Какими современными приемами в Ваших практиках представляется «человек в истории»?
статья

Воробьева Екатерина Андреевна

В наши дни особенно актуально рассматривается роль личности в истории и в связи с данными тенденциями составляется много различных заданий на школьных уроках, олимпиадах, итоговых аттестациях связанных с исторической личность. История  для учащихся - это увлекательные рассказы о прошлом, людях и их характерах, повседневной жизни.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vorobeva_e_a.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Участник регионального семинара

«Особенности исследовательской деятельности

в современной школе»

Воробьева Екатерина Андреевна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ р.п. Сободный

Базарано-Карабулакского

муниципального района Саратовской области»

Какими современными приемами в Ваших практиках представляется «человек в истории»?

В наши дни особенно актуально рассматривается роль личности в истории и в связи с данными тенденциями составляется много различных заданий на школьных уроках, олимпиадах, итоговых аттестациях связанных с исторической личностью.

История  для учащихся - это увлекательные рассказы о прошлом, людях и их характерах, повседневной жизни.    

На уроках истории и обществознания учащиеся изучают десятки имён выдающихся государственных и политических деятелей, талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. Историческая личность представляется нам как человек, который через смену эпох оставил свой след в истории: внес вклад в развитие человеческого общества. Ребята пытаются их узнать, понять и оценить их жизнь, деятельность и их труды. Через жизнь людей учащимся проще и понятнее познать историю своего Отечества. По моему мнению, учащимся особенно нравится изучать личность в таких аспектах как жизнь, привычки, характер и меньше всего их интересует политическая и общественная жизнь, которая описывается на страницах учебника. Знание исторических личностей воспитывает чувство гордости за свой народ, свою Родину, формирует такое важное качество, как гражданская идентичность личности. Именно сегодня - эта наша задача, которая стоит перед учителями.

Проблема изучения исторической личности не проста, и поэтому необходимо искать подходы для ее решения данной проблемы.

Учащимся важно показать, что решение исторических задач в любой сфере общественной деятельности - было результатом усилием ни отдельного человека,  а деятельности многих людей. История великих дел вершилась в окружении их соратников.

Для организации урока истории я использую следующие методы работы:  

  • изучение исторических «персоналий» по алгоритму (запоминание фамилии, имени личности; ознакомление с периодами деятельности личности; изучение оценок личности её современниками и современными историками);
  • сравнительный анализ характеристик деятельности личностей;
  • оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь, то примеры из службы, повседневной жизни и т. д.
  • при подготовки к итоговой аттестации составление памятки – алгоритм для характеристики исторической личности (исторические условия в которых происходит деятельность личности; задачи которые стремиться решить исторический деятель и методы их решения; интересы какого класса выражает деятель личности; значение его личностных качеств; оценка результатов деятельности исторической личности);
  • образы исторических личностей в живописи (рассмотрение картин);
  • метод «микрофон» (что учащиеся уже знают о данной исторической личности);
  • опережающее  обучение (заранее дать задание учащимся подготовить сообщение об историческом деятеле) ;
  • интервью с исторической личностью (учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью; задание выполняют два человека, один из которых историческая личность, а другой - журналист);
  • биографический метод (исследование жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности).

Таким образом, при составлении исторического портрета той или иной личности внимание школьников обращают на неоднозначность оценки людей в истории. При этом ученики завладевают умениями: объяснять суть оценок, приводимых в учебной и научной литературе; сравнивать отдельные оценки, выявляя их сходство и различие; высказываться и доказывать собственную оценку событий и личностей.

     На примере их поступков исторических личностей у молодёжи формируют ценностные ориентиры. С помощью интересных фактов из жизни исторических персоналий усиливается познавательная мотивация процесса обучения, углубляются знания по конкретной теме. И, пожалуй, самое главное, сформировать интерес к истории своего Отечества, людям, которые творили историю своими делами.

29.09.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Классный час: "Современная школа в вашем понимании"

Дети рассуждают о назначении современной школы и делают выводы о том, что ученик не сможет извлечь выгоду из своего образования, пока не выйдет на рынок труда. Образование – это общественное благо, хр...

Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда

   Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический мас...

Какую роль играют комнатные растения в жизни человека

Первыми распространителями комнатных цветов были воины, которые, возвращаясь в родные края, приносили с собой понравившиеся им иноземные растения.В Россию цветочно-декоративные растения в больших коли...