Особенности подготовки учащихся по математике к ОГЭ
статья по математике (9 класс) на тему

 

Экзамен… Зачастую одно только упоминание о нем вызывает тревогу и волнение. Автор, имея многолетний опыт преподавания в школе, делится методическими приемами успешной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу. Не следует стараться решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. Проверочное диагностическое тестирование проводить по какой-то определённой теме. Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года (апрель-май), когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий. Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Можно всё время фиксировать время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.

Слайд 3

Очень эффективен приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Учитель раскрывает перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Полезно развернуть перед учениками всю картину поиска решения. Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае дети должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

Слайд 4

Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, в равной мере для всех школьников (сильных и слабых). Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ОГЭ предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня сложности. Поэтому при подготовке к ОГЭ следует осуществлять дифференциацию таким же образом.

Слайд 5

Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки, она обеспечивает получение тройки. Первая часть состоит из двух модулей: модуль алгебра (1-14), модуль геометрия (15-20). Ответом к каждому заданию является число, цифра или последовательность цифр. Ответы на задания первой части проверяются компьютером. Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки). Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, как учили раньше (нет времени, места, да и оценивается только ответ), но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки.

Слайд 6

Невнимательное чтение условия (путают выбор правильного ответа при решении неравенств методом интервалов или квадратичных неравенств, часто не знают, что вынести в ответ и т. п.). Арифметические ошибки (в первую очередь работа с отрицательными числами и дробями). Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.

Слайд 8

1. Внимательно изучите следующие документы: «Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ». «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ». «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ». 2. Осуществляйте подготовку по принципу повторения «больших» тем курса математики 5-9 классов. Целесообразно начать с повторения арифметических действий над рациональными числами. 3. Предложите решить задания вариантов 2017 года и демонстрационного варианта 2018 года.

Слайд 9

4. Проверьте ответы и отметьте задания, в которых получен неверный ответ. 5. Повторите с учащимися темы, вызвавшие затруднения. 6. Каждому учащемуся в индивидуальном порядке предложите решить небольшую тематическую диагностическую работу, включающую в себя темы, в которых допущены ошибки. При необходимости предложите такую работу несколько раз, пока не будет достигнут результат. 7. При подготовке к экзамену ни в коем случае нельзя ориентироваться только на демонстрационный вариант и ограничиваться решением многочисленных его копий, поскольку реальный экзамен может от него отличаться.

Слайд 10

8. На завершающей стадии подготовки следует: решить 1-2 пробные работы в формате ОГЭ, включающие в себя задания за весь курс алгебры 7-9 классов в обстановке, максимально приближенной к экзаменационной ( 235 минут на выполнение работы, исключить списывание); проверить работу по критериям, рекомендованным для проверки; провести индивидуальную работу с учащимися, не набравшим необходимое количество баллов для получения положительной оценки. 9. Учитывая связь содержания экзаменационной работы за курс основной школы и ЕГЭ по математике в 11 классе, обратите особое внимание на выполнение заданий практического характера (темы «Площади», «Проценты»).

Слайд 11

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребёнка результат выше, чем планировалось. Уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Такой подход при спланированном подборе заданий приводит к значительному сдвигу как в самооценке школьника, в его чувстве уверенности в себе, так и в его умении без ошибок выполнять тест.

Слайд 12

Обучение постоянному жёсткому контролю времени . На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение 1 части ( 20 заданий) рекомендован 90 мин, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 4-5 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 90 мин, а остальные 145 мин посвятить 2 части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы.

Слайд 13

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий . Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым

Слайд 14

Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа . Следует учить школьников простым приемам для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

Слайд 15

Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания, которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.

Слайд 16

Название, электронный адрес 1. Официальный портал Государственной итоговой аттестации gia.edu.ru 2. Российский образовательный портал school.edu.ru 3. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) fipi.ru 4. Московский институт открытого образования (МИОО) mioo.ru 5. Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий mathgia.ru

Слайд 17

6. Федеральный портал «Российское образование» edu.ru 7. Образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам reshuoge.ru 8. ЕГЭ портал , все последнее к ЕГЭ и ОГЭ 9. Онлайн тестирование examen.ru 10. Сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде alleng.ru 11 . Сайт, где помогут решить задачу по математике, посоветуют нужное пособие для подготовки к экзаменам, которое там же и можно найти diary.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Тестирование- новая форма экзамена. ЕГЭ представляет собой тестирование успеваемости....

Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике.

Методика и практика подготовки учащихся с ОВЗ к итоговой аттестации. Проблемы и пути их решения....

Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах по математике

Методика подготовки учеников к олимпиадам и конкурсам по математике....

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (выступление на семинаре 2019-2020 уч. год)

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (практикоориентированные задания) 2019-2020 уч. год...