Тема: «Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике»
методическая разработка по математике (9 класс)

Выступление на песовете и ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике»

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму.

 Позволь мне сделать самому, и я научусь»

 Конфуций. 

   Единый государственный экзамен по математике – серьезное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике в том, что он является обязательным для всех учащихся. В наших школах 2 обязательных экзамена: по русскому языку и по математике. Экзамен по русскому языку сдают всегда лучше, он для учащихся проще, легче. Я вижу, по крайней мере, три причины для этого.

    1) Всё – таки русский язык – это родной для учащихся язык. И какие – то правила написания они, как – будто, знают с рождения. А язык математики сложен, как любой иностранный, нужно знать «перевод».  Порой учащиеся не могут понять смысла задания, а не то чтобы его решить. Они должны четко знать смысл математических терминов, например таких, как биссектриса, медиана, логарифм, дифференцирование, геометрический смысл производной и т.д.

   2) Учителя математики изучают новый материал со своими учениками  практически до конца учебного года. На комплексное повторение остается очень мало времени. Тогда, как новые темы по русскому языку заканчиваются уже в 8 классе, и в 10-м, 11-м идет только повторение.

   3) В тексты КИМ включены такие задания, которых нет в школьных учебниках математики. Приходится с ними знакомить учащихся только при  повторении.

   Экзамен в формате ЕГЭ не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Но про себя скажу, что когда у меня нет выпускного класса, работаю всегда спокойнее, не так напряженно, будто нагрузка у меня в эти годы в два раза меньше. Не получается не переживать за своих учеников. Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. Не секрет, что у многих обучающихся низкая предметная подготовленность,  нет положительной учебной мотивации, есть чувство страха перед ОГЭ, которое может привести к низким результатам даже у обучающихся с высоким уровнем знаний по предмету.

  Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это, конечно, титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.

Слайд №2

Для этого необходима системная, продуманная работа. Должна быть готовность учащихся по трём направлениям: информационная готовность, предметная готовность и психологическая готовность.

Информационная готовность. 

Слайд №3

Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в группе, рискующей остаться без аттестата.

Для формирования информационной готовности члены администрации знакомят участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами по проведению ГИА, сообщают о ходе подготовки к ГИА в школе,  организуют обсуждение результатов пробных экзаменов (на родительских собраниях, инд. встречах) Родительские собрания в начале учебного года в выпускном классе всегда посвящены ОГЭ                

  Слайд№4

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Ознакомление с нормативными документами (в течение года).
  2. Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение года).
  3. Ознакомление родителей с источниками информации о  ОГЭ    (перечень необходимых  сайтов (сентябрь).
  4. Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ :

-  ознакомление с результатами диагностических работ;

-  ознакомление с результатами индивидуальной работы;

     5.  Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года)

  1. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1.  Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией  о нормативных документах (с сентября, далее в течение года).

2.  Консультативная поддержка учащихся (в течение года).

3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ на уроках (в течение года).

4.Обеспечение учащихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМ (в течение года).

5.Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков, по  решению КИМ (в течение года).

6.Проведение тренировочных и диагностических работ (в течение года).

7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация (в течение года).

Предметная готовность. Умение выполнять задания КИМ.

Слайд №5

 О сдаче экзаменов  говорю с учениками, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры обучающихся. Эту задачу ставлю и перед родителями учащихся на первом родительском собрании в 5 классе.  Необходимо достаточное место на уроке отводить устному счёту, как на старте урока, так и при решении дальнейших задач.

Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а так же знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач.

(пример быстрого умножения:  1)  Возведение в квадрат двухзначного числа, оканчивающего на 5; 2) умножение на 11.)

СЛАЙД №6.

И в 7-9 классах не забывать об этом, в письменных работах требую записывать вычисления в столбик, иначе ученики забывают таблицу умножения и правила действия с числами, особенно с дробями.

При выполнении тестов в 9-м классе требую не только записывать ответы, но и вычисления.

Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий.

 (например, формула квадрата суммы или разности, свойства степеней с одинаковыми показателями, определение степени с отрицательным показателем, нечёткое знание которых приводит к выбору неправильного ответа или решения)

  • В 7, 8 классах после объяснения нового материала показываю, как эта тема вышла на ОГЭ, ЕГЭ, рассматриваю всё разнообразие заданий.

( Пример1.  Линейная функция.  Пример2.  Квадратные корни.)

СЛАЙД №7,

Слайд № 8.

  • Стараюсь показать ребятам важность  теоретических вопросов по геометрии. Показываю, как знание определений, свойств, формул может помочь решить задачу.

(Пример: №20.19,18)

Слайд № 9,10,11

  • Во 2 полугодии переходим к решению комплексных тестов. Работаем в том же режиме: 1) выполнении работы, 2) разбор решения,3) работа над ошибками.

Приобретены учебно-методические  пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. В работе использую банк вариантов КИМ прошлых лет, текущего года, демонстрационные варианты, варианты тренировочных  экзаменов.

  • Среди источников информации следует отметить сеть Интернет. Рекомендую сайты, где ученики могут самостоятельно готовиться и проверять уровень своей подготовки.

Рекомендую своим ученикам чаще проходить online тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию.

Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

 Слад № 12.

Обучение постоянному жёсткому контролю времени.

Все тренировочные, диагностические работы провожу с жестким ограничением времени. Этот режим тяжел для учащихся, но привыкнув к нему, ребята потом чувствуют себя намного спокойнее и собраннее.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста.

Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым..

Обучение приёму «спирального движения» по тесту.

Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходи «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 20, 23 задания, которые «сильный» и «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу.

Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы.

 Так необходимо делать несколько раз.

 Важнейшей составляющей моей работы по подготовке к

экзаменам считаю условное разбиение учащихся на группы.

 Это делаю для того, чтобы строить работу дифференцированно, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Я выделяю три основные группы:

 высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа

«риска». Учащиеся, имеющие средний уровень математической подготовки, могут без особого труда усваивать программный материал на уроке, практически всегда справляются с предложенными заданиями, получая удовлетворительные отметки.

 Дети с повышенной мотивацией к обучению математике без труда овладевают материалом, проявляют интерес к изучению предмета. С ними строю работу, проводя индивидуальные консультации.

В группе «риска», как правило слабоуспевающие ученики. Им не всегда удаётся справиться с предлагаемыми заданиями в классной и домашней работе. С ними отрабатываем те задания, которые вызывают затруднения. Решаю с ними примеры и задачи подобного характера, работаю индивидуально. Привлекаю помощь «сильных» учеников – консультантов.

  • Час дополнительных занятий провожу чередуя занятия слабые/сильные и разбираю с ними соответствующие их знаниям и потребностям типы заданий. Разделила класс на две, а не на три, группы.

Часть учащахся из второй группы переходят в 1-ю, а другая часть в 3-ю.

  • Первая группа – группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов. Вторая группа – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл. Учащиеся первой группы должны уверенно выполнять 8-10 заданий базового уровня. Отрабатываю с ними в первую очередь практико – ориентированные задачи, задачи на проценты, вычислительные задания, простейшие уравнения, задания на вычисление площадей. Выпускникам второй группы необходимо уверенно выполнить 19заданий первой части и № 20, 23  части 2.. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях, чем в применении алгоритмов. Поэтому перед ними ставлю задачу сформировать навыки самопроверки и добиться полного понимания выполняемых действий.

( пример из диагностической работы )

Психологическая готовность.

Слайд.13 

Психологическая готовность – внутренняя настроенность на определенное поведение, на результат, на использование возможностей личности на успешные действия в ситуации сдачи экзамена. Повышение уровня мотивации. Продолжаю развивать такие качества, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельности. Необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз. Стараюсь учащимся  не бросать фраз «ты ничего не знаешь», « ты не сдашь экзамен». Наоборот говорю, что все могут сдать ОГЭ, если будут готовиться к урокам и выполнять все мои требования.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

     И всё же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его прфессиональной готовности к ГИА.

 Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Другое условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.

Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко.

 Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться».

Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.

Слайд 14

«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». 
                                         В.А. Сухомлинский.

Слайд 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму. Позволь мне сделать самому - и я научусь.» Конфуций . «Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике.»

Слайд 2

В подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ (ЕГЭ) необходимо выделить следующие составляющие: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность или содержательная; психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Слайд 3

Информационная готовность. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Ознакомление с нормативными документами (в течение года). Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение года). Ознакомление родителей с источниками информации о ОГЭ (перечень необходимых сайтов (сентябрь). Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ : ознакомление с результатами диагностических работ; ознакомление с результатами индивидуальной работы; Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года)

Слайд 4

Информационная готовность. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1. Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией о нормативных документах (с сентября, далее в течение года). 2. Консультативная поддержка учащихся (в течение года). 3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ на уроках (в течение года). 4.Обеспечение учащихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течение года). 5.Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течение года). 6.Проведение тренировочных и диагностических работ (в течение года). 7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация (в течение года).

Слайд 5

Предметная готовность.

Слайд 6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. 15 2 = 15*15 = 225 ( 1 умножаем на 2 и приписываем 25). 75 2 =75*75 = 5 625 (7 умножаем на 8 и приписываем 25). 395 2 = 395*395 = 156025(39 умножаем на 40 и приписываем 25). Чтобы возвести в квадрат число оканчивающее на 5, надо отбросить 5 и перемножить число (десятков) на следующее по порядку и приписать 25 .

Слайд 7

Умножение двухзначных чисел на 11. 17 * 11 = 1(1+7)7 = 187; (1+7=8 < 10) . 81 * 11 = 8(8+1) 1 = 891. (8+1=9 < 10) . 28 * 11 = (2+1) 08 = 308; (2+8=10 > 9 ). 94 * 11 = (9+1)34 = 1034; (9+4=13 > 9 ). Сумма цифр числа меньше 10, то между ними вставить их сумму. Сумма цифр числа больше 9, то между ними вставить количество единиц в сумме цифр данного числа, а первую цифру увеличить на 1.

Слайд 8

«Линейная функция.» На рисунках изображены графики функций вида y = kx + b . Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов k и b . ГРАФИКИ А Б В КОЭФФИЦИЕНТЫ 1) K < 0 , b < 0 2) k > 0 , b > 0 3) k > 0, b < 0 В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.

Слайд 9

«Квадратные корни.» Одно из чисел √40, √46, √53, √58 отмечено на прямой точкой A. Какое это число? 1) √40; 2) √46; 3) √53; 4) √58.

Слайд 10

ГЕОМЕТРИЯ Задание 19 . Какие из следующих утверждений верны? 1) Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 180°. 2) Если один из углов параллелограмма равен 60°, то противоположный ему угол равен 120°. 3) Диагонали квадрата делят его углы пополам. 4) Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.

Слайд 11

Периметр треугольника равен 33, одна из сторон равна 7, а радиус вписанной в него окружности равен 2. Найдите площадь этого треугольника.

Слайд 12

В треугольнике ABC угол C равен 90°, BC=5, AC=2. Найдите tgB . В треугольнике ABC угол C равен 90° , BC =5 , AC =2 . Найдите tg B

Слайд 13

«Техника сдачи теста». Обучение постоянному жёсткому контролю времени. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Обучение приёму «спирального движения» по тесту.

Слайд 14

Психологическая готовность. Психологическая готовность – внутренняя настроенность на определенное поведение, на результат, на использование возможностей личности на успешные действия в ситуации сдачи экзамена. Повышение уровня мотивации. Продолжаю развивать такие качества, как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке, самостоятельности.

Слайд 15

«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». В.А.Сухомлинский.

Слайд 16

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Особенности подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по математике в формате ГИА

В статье дана сравнительная характеристика письменного экзамена и в формате ГИА. Как в услових гуманитарной гимназии подготовить детей к экзамену....

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Тестирование- новая форма экзамена. ЕГЭ представляет собой тестирование успеваемости....

Особенности подготовки учащихся 9 классов с низким уровнем обученности к успешной сдаче ОГЭ по математике

ГИА по математике «…проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы...

Обобщение опытом на тему: "Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике"

Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится  с 2008 года. Его назначение — оценить обще­образовательную...

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (выступление на семинаре 2019-2020 уч. год)

Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по математике (практикоориентированные задания) 2019-2020 уч. год...