Выступление на МО 2019 г.
материал

Саргсян Анаит Левони

Актуальные проблемы изучения русского языка в

общеобразовательных учреждениях

в условиях современной действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО гуманитарного цикла.

Дата выступления: 22.11.2019

Актуальные проблемы изучения русского языка в общеобразовательных учреждениях в условиях современной действительности.

   Русский язык и литература являются фундаментальными предметами, которые дети познают испокон веку в школах России.

   Естественно, значимость данных дисциплин не может быть недооценена.

   Язык – это основной способ общения. То, насколько грамотно и разнообразно мы способны изъяснять наши мысли, является основой для становления успешной личности. Наш язык является культурным наследием и национальным достоянием, которые формировалось не одно столетие. Его многогранность и разнообразность оборотов поражает своим многообразием.  

   Изучение русского языка играет ключевую роль не только при формировании нравственных и творческих способностей личности, но и позволяет нам сохранить историческую преемственность поколений, национальные традиции.

   Практически, весь учебный процесс в школах ведется на русском языке, от качества усвоения которого зависит общая и специальная грамотность человека, его дальнейшее развитие как полноценного члена нашего общества.

   Естественно, что при изучении русского языка в школе возникает немало проблем и трудностей. Опираясь на свой многолетний опыт преподавания данной дисциплины, мне бы хотелось выделить несколько основных сложностей, связанных с усвоением данного предмета.

   Для начало отметим проблемы содержательного характера, которые имеются .

   В русском языке они связаны с недостаточно развитыми навыками правильной и выразительной устной и письменной речи. Учащиеся не могут в большинстве случае точно и правильно выражать свои мысли, не владеют особенностями речевого этикета.

   Овладевая теоретическими знаниями, учащиеся порой не обладают умением применять эти знания  в практической речевой деятельности. Так к примеру:

  • знание структуры предложения и умение составить его схему не обусловливает правильного построения учащимися самостоятельного высказывания;
  • усвоение значительного количества орфографических и пунктуационных правил не ведет к практическому повышению грамотности учащихся;
  • умение фонетически разобрать слово не гарантирует соблюдения орфоэпических норм при употреблении этого слова в живой̆ речи.

   Проблема утраты интереса к предмету «Русского языка» связана с недостаточно сформированными коммуникативными способностями учащихся, что возможно лишь на базе основательных теоретических знаний и сформированных речевых навыков у школьников. Лингвистическая теория и практика формирования языковых умений во многих современных учебниках не дают целостного представления о языке как средстве выражения определенного смысла и отражения окружающего мира, орудии мысли, и потому не развивают внутренней̆ мотивации к изучению предмета.

При изучении языка, на котором человек говорит, в большинстве случаев, с детства, школьник должен понимать зачем он изучает, например синтаксис русского языка, морфологию, а в учебном процессе нынешней действительности это в большей степени сведено к механическому запоминанию правил для решения тестовых задач.

   Также имеются проблемы методического характера, связанные с тем, что учитель затрачивает достаточно большое количество времени на соблюдение многочисленных контрольных предписаний и норм, что имеет опосредованное отношение к преподаванию языка как таковому. Очень большое количество времени  тратиться преподавателем на детальное планирование как системы уроков на год вперед, так и каждого конкретного урока. Жесткое следование календарно-тематическому плану, значительно затрудняет качественное взаимодействие преподавателя с детьми  в процессе усвоения материала.

   Помимо этого, необходимо отметить и кадровые проблемы. А связаны они с тем, что учителя в современных реалиях в большей степени ориентированы на результаты ЕГЭ и олимпиад. А это, в свою очередь, не соответствует специфики гуманитарного образования.  

   Подводя итог вышеизложенного , я бы хотела предложить некоторые пути решения сложившихся проблем. На мой взгляд, должна быть сформирована культура использования информационно- коммуникационных инструментов и ресурсов (бумажные словари, электронные словари, транскрибирования и тд); теоретическое изучение языка и формирование практических речевых навыков должно быть сбалансировано с учетом состава обучающихся и опираться на разные методические подходы; освоение школьной̆ дисциплины «Русский̆ язык» должно предусматривать овладение всеми видами речевоӗ деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения; наряду с учебниками и учебными пособиями при изучении русского языка необходимо использовать интерактивные программы, направленные на развитие навыков устной̆ и письменной̆ речи, пополнения словарного запаса, перефразирования, редактирования и т. п.; следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ учебных курсов, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием работы учителя для того, чтобы учитель имел возможность для творческой работы на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

MEET UP . Учись , делись , меняй , делай . ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА "ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ" 22 февраля 2019 г. г. Москва (выступление на общегородском мероприятии )

ЦиклПрезентация результатов деятельности участников лаборатории игровых технологий в образовании ....

Презентация к выступлению. Педсовет май 2019 г. Анализ деятельности педагога-психолога Ильиновой Н.В. в 2018-2019 у.г.

Презентация к выступлению. Педсовет май 2019 г. Анализ деятельности педагога-психолога Ильиновой Н.В. в 2018-2019 у.г....

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (выступление на семинаре 2019-2020 уч. год)

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (практикоориентированные задания) 2019-2020 уч. год...