Профориентационная работа с учащимися 9-го класса сельской школы
методическая разработка

Рупышева Наталья Николаевна

Профессиональное самоопределение осуществляется в юном возрасте. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых старшеклассником.  Почему он считается самым важным шагом в жизни человека?  

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа

671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,

(тел.8-30136-56-0-06)

Профориентационная работа

с учащимися 9-го класса

сельской школы

                                           Автор: Рупышева Наталья Николаевна

671336 Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой,

ул.Центральная, д.10,  (тел.8-914-986-39-14)

Профессиональное самоопределение осуществляется в юном возрасте. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых старшеклассником.  Почему он считается самым важным шагом в жизни человека?

Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек выбирает себе ещё и образ жизни. Это мнение подкрепляется многочисленными примерами. Так, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником), то мысленно себе представляем и образ жизни  такого человека. Девушки, выбирающие профессию бухгалтера, часто интересуются  экономикой или математикой. Они выбирают образ жизни – спокойную, не требующую  большой отдачи  профессию, которая позволит им достаточное время уделять семье. Иначе говоря, уже на самом этапе выбора, они выстраивают не только профессиональный, но и жизненный путь.

Для успешного осуществления  жизненного и  профессионального самоопределения необходима профессиональная зрелость, для развития которой применяются активизирующие методы профориентации. Развитие профессиональной  зрелости – готовность выпускника к самостоятельному построению своего плана. Очень важно, чтобы дети могли осуществить правильный  выбор своей  будущей профессии, который должен быть сознательным и самостоятельным.

Сознательным выбор может быть лишь тогда, когда учитываются и принимаются во внимание такие важные факторы:

        - учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

- информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

- диагностико-консультационный подход: опросники

                                                                      анкетирование

                                                                      консультирование

- развивающий подход, формирующий профессиональные навыки: тренинги, мастер-классы, деловые игры, психологические упражнения, работа по схеме альтернативного выбора по Пряжникову;

- знание личностных особенностей, возможностей и способностей уч.

Самостоятельность в выборе профессии подразумевает проявление максимума независимости, собственной инициативы. Самостоятельный человек не боится учитывать советы знающих и опытных людей. Прежде всего, это позиция старших членов семьи, учителей, классного руководителя.

Современный подход к профессиональной ориентации учащихся в сельской школе подразумевает совместную работу следующих социальных институтов: школа, центр занятости населения, дом творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации. Учитывая разнообразие организаций, включенных в эту работу, необходима ее грамотная координация. В настоящее время в в сельской местности в качестве такого координатора выступает школа.

        Работа по профессиональной ориентации в нашей  школе включает в себя проведение следующих мероприятий:

- классные часы по профориентации. Учащиеся знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;

- трудовые декады. Отражают подготовку учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в будущей профессии;

- эстетические беседы. Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовых занятий способствует развитию их художественного вкуса и творческих способностей. Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести учеников к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта, поведению  и отношению друг к другу. Необходимое условие – высокий уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество изделий, которые они изготавливают;

- экскурсии в профессиональный лицей №21. Знакомство с профессиями строителя, механика, сварщика, мастера ЖКХ, повара, пекаря, швеи.

Особое внимание уделяется посещению Центра занятости населения, где решаются следующие задачи:

- информирование школьников о состоянии и перспективах  рынка труда, требованиях, предъявляемых получаемой профессией, к человеку;

- формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия профессионального труда.

- демонстрация моделей одежды. Актуальной и важной задачей трудового обучения является помощь учащимся самоопределиться в выборе своего пути. Одной из форм в рамках  указанной работы является «Парад моделей», на котором девочки демонстрируют одежду, сшитую своими руками на уроках швейного дела. Получают оценку своего изделия не только учителем трудового обучения, но и другими «независимыми» лицами.  Награждение и поощрение за проделанную работу дает девочкам мощный стимул к дальнейшей работе и достижению еще больших результатов.

- ролевые игры. В школе проводится традиционный День самоуправления, т.е. выпускники играют роль учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков, библиотекаря. В процессе игры учащиеся 9 класса овладевают профессиональными навыками и умениями работников школы, замечают, насколько успешно справляются с данной специальностью, оценивают свои возможности, сравнивают себя со своими товарищами, анализируют причины удач и неудач.

- школьная газета – способствует профессиональному воспитанию и развитию школьников, росту познавательной активности, повышению уровня социализации учащихся. Создание школьной газеты имеет огромное влияние на выбор профессии, способствует исследовательской деятельности.

В нашей школе ежегодно проводится неделя журналистики. Для ребят проводятся мастер-классы от редакции газеты «Школьное время». Юные журналисты с большим интересом слушают о том, как правильно написать статью, о верстке газеты, о правилах фотодела. В течение недели все социально значимые объекты нашего села находились под пристальным оком школьных журналистов. По результатам жеребьевки, каждый класс организовал экскурсию на объект, где ребята узнали о тонкостях работы данного предприятия, его успехах и неудачах, о людях, влюбленных в свою профессию, и написали об этом статьи, такие как «Тонкости музейного дела»,  «На волнах книжных просторов», «Будни сельского фельдшера», «Опасная работа дежурного электромонтера на подстанции «Онохой»,  «Где родился, там и пригодился» и др.

    Сегодня профессия журналиста имеет большое значение. Люди уже не мыслят жизни без средств массовой информации. Наш проект показал учащимся всю сущность работы журналиста, достоинства и недостатки этой интересной профессии. В процессе этой ролевой игры учащиеся испытали себя в роли журналистов, а истинные профессионалы своего дела сумели зажечь глаза ребят и заинтересовать их своей профессией. Таким образом, происходит профессиональное самоопределение учащихся.  

         В процессе проведения профориентационной работы педагоги одновременно ведут и работу по профессиональной         адаптации детей. Для успешной адаптации в профессии, рабочем коллективе необходимы следующие умения:

- умение осознавать требования к полученной профессии;

- умение  устанавливать межличностные отношения в коллективе;

- умение принимать и соблюдать правила  поведения  в коллективе;

- умение общения и достойного поведения с коллегами.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации учащихся как одного из приоритетных направлений жизненного самоопределения. Профессиональное ориентирование детей необходимо осуществлять комплексно, вовлекая  в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет положительные результаты в выборе жизненной позиции выпускника сельской школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов

Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации ...

Использование игровых технологий в профориентационной работе с учащимися 7-9 классов

Описание возможностей использования игровых технологий в профориентационной работе...

Программа III Республиканской математической олимпиады учащихся 5-8 классов сельских школ

Данная программа регламентирует  время и содержание  III Республиканской математической олимпиады учащихся 5-8 классов сельских школ, организованной ГАУ ДПО РБ "Бриоп" совместно с Ассоциацие...

Исследовательская работа «Лексикон учащихся 6-8 классов моей школы»

Актуальность исследования:  утрата понимания ценностей родного языка среди учащихся; необходимость формирование культуры речи учащихся для адаптации в современном мире....

Программа профориентационной работы для учащихся 8-11 классов "Путь в профессию".

Поурочные разработки профориентационных уроков для учащихся 8-11 классов....

Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающи...