

Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:

  1. проконсультироваться у психолога, невропатолога.
  2. не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
  3. скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
  4. повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
  5. обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
  6. развивать произвольность и умение развивать свое поведение .

Консультативная работа.         

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Тематика семинаров была обозначена в разделе “Организационная работа”. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.

Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.  С этой целью ведется элективный курс  по психологии. Первое полугодие по программе Коблик «Первый раз в пятый класс», второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Профилактическая работа .

Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.

Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

Аналитическая работа.

Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах.

ПЛАН мероприятий

в период адаптации пятиклассников к условиям обучения

 в среднем звене школы.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.

Март-апрель

Педагог-психолог

Заместитель директора по УВР

2

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)

Март-апрель

Педагог-психолог

3

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.

Апрель-май

Педагог-психолог

4

Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:

-«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»

-«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»

-«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении»

Май-июнь

Заместитель директора по учебно-методической работе

Педагог-психолог

5

Собрание родителей будущих  пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»

Май

Педагог-психолог

Кл. рук -ль

6

Проведение занятий по программе «Первый раз в пятый класс»

Сентябрь-декабрь

Педагог-психолог

7

Проведение праздника «Посвящение в пятиклассники»

Октябрь

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Учитель

Родители

Педагог-психолог

8

Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок - пятиклассник»

октябрь

Педагог-психолог,

Кл. рук - ль

9

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)

Ноябрь

Педагог-психолог

Заместитель директора по УВР

10

Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я»

Январь-май

Педагог-психолог

11

Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Декабрь-март

Педагог-психолог

12

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе

Апрель

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Здоровьесберегающие технологии в контексте модели психологического сопровождения в реализации экспериментальной программы ШНП

Здоровьесберегающие технологии психологического сопровождения пятиклассников класса ШНП.Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоров...

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....