Выступление на методическом объединении воспитателей "Как быстрее адаптироваться в интернате"
материал

Камышникова Наталья Владимировна

Материал выступления  подобран в помощь педагогам школ-интернатов для успешной адаптации воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_bystree_adaptirovatsya_v_internate.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Благовещенская  общеобразовательная  школа-интернат

Выступление на методическом объединении

воспитателей

«Как быстрее адаптироваться в интернате?»

                                                                                     

 Подготовила: Камышникова Н.В.,

воспитатель

2021-2022 уч.год

Как быстрее адаптироваться в интернате?

    Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка. Для его успешного обучения необходимо учитывать особенности адаптации, т. е. привыкания, приспособления к школьной жизни, к проживанию в интернате.

Воспитанники находятся в интернате, как правило, в течение  нескольких лет, исключая каникулярное время. Таким образом, состав учащихся в школе-интернате обновляется. 

Первоначальные прибывшие дети представляет собой пестрый коллектив с различными интересами, навыками, знаниями. Наблюдения показали, что адаптация может проходить по-разному.

1-я группа детей – быстро и благополучно привыкающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

2-я группа детей требует для привыкания к школьной жизни больше времени. Такие дети часто капризничают, плачут, жалуются, спорят или дерутся со сверстниками.

3-я группа детей – плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учиться и посещать школу, устойчивые отрицательные эмоции. У них не складываются отношения со сверстниками, которые не хотят с ними дружить, играть на переменах. Такие дети ведут себя  вызывающе, задираются.

Кроме того, существует и еще одна группа детей – так называемые «старички», т.е. дети, обучающиеся в школе-интернате не первый год. 

       Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех школьников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Дети попадают в стрессовую ситуацию: разлука с домом, близкими; новая обстановка, окружение, требования; необходимость устанавливать множество контактов с взрослыми и сверстниками.

Изменение жизненных обстоятельств(обстановки,требований, окружения), дети часто впервые ощущают, попадая в интернат. Эта ситуация оказывает травмирующее действие на их психику. Многие дети вообще впервые оказываются вне дома, привычной обстановки.

Особенности адаптации детей (группы рассмотрены выше), накладываясь на особенности их нервно-психического состояния (раздражительность, возбудимость, снижение самоконтроля) создают поистине «взрывоопасную» ситуацию. Поэтому самым трудным и ответственным периодом работы является именно адаптационный период.

В чем трудности адаптации ребенка?

Школьное обучение кардинальным образом меняет весь образ жизни ребенка. Беспечность, беззаботность сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, воспитателя, быть внимательным на уроке, дисциплинированным, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

Если до поступления в школу-интернат ребенок действовал в соответствии со своим желанием и самостоятельно, играл тогда, когда хотел играть, то с приходом в школу-интернат он обязан делать то, что ему не всегда хочется делать. Ребенок должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке: он обязан и вынужден сменить свои занятия, весь «способ» жизни.

Если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость.

Слабое развитие произвольности – это неумение сознательно подчинять свои действия; воспринимать требования педагога, внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, самостоятельно выполнять задания по зрительному воспринимаемому образцу.

Для такого ребенка идти в школу со временем становится своеобразной «пыткой», и он начинает всячески увиливать от этого, пропускает уроки, придумывает разные болезни.

В начале обучения в школе-интернате у детей могут возникнуть специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Такой ребенок боится педагога, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, боится низких отметок, унижения.

Успешность адаптации ребенка к школе-интернату зависит также от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого.

Какие цели и задачи в своей работе должен поставить воспитатель:

Цель: Создание условий для успешной адаптации детей.

    Задачи:

  1. Формирование уверенного поведения в различных ситуациях.
  2. Формирование навыков конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  3. Формирование осознанного отношения к выполнению  требований и традиций (режим, правила поведения, работа по самообслуживанию и др.).
  4. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

Основное внимание уделяется прояснению актуального состояния ребенка (их отношения к самому факту пребывания в интернате, к новой обстановке и требованиям),осознанно подходить к выполнению школьных требований, находить позитивные моменты в сложившейся ситуации.

Важно сформировать у вновь прибывших детей чувство уверенности в новой обстановке, организовать общение и взаимодействие между «старичками» и новенькими, что поможет в дальнейшем сформировать дружный коллектив.

Также проводится работа по формированию навыков конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, выработка и принятие тех норм, по которым будет жить  коллектив.

Важно показать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками и акцентировать внимание детей на том, что именно они делают выбор как им общаться, какие поддерживать отношения.

И главным является раскрытие положительного потенциала каждого ребенка. 

    Для знакомства детей можно провести упражнение «Снежный ком»

Ведущий называет свое имя, следующий участник повторяет его и добавляет свое имя, следующий – повторяет два предыдущих имени и добавляет свое и т.д. В конце ведущий повторяет имена всех участников.

Режим дня

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению режимных моментов.

Оборудование: ватман, маркеры, карточки с интервалами времени и названием режимных моментов, листы для записи.

Коллективный рисунок «Утро – день – вечер»

Ведущий просит участников называть свои ассоциации со словами «утро», «день», «вечер» и зарисовывает их в виде образов на доске или ватмане. Потом обобщает все названное детьми, делая акценты на режимных моментах.

Воспитанникам более старшего возраста можно предложить следующие упражнения.

Упражнение «Робкий – уверенный – грубый»

Ведущий рассказывает, что в любой ситуации человек может вести себя робко, уверенно или грубо. Обсуждается, чем отличаются эти позиции (поза, жесты, манера говорить и т.д.). Предлагает участникам прочувствовать эти позиции, приняв соответствующие позы, сказав несколько фраз.

Участникам предлагается показать свой вариант поведения в различных ситуациях взаимодействия с взрослыми. Например:

— учитель несправедливо обвинил тебя в списывании;

— воспитатель просит тебя помочь дежурным убрать в классе и т.п.

Обсуждается, какую позицию выбрал участник для разрешения ситуации, к какому результату это привело, можно ли было поступить по-другому.

Упражнение «Человек, с которым я хотел бы познакомиться»

Участникам предлагается составить описание человека, с которым они хотели бы познакомиться и дружить. Нужно описать его внешность, характер, интересы. Потом участники по очереди зачитывают свои описания, остальные внимательно слушают и отмечают в описаниях те черты, которые есть у них. 

Аукцион «Способы знакомства»

Участники по очереди перечисляют, где, когда, как можно познакомиться с друзьями. Побеждает тот, кто последним назовет способ.

Анкета адаптации

 Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы (можно выбрать только один вариант ответа).

  1. Как ты относишься к режиму дня школы-интерната?

а) мне он нравится, я его соблюдаю;

б)  мне не всё нравится, но стараюсь соблюдать;

в)  мне он не нравится, я не выполняю его.

 

  1. Ты доволен своими отношениями с взрослыми и ребятами?

а)  да, и с теми, и с другими;

б)  только с взрослыми;

в)  только с ребятами;

г)  нет, ни с теми, ни с другими.

 

  1. Если взрослый делает тебе справедливое замечание или что-то требует, ты обычно:

а)  стараюсь исправиться, выполняю спокойно;

б)  иногда выполняю, иногда нет, могу огрызнуться в ответ;

в)  отказываюсь выполнять, могу сорваться, закричать.

 

  1. Оцени своё поведение:

а)  обычно спокоен, хорошо контролирую свои слова и поступки;

б)  иногда не контролирую свои действия, могу остановиться только после замечаний взрослого;

в)  часто не контролирую свои действия, не понимаю, почему так поступил, не останавливают даже замечания взрослого.

 

  1. Оцени своё участие в делах класса:

а)  сам предлагаю какие-либо дела, с удовольствием выполняю то, что задумано;

б)  сам не предлагаю новых дел, но выполняю то, что поручено;

в)  сам не предлагаю нового и стараюсь отказаться от поручений, если не удаётся – выполняю.

 

  1. Тебя устраивает твоё положение в классе?

а)  да, полностью;

б)  в общем, да, но хотелось бы изменить отношения с некоторыми ребятами;

в)  нет, совсем не устраивает.

   Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т. к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

 

Если ребенок испытывает высокую потребность во внимании со стороны окружающих, взрослых, то здесь будут жалобы на поведение школьника. Он нарушает общие нормы дисциплины и добивается внимания в любой форме. Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово, так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.

К не успешности приводят: страх, тревога из-за расставания с домом, родителями. И здесь именно родители могут помочь ребенку успешно адаптироваться к школе - интернату  полноценно включиться в УВП.

Что для этого необходимо?

Родители регулярно должны забирать детей  домой на выходные дни, праздники и каникулы. Использовать  это время для полноценного общения со своим ребенком. Искренняя заинтересованность школьными делами и заботами, серьезное отношение к школьной жизни ребенка, его достижениям и возможным трудностям, внимание к его успехам и неудачам, положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка, помогут ему почувствовать значимость своего положения и деятельности, будут способствовать повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Если  что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, родители могут обращаться за советом и консультацией к учителю, воспитателю, классному руководителю или школьному психологу.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.  Таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно, чтобы между школой и семьей были партнерские отношения, атмосфера взаимной поддержки и общности интересов, чтобы родители откликались на стремление педагога к сотрудничеству, проявляли интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Из опыта работы:

Многие дети в нашу школу поступают в раннем возрасте, н-р Владимир Д. Ему было еще 6 лет на момент начала обучения в 1 классе. Разлука с семьей – это стресс для ребенка. Первое время постоянные слезы, просьбы позвонить домой. чтобы родители забрали их, были не только у Владимира Д., но и у Данила З., Татьяны Э., Виктории Ш.

Проживание в интернате кардинально меняет всю жизнь ребенка. Беспечность, детские игры, беззаботность сменяются множеством требований, ограничений, которые детям не всегда по душе.

И, чтобы помочь адаптироваться младшим школьникам в интернате, необходима наша помощь – помощь воспитателей. В младшем звене это можно  сделать с помощью различных игр,  упражнений, например, игра «Снежный ком», когда педагог называет свое имя, следующий участник повторяет его имя; следующий участник повторяет два предыдущих имени и добавляет свое. Так дети быстрее знакомятся друг с другом.

Необходимо также познакомить  с правилами поведения и проживания в интернате, режимными моментами. Необходим постоянный контроль со стороны педагога при формировании навыков самообслуживания, многократное повторение требований.

Период адаптации в интернате у одних детей длится месяц, у других четверть, а у третьих растягивается на целый год.

В среднем звене (5 класс) при переходе из младшего интерната в старший также создаются «взрывоопасные» ситуации между вновь прибывшими детьми, и так называемыми «старичками», т.е. детьми, которые проживают в интернате не первый год.

Наша задача не допустить развитие конфликтов, конфликтных ситуаций. Помочь найти компромисс.

К 9 классу наши воспитанники адаптированы к проживанию в интернате. Знают правила поведения и проживания в интернате, но не всегда их выполняют, иногда нарушают дисциплину. Основная проблема у детей старшего звена – это мобильные телефоны.

Только совместными действиями педагогов и родителей адаптация детей в интернате пройдет быстрее и успешнее.

Родители должны регулярно забирать детей домой на выходные и праздничные дни, каникулы, интересоваться школьными делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осущест...