Здоровьесберегающие технологии в контексте модели психологического сопровождения в реализации экспериментальной программы ШНП
презентация к уроку по психологии на тему

Шульга Марина Анатольевна

 

Здоровьесберегающие технологии психологического сопровождения пятиклассников класса ШНП.

Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В условиях внедрения в образование экспериментальной программы « Школа нового поколения»,  становится актуальным  исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе психолога в школе. 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход  учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведём речь именно о психологической адаптации учащихся – так как им необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями,  усвоение новых предметов).

Можно считать доказанным, что ведущей причиной ухудшения здоровья школьников в процессе адаптации  являются хронические психоэмоциональные учебные  стрессы.

В своей работе мы придерживаемся модели технологии психологического сопровождения группы, разработанной М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе – активное участие психолога в образовательном процессе (в нашем случае - класса ШНП),   превращение педагога - психолога в ключевую фигуру учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Цель данной статьи – рассмотреть здоровьесберегающие технологии как инструмент психолога в процессе адаптации пятиклассников к средней школе.

Такими здоровьесберегающими технологиями являются: индивидуальное консультирование родителей, психологическое наблюдение за процессом адаптации, психологическая помощь в трудных ситуациях, консультирование родителей и учителей в проблемных ситуациях, выступление на родительских собраниях и лекториях по актуальным темам, коррекционно-развивающие занятия с детьми по личностным проблемам, коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, психологическое исследование факторов успешности адаптации пятиклассников к переходу в среднюю школу.

На занятиях с учащимися используются следующие приёмы  и методы: интерактивное взаимодействие, ролевые игры, рефлексия, невербальное общение, разминки, кинезиологические упражнения, мозговая гимнастика, дискуссии, обсуждения, диспуты.

На всём протяжении учебного года все учащиеся дважды в неделю посещают занятия по курсу: «Путь в неизведанное» (авторская программа составлена на  основе трудов Андреевой  А.Д., Дубровиной И.В., Прихожан А.М., Даниловой  Е.Е., Толстых  Н.Н., Локаловой Н.П., Савенкова  А.И. и д.р.). В рамках реализации данного курса ребята являются исследователями  своего  уникального психического  мира. Каждый ученик знакомится с основами   науки психологии, выступает не только участником, но и ведущим в получении знаний о психологии человека, об  особенностях общения людей.

За время адаптации детей, проводится два крупных диагностических исследования: в начале и в конце года. В частности, отслеживается школьная мотивация (по методике А.Н. Лускановой), социально-психологическая адаптация (методика «Чувства в школе»), уровень школьной тревожности (по методике Филипса).

По результатам  контрольного этапа  диагностики  проведённого в конце третьей четверти 2012-2013 учебного года, можно увидеть, что по итогам методики «чувства в школе» у пятиклассников в  течение года преобладающим чувством является спокойствие (68%).

В диаграмме на рис.1 видно, что преобладают положительные чувства.

Чувство благодарности испытывают 48% учащихся. Желания приходить в школу присутствует у 44%, симпатия к учителям и радость отмечается у 40% пятиклассников. Уверенность в себе отметили 36%, и столько же признаются в усталости, что,  по-видимому,  связано с окончанием учебного года.

Тревога за будущее характерна для 30%, а беспокойство – для 28% пятиклассников. Пятая часть учеников класса (20%) не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12%, а раздражение отмечается у 8 % учащихся.

Таким образом, в конце учебного года у пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств. Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит о хорошей школьной адаптации.

По итогам диагностики школьной тревожности по методике Филлипса отмечается снижение общего уровня тревожности. На рисунке 2 показано, что для 30% пятиклассников остаются проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний. У 32% фрустрирована потребность в достижении успеха, страх не соответствия ожиданиям остаётся у 28% пятиклассников. Страх самовыражения 12%. Общая тревожность характерна для 30% учащихся.

В результате изучения школной мотивации по методике Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе выше среднего.

На рисунке 3 показано, что у большинства пятиклассников хорошая школьная мотивация(44%). Положительное отношение к школе, но с преобладанием привлекательности внеучебной деятельности отмечается у 24% учащихся. Учебная активность и высокий уровень школьной мотивации характерна для 32% пятиклассников.

Далее мы сравнили результаты первичного и итогового  исследования.

В диаграмме на рисунке 4 мы видим, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассником в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, лидировавшим в начале учебного года, теперь пришли спокойствие, радость и благодарность учителя

        Как видно, из сравнительной диаграмы на рисунке 5, уровень общей тревожности в школе снизился с 76% до 30%. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.

Мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. На рисунке 6 видно, что по сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации

Итак, подводя итоги проведённой работы, мы можем сделать следующие выводы:

В начале учебного года у пятиклассников были отмечены повышенная школьная тревожность, преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерным являлось беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

В мотивационной сфере определённые проблемы в адаптации к школьной жизни испытывали 76% школьников, уровень общей тревожности был отмечен также у 76%  учеников 5 «В» класса.  После реализации подготовленных рекомендаций, включающих работу с учителями, родителями и пятиклассниками, по результатам итоговой  диагностики, было отмечено снижение школьной тревожности, повышение учебной мотивации и преобладание положительных чувств у пятиклассников.

Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно предположить, что проведение профилактических и  развивающих психолого – педагогических мероприятий  оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности в классе и в целом  способствовало успешному  прохождению адаптационного периода.

           Как видно на примере данной статьи, реализация принципов технологии психологического сопровождения группы, разработанной М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым,  основанного на принципах здоровьесбережения, является эффективной  на пути снижения психоэмоционального напряжения пятиклассников в процессе перехода из начальной школы  в среднюю.

 

Литература

1.     Никифоров Г.С. Психология здоровья. – Спб.: Речь, 2002.

2.     Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 1995.

3.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:АПК и ПРО, 2002.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии в контексте модели психологического сопровождения в реализации экспериментальной программы ШНП Педагог-психолог МБОУСОШ№6 им.И.Т. Сидоренко Шульга Марина Анатольевна

Слайд 2

здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 3

Доказано ведущей причиной ухудшения здоровья школьников в процессе адаптации являются хронические психоэмоциональные учебные стрессы.

Слайд 4

В своей работе мы придерживаемся модели технологии психологического сопровождения группы , разработанной М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым. В её основе – активное участие психолога в образовательном процессе (в нашем случае - класса ШНП), превращение педагога - психолога в ключевую фигуру учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Слайд 5

Изучаем психологию На всём протяжении учебного года все учащиеся дважды в неделю посещают занятия по курсу: «Путь в неизведанное» (авторская программа составлена на основе трудов Андреевой А.Д., Дубровиной И.В., Прихожан А.М., Даниловой Е.Е., Толстых Н.Н., Локаловой Н.П., Савенкова А.И. и д.р.).

Слайд 6

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика дыхательная Организация работы в режиме смены позы 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) Самомассаж

Слайд 7

3. Коррекционные технологии Использование новых форм организации уроков Арттерапия –коррекция через творчество Технологии музыкального воздействия Сказкотерапия Технологии воздействия цветом - цветотерапия Психогимнастика Комфортное начало и окончание урока Личный пример учителя.

Слайд 8

“У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!” Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления.

Слайд 9

Психогимнастика - это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.

Слайд 10

Цветотерапия Красный цвет влияет на физическое состояние(Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности) жёлтый – на умственное, (это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача) голубой – влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности .

Слайд 11

Факты: От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например , на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, на красной , напротив, уменьшилось на 19%.

Слайд 12

Музтерапия использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока. музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие

Слайд 13

Музыкальная психорегуляция используется для улучшения самочувствия, восстановления, снятия психоэмоционального напряжения: Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие , психоэмоциональное состояние.

Слайд 14

Арттерапия –коррекция через творчество Рисунки на полях тетради символа дня, лепка рисование, вышивание Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения.

Слайд 15

Мониторинг За время адаптации детей, проводится два крупных диагностических исследования : в начале и в конце года. В частности, отслеживается школьная мотивация (по методике А.Н. Лускановой), социально-психологическая адаптация (методика «Чувства в школе»), уровень школьной тревожности (по методике Филипса).

Слайд 16

В диаграмме на рис.1 видно, что преобладают положительные чувства. Рисунок 1. Адаптация в конце учебного года. Методика «Чувства в школе».

Слайд 17

Рисунок 2. Тревожность в конце года по методике Филипса. По итогам диагностики школьной тревожности по методике Филлипса отмечается снижение общего уровня тревожности.

Слайд 18

Рисунок 3. Мотивация обучения по методике Лускановой В результате изучения школьной мотивации по методике Лускановой были получены следующие данные: общий уровень школьной мотивации в классе выше среднего.

Слайд 19

Рисунок 4. Динамика чувств в школе у пятиклассников. В диаграмме на рисунке 4 мы видим, как изменились приоритетные чувства, испытываемые пятиклассником в школе. На смену беспокойству, сомнениям и тревоге за будущее, лидировавшим в начале учебного года, теперь пришли спокойствие, радость и благодарность учителям.

Слайд 20

Как видно, из сравнительной диаграммы на рисунке 5, уровень общей тревожности в школе снизился с 76% до 30%. Отмечено незначительное повышение уровня страха проверки знаний, что связано с итоговыми контрольными работами в конце учебного года.

Слайд 21

Мотивация обучения пятиклассников заметно повысилась. На рисунке 6 видно, что по сравнению с началом учебного года, отмечается преобладание хорошей школьной мотивации. Рисунок 6. Динамика мотивации обучения в начале и в конце учебного года

Слайд 22

Здоровье самого учителя учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Факты: Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Слайд 23

Тренинг-тест « Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать» I . Если утром вам надо встать пораньше, вы 1. заводите будильник 2. доверяете внутреннему голосу 3.полагаетесь на случай II . Проснувшись утром , вы 1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела 2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия 3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом

Слайд 24

III . Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами 2. из мясного блюда и кофе или чая 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять IV . Вы предпочли бы , 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой 2.поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе 3.поесть не торопясь еще немного отдохнуть

Слайд 25

V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

Слайд 26

VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий 1.не более чем на 20 минут 2.до 1 часа 3.более 1 часа VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время? 1.встречам с друзьями, общественной работе 2.хобби, 3.домашним делам

Слайд 27

IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это 1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот 2.потеря времени и денег 3.неизбежное зло X . Когда вы ложитесь спать? 1.всегда примерно в одно и тоже время 2.по настроению 3.по окончанию всех дел

Слайд 28

XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1.все сразу 2.часть летом, а часть – зимой 3.по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1.ограничиваетесь ролью болельщика 2.делаете зарядку на свежем воздухе 3.находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной

Слайд 29

XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз 1.Танцевали 2.занимались физическим трудом или спортом 3.прошли пешком не менее 4 км. XIV . Как вы проводите летние каникулы ? 1.пассивно отдыхаете 2.физически трудитесь, например, в саду 3.гуляете и занимаетесь спортом XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1.любой ценой стремитесь достичь своего 2.надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды 3.намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы

Слайд 30

Оценка результатов Вопрос-ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 30 10 20 30 0 0 30 30 10 2 20 30 30 0 30 10 0 10 20 3 0 0 0 10 20 30 30 0 30 10 11 12 13 14 15 30 30 20 0 30 0 0 0 0 30 30 20 0 0 0 0 30 30 Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов и суммируйте их

Слайд 31

Результат 400-480 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

Слайд 32

280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

Слайд 33

160-280 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Слайд 34

Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Н о лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....

Эффективная модель психологического сопровождения воспитанников клуба «Познай себя» педагогом-психологом Никишовой О.А.

Выбор будущей профессии – одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч....