Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
статья по алгебре на тему

Липницкая Вера Николаевна

Тестирование- новая форма экзамена. ЕГЭ представляет собой тестирование успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

 Тестирование как новая форма экзамена набирает опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса, поэтому следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. С педагогической точки зрения тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости.  Опыт показывает, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ ответить полностью правильно на все вопросы трудно. Таким образом, подготовка к успешному написанию ЕГЭ отличается от привычной для нас методики обучения школьников математике «вообще».

   При подготовке к экзамену нужно определить планируемый результат обучения. Для этого задаю вопрос учащимся: «Какую оценку ты хочешь получить на ЕГЭ?». Если школьник честно сформировал ответ, то можно получить «актуальный потолок» обучаемого. Для достижения хороших результатов важна техническая подготовка учащихся. При подготовке к ЕГЭ я учу школьника технике сдачи теста. Одним из моментов данной техники является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. обучаю школьника экономии времени для решения более сложных заданий. Это можно достичь следующими путями:- при выполнении заданий  части В пользоваться устным  счётом и промежуточными вычислениями;

- пользоваться краткой формой записи решения тестовых заданий,  тем самым экономить время;- пропускать те задания, которые не удаётся выполнить сразу;

- решение геометрических задач оставить на последок, их решение

  требует много времени, и, как показывает практика, ученики хуже бывают подготовлены по геометрии, нежели по алгебре. Обучаю учащихся прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания,  приёму «спирального движения» по тесту, т.е. задания  надо просмотреть от начала до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить те задания, которые можно выполнить  без особых раздумий. После выполнения данных заданий следует ещё раз просмотреть тест и определить следующие, которые можно  пробовать решить. Возможно, найдётся задание, которое к данному моменту «созрело». Чтобы это произошло, при подготовке к экзамену особое внимание уделяю «западающим» темам, таким как: - нахождение области определения, области значения функции; - исследование функции;  - производная и первообразная функции; - решение задач на проценты; - решение геометрических задач. При составлении тестов использую следующее:

- тесты выстраиваю в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный «сегодня» тест  готовит к пониманию правильному выполнению «завтрашнего»;- тренировочные тесты провожу по каждой теме с жёстким ограничением времени, поэтому занятия стараюсь всегда   проводить в форсированном режиме с подчёркнутым  акцентированием контроля времени. Темп такого занятия задаю сразу и держу на протяжении всего урока . Этот режим очень тяжёлый школьникам на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойнее и собраннее;- перехожу к комплексным тестам только к концу учебного года,  когда учебный материал полностью пройден;- постепенно увеличиваю нагрузки по содержанию и времени;- учу использовать имеющийся запас знаний, применяя  рассуждение и логику для получения ответа наиболее простым и  быстрым способом;- включаю в тесты задания, неодинаковые внешне, но сводящиеся к одному и тому же решению. В течение года я провожу самостоятельные работы на выявление уровня знаний по каждой теме. В этом случае составляю большое количество вариантов карточек по теме, содержащие задачи различных уровней сложности. Проанализировав работы, выявляю пробелы в знаниях учащихся и соответственно этому организовываю повторение материала, с учётом допущенных ошибок. При этом осуществляю также индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив карточки в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.

   Для устранения имеющихся пробелов в знаниях учеников, составляю больше заданий, однотипных с теми, в которых были допущены типичные ошибки на самостоятельной работе. Поэтому провожу фронтальную работу с учащимися, вместе анализируя допущенные ошибки.

   Применяю групповую форму работы. Задания в группах подразделяю по:

  - уровню сложности; - типу заданий; - методу решения.

При групповой работе очень важно правильно сформировать  микрогруппы. Если задания сгруппированы по уровню сложности, то ученики в группе должны быть с примерно с равными умственными способностями и решать они должны «посильные» задачи. Если выбран другой критерий для группировки задач, то тогда в каждой группе должны быть и «сильные», и «слабые» учащиеся.  Групповую работу целесообразно использовать после повторения основных теоретических моментов по данной теме. Такая форма работы позволяет рационально использовать учебное время и охватить при этом больший объём повторяемого материала.

   Вторая часть тестов ЕГЭ состоит из заданий высокого уровня сложности. При решении их требуется умение не только найти правильный ответ, но и обосновать полученные выводы, построить логически грамотную цепочку рассуждений, а также математически грамотно записать решение. Задания С1, С2 и С3 требует хорошей подготовки на школьном уровне, но вполне посильно даже не самым математически одарённым школьникам. Поэтому на своих уроках я использую материалы разноуровневого  характера.

    Немаловажным фактором для успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьника. Не следует пугать учеников предстоящим ЕГЭ, лучше начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определённые усилия.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...

Особенности подготовки учащихся по математике к ОГЭ

Экзамен… Зачастую одно только упоминание о нем вызывает тревогу и волнение. Автор, имея многолетний опыт преподавания в школе, делится методическими приемами успешной подготовки учащихся ...

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....

Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах по математике

Методика подготовки учеников к олимпиадам и конкурсам по математике....

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (выступление на семинаре 2019-2020 уч. год)

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (практикоориентированные задания) 2019-2020 уч. год...