Проект "биоэнергопластика как способ формирования речи детей" для детей старшей логопедической группы
проект

Вечеркина Елена Вячеславовна

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx136.61 КБ

Предварительный просмотр:

I:\Скан_20220126 (2).jpg

Проект

 «Биоэнергопластика, как способ формирования речи детей»  

Как хорошо, когда ребенок слышит, видит,
Еще прекрасней, когда чисто говорит,
Когда все звуки речи произносит
Ну впрямь как диктор знаменитый говорит.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Начало проекта: 11 октября 2021года

Окончание проекта: 29 апреля 2022 года.

Организаторы  проекта: Воспитатели Гегешко С.К., Сиукаева Т.Е.; учитель-логопед Казакова Е.Н.; педагог-психолог Казакова Н.Ю.; музыкальный руководитель Вечеркина Е.В.; инструктор по физической культуре Зуева Е.С.

Участники: дети старшей логопедической группы, воспитатели, педагоги и родители.

Актуальность:

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики,  как здоровьесберегающую технологию.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Сам термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

          Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.      Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь

внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями

Гипотеза состоит в том, что процесс коррекции звукопроизношения у детей станет более эффективным, если использовать биоэнергопластику в комплексе артикуляционной гимнастики.

Цель проекта: оптимизировать процесс коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста благодаря использованию биоэнергопластики в комплексе артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь.
  2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать координацию движений.
  4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей.
  5. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на занятиях.
  6. Активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи.
  7. Развивать двигательные качества (быстрота, сила, координационные способности и ловкости).
  8. Формировать основные, жизненно важные, двигательные умения и навыки.
  9. Снятие мышечного тонуса.

Ожидаемые результаты:

  1. Выработка точных, четких движений органов артикуляции.
  2. Улучшение пальце-кистевого праксиса.
  3. Оптимизация работы ВПФ.
  4. Сплочение детского и педагогического коллективов в процессе целенаправленной деятельности.

Правила биоэнергопластики:

  1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным;
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  7. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

План проекта:

Этап

Формы работы

Ответственные

Сроки

Диагностический

1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

2. Диагностика звукопроизношения.

3. Ознакомление родителей с результатами речевого мониторинга. Знакомство с основными комплексами арт. упражнений по альбому: «Артикуляционная гимнастика».

Педагог-логопед Казакова Е.Н.

Сентябрь

Октябрь

Подготовительный

1.Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластика»

2. Подбор материала и создание картотек:

  • «Упражнения на выработку правильного речевого дыхания.»
  • «Артикуляционно – пальцевая гимнастика»
  • «Упражнения по развитию силы голоса и правильного выдоха.»
  • «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика со стихотворным текстом»
  • «Театр пальчиков и языка»
  • «Сказки по технологии «биоэнергопластика»»
  • «Комплексы упражнений биоэнергопластики, в соответствии лексическим темам»
  • «Комплексы упражнений биоэнергопластики на занятиях физкультуры»
  • «Комплексы музыкальных упражнений биоэнергопластики»

3. Изготовление индивидуальных перчаток.

Все участники проекта.

Родители

Октябрь

Октябрь

Основной

1.Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

2.Памятка для родителей «Биоэнергопластика, как средство развития речи ребенка»

3.Индивидуальные консультации для родителей «Развитие артикуляционной моторики через биоэнергопластику»

4. Пропаганда среди родителей по использованию новых технологий в домашних условиях. Консультации на  информационном стенде: «Основные упражнения по биоэнергопластике», «Как заниматься дома биоэнергопластикой?»

Все участники проекта.

Воспитатели.

Педагог-логопед Казакова Е.Н.

Воспитатели

Ноябрь-март

Декабрь

Декабрь-январь

Февраль

Итоговый

1.Показ театра пальчиков и языка.

2. Итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

3. Буклет для педагогов

«Биоэнергопластика»

Воспитатели.

Педагог-логопед Казакова Е.Н.

Воспитатели.

Апрель

Май

Апрель

Список использованной литературы.

  1. Бушлякова Р.Г. « Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

     Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2011

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика, СП.,2009
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизической базы речи у детей с нарушениями в развитии.
  3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М, 2011
  4. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи
  5. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»
  6. Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий»
  7. «Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков изд. – во « Детство – Пресс», 2016
  8. Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н ,2009 год
  9.  Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет (речевой

материал для работы с дошкольниками с нарушением звукопроизношения –

           свистящие, шипящие , сонорные), изд – во «Гном» 2014

  1.  Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
  2.  Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет - М Гном, 2001
  3.  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Масленица» - конспект фольклорного праздника для детей старшей логопедической группы

Цели: развить и обогатить речь детей, воображение и фантазию; знакомить детей с народной культурой, воспитывать интерес к окружающему; развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать чё...

методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"

В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...

Осенний праздник "Старичок - Лесовичок" для детей старшей логопедической группы

Конспект праздника для  детей старшей логопедической группы...

План-конспект НОД для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лесовичка" из опыта работы "Логоритмика в детском саду"

   Сюжетно-тематическая организация данной НОД позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. ...

Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино» (звуки «М» - «Мь», буква М)

Презентация к подгрупповому занятию для детей старшей логопедической группы «Путешествие в Простоквашино»  (звуки «М» - «Мь», буква М)...