Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (выступление на семинаре 2019-2020 уч. год)
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (практикоориентированные задания) 2019-2020 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc45 КБ
Файл proekt_1.docx39.99 КБ
Файл proekt_2.docx93.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике

в условиях реализации ФГОС ООО»

(Егорова И.В., МБОУ СОШ № 85 г. Хабаровск)

Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплине в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях.

За последние десять лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения.

          Наряду со многими изменениями всего учебного процесса ФГОС нового поколения обращает серьезное внимание на развитие у школьников способности к решению задач в различных предметных областях, в построении своей жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Не случайно экзамен в новой форме для девятиклассников вошли задания, моделирующие реальную или близкие к реальной ситуации.

          Проект КИМ  2020 года разработаны с учетом того, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны: овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности; научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях; сформировать качества, присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Для того чтобы научиться выполнять задания ОГЭ по математике, наряду с общеучебными, за годы обучения у каждого школьника должны сформироваться и универсальные логические действия: анализ; синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

А где он этому учится? Прежде всего, на уроках математики.

Подготовка к экзаменам по математике  проводится на протяжении всего периода изучения предмета в школе. Учитывая требования стандартов нового поколения, одновременно с задачей овладения учащимися содержанием курса ставятся задачи приобретения общеучебных и специальных умений и навыков, которые позволят применять полученные знания в решении различных по уровню сложности математических задач.

Для того чтобы каждый выпускник достиг своего выбранного уровня успешности на итоговой аттестации, надо добиваться не формального усвоения программного материала, а его глубокого и осознанного понимания, необходимо убеждать учеников в том, что лишь при наличии активной позиции в изучении математики, при условии приобретения практических умений, навыков и их целенаправленного использования, можно рассчитывать на реальный успех. На деле все оказывается намного сложнее. Именно поэтому от учителя требуется профессионализм, опыт, терпение, энтузиазм, постоянное самосовершенствование и умение прогнозировать перспективу, как собственной деятельности, так и деятельности учащихся.

Для успешной сдачи экзамена необходима системная, продуманная работа. Должна быть готовность учащихся по трём направлениям: информационная готовность, предметная готовность и психологическая готовность.

Подробнее остановлюсь на предметной готовности.

Из опыта работы могу предложить следующие рекомендации по подготовке учеников к итоговой аттестации.

Начинать подготовку следует с арифметических действия и культуры вычислений. Без этого ни одна задача не будет доведена до верного ответа.

В изучении математики есть одна особенность – последовательность восприятия: нельзя идти дальше, прежде чем не усвоишь всего предыдущего. Поэтому при подготовке к ОГЭ в 9 классе необходимо постоянно контролировать такие темы, как: действительные числа и действия с ними; степенные выражения и их преобразования; свойства арифметического корня; функции и их свойства; уравнения, неравенства и их системы; решение текстовых задач; арифметическая и геометрическая прогрессии; решение комплексных задач по планиметрии.

Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. Не секрет, что у многих обучающихся низкая предметная подготовленность, нет положительной учебной мотивации, есть чувство страха перед ОГЭ, которое может привести к низким результатам даже у обучающихся с высоким уровнем знаний по предмету.

Занятия по подготовке к ОГЭ должны носить системный характер, быть регулярными, четко спланированными, давать каждому обучающемуся возможность заполнить пробелы в знаниях и исключить появление новых.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ я осуществляю в группах по 5-8 человек:

- группы для слабых учащихся (решение самых простых заданий  1 части);

          - группы для ребят среднего уровня (решение заданий 1 части)

- группы для сильных ребят (решение заданий 1 и 2 части)

     Каждый ученик выбирает для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, поэтому он будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени и повысить  шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, а лучше ему спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку.  Отведённого времени также вполне хватит  и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому  самоконтролю времени следует тренировать только тех учащихся, которые  подготовлены к выполнению заданий второй части.

     В этом учебном году ОГЭ будут сдавать дети, которые первыми обучаются по ФГОС нового поколения. В связи с этим в КИМы включен блок практико-ориентированных заданий. Общее количество заданий и их спецификация при этом не изменилась, просто несколько заданий объединили в один блок с общим условием.

    Начинать решение первых пяти заданий необходимо с сопоставления текста и схемы. Здесь проверяется умение работать с учебным математическим текстом, умение анализировать и извлекать необходимую информацию.

    На мой взгляд, этот блок несколько упростил КИМы. Однако для отработки навыков решения не хватает учебного материала. ФИПИ обещает разработать практико-ориентированные задания и разместить их на своем сайте к новому году и рекомендует придумать аналогичные задачи, взяв примеры из жизни. Я предложила учащимся подготовить проекты по практико-ориентированным задачам.

    Кроме тех видов, которые предлагает ФИПИ (схема домохозяйства, план квартиры, пакеты и тарифы мобильной связи и Интернета, маркировка шин), есть немало интересных:

  • Разработка туристического маршрута с различными видами транспорта и услугами турфирм;
  • Схема спортивной площадки с установкой оборудования, покрытия, приобретением спортивного инвентаря у поставщиков;
  • Оформление школьных клумб различной формы с дорожками, покупкой рассады, удобрений у поставщиков;
  • Схема сквера с различной формой газонов, покупкой саженцев, подрядчиками, расценками на услуги;
  • Строительство теплицы (проект, расчет количества материала, услуги по доставке, установке);
  • Разведение птицы или кроликов (помещение в соответствии с нормами, оборудование, закупка корма у поставщиков);
  • Фермерское хозяйство (поля, выпас скота, подсобные помещения, содержание животных);
  • Схема железнодорожного вокзала с разработкой маршрута из города А в город В с пересадкой в городе С и без нее, с расценками на транспортные услуги;
  • Офисное помещение с размещение мебели, покупкой кондиционеров А и В или установкой натяжного потолка;
  • Схема детской площадки с песочницей, горками, лестницами и покрытием.

Работа над этими проектами только началась. Но кое-что из сделанного я уже могу показать.



Предварительный просмотр:

Проект озеленения школьного двора

C:\Users\Учитель\Pictures\Рисунок41.png

        2

                              3                                                   6

                              4                                                   7

                                     5        8              1                      

На плане (см. рисунок) изображён школьный двор. Для удобства план нанесен на квадратную сетку, сторона каждого квадрата которой равна 1 м. Здание школы на плане обозначено цифрой 1. В глубине двора по центру расположено крыльцо. Справа от крыльца находятся цветочные клумбы. На дальней клумбе планируется посадить бархатцы, на средней цветы календулы, на ближней - львиный зев. Слева расположены газоны, на которых планируется посадка кустов сирени. В клумбе, имеющей форму круга будут расти петунии.

1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. В ответ запишите последовательность четырех цифр без пробелов и других дополнительных символов.

Объекты

Круглая клумба

Крыльцо

Клумба с бархатцами

Клумба с львиным зевом

Цифры

Ответ:__________________

2. Перед посадкой сирени в почву необходимо внести компост из расчета 17 кг под каждый куст. Сколько мешков компоста по 30 кг понадобится, если на каждом из двух газонов планируется высадить по три куста сирени?

Ответ:_________________

3. Найдите площадь (в м2)  прямоугольных цветочных клумб.

Ответ:_________________

4. Найдите расстояние по прямой между противоположными углами цветочной клумбы (в метрах). В ответ запишите квадрат этого расстояния.

Ответ:________________

5. Директор школы выбирает питомник для покупки цветочной рассады. Цены на цветочную рассаду и услуги по доставке указаны ниже.

Название питомника

Цена рассады за 1 шт. (в рублях)

Бархатцы

Календула

Львиный зев

Петуния

«Зеленый сад»

15

20

40

25

«Цветы круглый год»

10

15

35

50

Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант, если необходимо купить десяток петуний и по 3 десятка бархатцев, календулы и львиного зева? Доставка составляет 5% стоимости заказа.



Предварительный просмотр:

Проект «Детская площадка»

На территории школы планируется обустроить детскую площадку размером 12х16 метров (см. рисунок). На площадке необходимо разместить спортивный комплекс (цифра 6), стенку для лазания, две скамейки «Радуга», детскую горку, две качели и лиану-паутинку, отмеченную на плане цифрой 3. Территорию площадки предполагается покрыть мягкой плиткой из резиновой крошки размером 50х50 см.C:\Users\Учитель\Downloads\Shema-detskoj-ploshhadki.jpg

1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. В ответ запишите последовательность четырех цифр без пробелов и других дополнительных символов.

Объекты

Детская горка

Стенка для лазания

Скамейка

Спортивный комплекс

Цифры

Ответ:__________________

2. Резиновая плитка продается в упаковках по 10 штук. Сколько упаковок плитки понадобится, чтобы выложить поверхность детской площадки?

Ответ:_________________

3. Найдите периметр детской площадки. Ответ укажите в дециметрах.

Ответ:_________________

4. Найдите расстояние по прямой между противоположными углами детской площадки. Ответ укажите в метрах.

Ответ:________________

5. Компания «Корда» предлагает оборудование для детской площадки: спортивные комплексы, горки, скамейки, диваны-качели. Цены указаны в таблице.

Оборудование

Спортивный комплекс

Детская горка

Скамейка

Диван-качели

Модель А

34790

34360

3460

19470

Модель Б

29470

35890

5290

19980

Модель В

28860

33550

4400

20150

Во сколько рублей обойдется самый дешевый вариант, если необходимо спортивный комплекс, горку, диван-качели  и 2 скамейки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Тестирование- новая форма экзамена. ЕГЭ представляет собой тестирование успеваемости....

Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеуроч­ной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:—  расширение кругозора учащихся;—  развитие интереса у...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искусства находится в постоянном развитии. Одной из проблем  является формирование эмоционально-волевых к...

Подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по русскому языку (2019 - 2020 учебный год)

Учащиеся испытывают трудности, выполняя задание № 2 тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Предложенный материал представляет собой тренировочный тест из 22 заданий, в которых ученикам предлагается пос...

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочиненияв 2019-2020 учебном году...