Использование лаборатории L-микро при проведении демонстрационного эксперимента
статья

Федорова Елена Анатольевна

Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста). При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс Долудиной Е.А., учителя физики, информатики МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска  в рамках муниципальных Педагогических чтений.

«Использование лаборатории L-микро при проведении демонстрационного эксперимента»

Главная форма образования – урок.

Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста). При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения.

Мы живём в обществе, которое заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, творчески мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией, легко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Перед школой стоит задача воспитать выпускника, обладающего такими качествами, а перед учителем – создать такую ситуацию на уроке, когда каждый ученик захочет проявить инициативу, самостоятельность, творчество, активность.

Если ученик сознательно, с удовольствием участвует в учебном процессе, то и обучение будет результативным. Использование информационных технологий способствует этому.

Компьютер в кабинете физики нашей школы был установлен несколько лет  назад. Была приобретена лаборатория L-микро с компьютерным измерительным блоком, мультимедиа проектор. В связи с этим расширились возможности обучения физике в школе.

Физика – наука экспериментальная!

Одним из важным приобретений школы я считаю приобретение оборудования лаборатории L-микро и эффективное использование его на уроках. Которое используется для проведения демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ.

Лаборатория включает, следующие наборы: "Механика", "Тепловые явления", "Электричество"; "Оптика"; "Практикум Электродинамика" и др. Компьютерная измерительная система лаборатории L-микро состоит из следующих измерительных блоков: датчики температуры, давления, магнитного поля, числа оборотов, уровня звуков, влажности, проводимости; приставка "Осциллограф".

 Программное обеспечение для работы с наборами «Механика», «Тепловые явления», позволяет регистрировать сигналы, поступающие от датчиков, отображать их на экране, проводить обработку данных и представлять её результаты на экране. Возможен просмотр полученных графиков. Графики, возникающие на экране при изучении тепловых явлений (зависимости Т от времени при фазовых переходах, при введении понятий количество теплоты, теплоёмкость и т.д.), позволяют лучше понять наблюдаемые явления.

Методы использования:

- при объяснении нового материала, разбирается каждый участок графика;

- при закреплении учащиеся анализируют изменение вида графиков в зависимости от изменения условий проведения эксперимента;

- решение задач: расчёт значений физических величин, используя данные графика, например, удельной теплоты плавления припоя, сравнивая с данными из справочника для олова и свинца;

- самостоятельные исследования учащихся, например, исследуют Т плавления различных веществ, условия переохлаждения жидкости;

- на обобщающих уроках учащиеся сами проводят опыт, объясняя полученные графики.

При обобщении материала по теме: «Жидкость и пар» учащийся 10 класса демонстрировал опыты, показывающие, от чего зависит скорость испарения жидкости, заранее прогнозируя, как будет изменяться график.

В нашей школе достаточно оборудования для проведения экспериментов и оно используется в полной мере: ученики должны реально наблюдать различные процессы и сами проводить опыты.

Компьютер позволяет не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления. Например, при демонстрации процесса испарения и конденсации при изотермическом расширении и сжатии, по графику зависимости Р от V можно судить как изменяется давление при изменении объёма. На данном уроке учащиеся прогнозировали, как изменится горизонтальный участок двухфазного состояния при изменении температуры системы, а затем проверяли правильность предположений.

Очень важно умение учеников работать с приборами, выполнять лабораторные работы, что доставляет учащимся огромное удовольствие. Всё это способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в различных процессах и явлениях.

Итак, наличие компьютера и мультимедиа проектора на уроке позволяет: использовать лабораторию L-микро для;

- проведения демонстрационного эксперимента;

- создавать анимационные модели;

- организовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся;

- проводить компьютерные л.р.;

- демонстрировать тексты, формулы, фотографии, видеоролики;

- иллюстрировать решение сложных задач;

- составлять свои лекции с экспериментами;

- осуществлять текущий контроль;

- проводить контроль уровня знаний, используя дифференциацию.

Сотрудничество учителя и ученика, их активность, творчество, сочетание современных педагогических и информационных технологий, позволит воспитать всесторонне развитого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая лаборатория L-микро

L-микро - это учебное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике, разработанные на основе современных технологий.  Комплекты лабораторного обо...

Использование ЭОР на уроках физики для проведения демонстрационного эксперимента по теме" Электрический ток"

Подборка ЭОР для  осуществления  демонстрационного эксперимента на уроках по разделу  «Электрический ток»...

Фронтальные и демонстрационные эксперименты на уроке "Полное внутреннее отражение"

Много лет при изучении темы "Полное внутреннее отражение" проводим опыты, которые очень нравятся ученикам и учителям. Опыты эффектные, всегда получаются,заставляют задуматься, помогают понять явление....

Наглядные примеры проведения демонстрационных экспериментов на уроках физики с использованием школьного осциллографа и других приборов

Данная презентация содержит краткое руководство по использованию такого прибора, как школьный осциллограф. Помимо блока принципиальных схем руководство содержит краткие видеообзоры, где наглядно наблю...

Урок физики в 8 классе, с использованием лаборатории L- микро на тему «Температура и способы ее измерения».

Цель урока:• усвоить понятие температуры, поняв связь температуры со скоростью беспорядочного движения молекул тела,• ознакомить учащихся с температурой поверхности Земли через анализ снимков в ИК-диа...

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро.

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро. ...

Наглядные примеры проведения демонстрационных экспериментов на уроках физики с использованием школьного осциллографа и других приборов

Данная презентация содержит краткое руководство по использованию такого прибора, как школьный осциллограф. Помимо блока принципиальных схем руководство содержит краткие видеообзоры, где наглядно наблю...